«Формирование познавательного интереса ребёнка в опытно-исследовательской деятельности»
проект по окружающему миру
Задачи:
Расширять знания детей о культурных и дикорастущих
растениях.
Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
Учить правильно, ухаживать за растениями.
Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
Развивать познавательные и творческие способности детей.
Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. Правильно отображать наблюдения в рисунке.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnogo_interesa_v_opytno_issledovatelskoy_deyatelnosti.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.» В.Сухомлинский «Что я слышу – забываю. Что я вижу – помню. Что я делаю – я понимаю.» Конфуций
Познавательно- исследовательский проект «Весёлый огород» Проект: долгосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский. Участники проекта: дети подготовительной коррекционной группы, родители и педагогический коллектив учреждения. Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи: Расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений. Учить правильно, ухаживать за растениями. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Развивать познавательные и творческие способности детей. Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. Правильно отображать наблюдения в рисунке. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками. Для реализации проекта был разработан план: Выбор актуальной темы. Определить цели и задачи по выбранной теме. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала. Включить в план – схемы занятий, игры, развлечения и другие виды деятельности. Разработать домашние задания на лето. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых
Предполагаемый результат: Закрепление и расширение знаний о родном крае и культурных огородных растениях. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности. Дети увидели многообразие посевного материала. Экспериментальным путём выяснили, как из семян появляется плод. У детей формируется уважительное отношение к труду, бережное отношение к растительному миру. Расширение связей специалистов в ДОУ. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса. Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы. Сроки реализации проекта: с января по октябрь.
Этапы работы над проектом. 1.Подготовительный этап. Определили цели и задачи проекта. Сбор информационного материала. Создание условий для работы в огороде на окне. Составление плана мероприятий по организации детской исследовательской и трудовой деятельности. С помощью родителей собрали коллекцию семян. Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда. Сделали подборку дидактических игр, художественной литературы.
2. Исследовательский этап. Дети под руководством воспитателей посадили семена кресс салата, огурца, перца, помидор, укропа. Были проведены следующие опыты: - наблюдение за ростом корневой системы лука в воде; - проращивание семян кресс салата через ткань; - проращивание семян гороха, бобов в вате между призрачными плоскостями. Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки. В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему. Проводились коррекционно-развивающие занятия, беседы по данной теме.
3.Эстетический этап. Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в колорите русской деревни: бревенчатый дом, колодец, пугало Ванятка, хозяин дед Лукьян и хозяйка бабушка Лукерья. А ещё на нашем огороде поселилась Марфа Морковкина и Свёкла Свеколкина. 4.Заключительный этап. Коллектив группы (воспитатели и дети) собрали урожай огурцов, лука, салата, укропа, помидор. Дети с большим удовольствием пробовали овощи и зелень, выращенные своими руками. Все этапы проекта фотографировались и оформлены в виде презентации «Весёлый огород». Была организована выставка детских работ. Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели праздничное мероприятие «Весёлый огород». Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
Этапы реализации проекта 1 этап - подготовительный Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями Цели Я Н В А Р Ь Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала. Создать: Условия для организации работы в «огороде на окне» Сделать подборку дидактических игр по данной теме. Изучить тему: «Дикорастущие и культурные растения». Рассматривание книг, иллюстраций с изображением овощей. Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие растения». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Анкетирование родителей. Консультация: «Сделай грядку на подоконнике». Собрать коллекцию семян огородных растений распространённых в нашем регионе. Создать условия для реализации проекта. Вызвать интерес, желание заботиться о растениях. Познакомить с интересными представителями мира растений.
2 этап – основной Ф Е В Р А Л Ь Изучить тему: «Метод проектов в экологическом воспитании детей как одна из форм исследовательского обучения». Изготовить таблички – указатели с названиями растений. Оформить дневник наблюдений за растениями. Беседы с детьми: « В мире растений» «Зелёный лучок на подоконнике» Практическая деятельность: Посадка лука. Опыт-наблюдение: «Рост лука в благоприятных и неблагоприятных условиях». Проращивание семян в песке, торфе, мхе, земле. Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, в разных условиях
М А Р Т Изучить тему: «Условия, необходимые для роста растений» Изготовить алгоритм ухода за растениями. Изготовить алгоритм посадки растений. Создать: «Лабораторию огородных наук». Практическая деятельность: Посадка семян салата, укропа, огурцов. Посадка семян помидор и перца в парничок. Беседы с детьми: «Посев семян» «Условия необходимые для посева семян» Опытническая деятельность: Проращивание семян гороха, бобов, в вате между прозрачными плоскостями. Проращивание семян в благоприятных и неблагоприятных условиях. Оформить выставку работ родителей и детей «От семечки к ростку». Собрать коллекцию семян различных цветов (астры, настурция, фасоль). Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
А П Р Е Л Ь Изучить тему: «Пикировка растений». Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. Сделать подборку загадок, пословиц, поговорок на данную тему. Беседы с детьми: « Первые всходы» « Пикировка растений» Практическая деятельность: Пикировка рассады перцев, томатов. Рассматривание цветочных семян через лупу. Практическая деятельность: Посадка семян астр, бархатцев, настурции. Посадка луковиц тюльпанов на выгонку. Разучивание с детьми загадок, пословиц (в течении всего проекта). Оформление дневника наблюдений. Трудовые поручения : Полив и уход за растениями. Изготовление шапочек цветов, для театральной студии. Изготовление книжек – малышек «Мой любимый цветок» Экологическая акция: «Цветы для красоты». Дать понятие детям о значении пикировки растений. Продолжать формировать трудовые навыки по уходу за растениями. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
М А Й Изготовить героев инсценировки «Морковкины сказки». Создание книги рецептов «Витаминные грядки» Изучить тему: «Как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице» Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Игра мультимедиа «Как растёт цветок» Инсценировка сказки. «Спор овощей». Итоговая беседа: «Огород на окне переносится на участок детского сада» Практическая деятельность: Подготовить клумбы к высадке рассады цветов. Посадка рассады в клумбы. Посадка рассады помидор и перцев. Дидактическая игра «Цветочный магазин» Консультация для родителей. «Овощи и фрукты, ценные продукты» Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне. Формировать интерес к результату своего труда. Закреплять умение различать цветы, находить нужный среди других, называть его, научить группировать по цвету, составлять красивые букеты.
И Ю Н Ь Обработка и оформление материалов проекта . Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Наблюдения: Как растут наши растения. Трудовые поручения Прополка, окучивание, уход за растениями огорода и цветника. Сделать «огородный» фоторепортаж о выращивании овощей (прополка, полив, рыхление) «Лето на даче» «Как я помогаю на огороде» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. И Ю Л Ь Анализ и обобщение результатов полученных в процессе работы над проектом. Наблюдение за ростом растений в огороде и цветнике. Трудовые поручения Прополка, полив, рыхление, окучивание растений огорода и цветника. Дидактическая игра «Что растёт на клумбе» «Садовые-луговые» Развлечение «Бал цветов» Сделать альбом презентацию «Мой зелёный друг» «Сеньор – помидор» «Лук, от семи недуг» «Зелёный удалец» «Витаминный перчик»… Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Формировать навыки ухода за растениями на огороде. Продолжать закреплять названия цветов, их внешний вид.
А В Г У С Т Обработка и оформление материалов в виде презентации. Слайдовая презентация «Весёлый огород» Наблюдение за ростом растений в огороде и цветнике. Трудовые поручения Прополка, полив, окучивание, растений огорода и цветника. Дидактическая игра «Угадай, какой цветок распустился» «Опиши, я угадаю» Досуг «Спортивный огород». Изготовить муляжи консервированных овощей. Фиксировать наблюдения за растениями в дневнике наблюдений. Учить узнавать распустившийся цветок на клумбе.
3 этап-заключительный С Е Н Т Я Б Р Ь Создание мини – энциклопедии «Наши цветы» Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации «Весёлый огород». Анализ результативности Наблюдение за созреванием урожая. Трудовые поручения Сбор семян садовых цветов . Сбор урожая созревших овощей. Практическая деятельность: Продолжим жизнь цветку в группе. Итог проекта Развлечение для детей и взрослых «Весёлый огород». Выставка поделок ( совместных родителей и детей» «Забавные поделки из овощей» Продолжать расширять представление детей о семенах. Дать понятие о том, что цветок один, а семян много. Уточнить знания об изменениях происходящих осенью в жизни растений. Создать условия для продолжения жизни цветка в группе.
Критерии к диагностической карте по формированию познавательного интереса у детей в опытно-исследовательской деятельности Имеет представление о растениях огорода. Называет этапы роста растения. Умеет вести наблюдение. Делать зарисовки с помощью взрослого. Умеет ухаживать за растениями. В работе проявляет трудолюбие. Обогащение словарного запаса. Умеет различать и называть семена различных овощных культур. У меет называть части растения. З нает условия необходимые для роста растений.
Оценка результатов деятельности Высокий уровень Ребёнок самостоятельно называет большинство растений огорода. Рассказывает, как из семян вырастает растение. Без помощи взрослого может рассказать, как правильно ухаживать за рассадой на окне, и растениями в огороде. Узнаёт растение, называет его основные части. Умеет вести наблюдение, может сравнить растения, найти сходство и различие во внешних признаках. Самостоятельно, по плану- схеме, может составить описательный рассказ о растении. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к выращиванию зелени и рассады овощей на подоконнике. Умеет замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. Средний уровень Ребёнок самостоятельно называет несколько растений огорода. С помощью взрослого рассказывает, как правильно ухаживать за рассадой на окне, и растениями в огороде. Основные части растения называет с помощью взрослого. Испытывает затруднение в составлении описательного рассказа о растении. С помощью взрослого находит сходство и различие во внешних признаках растения. Связи между растением и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Практические умения и навыки ухода сформированы недостаточно. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет. Низкий уровень Ребёнок называет 2-3 растения. Без помощи взрослого затрудняется рассказать об уходе за посадками на окне. Основные части растения назвать затрудняется. Не замечает изменений в росте растений. Представление об особенностях строения растений, условиях их роста неустойчивы. Интереса нет или он ситуативен. Желания ухаживать за растениями нет.
сводная таблица н/г к/г высокий 20% 57% средний 43% 36% низкий 37% 7% Сводная таблица уровня достижения детьми планируемых результатов динамики формирования познавательного интереса в опытно – исследовательской деятельности
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями. Спланированная работа и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребёнок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно осваивать новые способы.
Е.Емельянова Исследовательская деятельность детей. Ребёнок в детском саду. Журнал Дошкольное воспитание№6, 2007. И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир Детское экспериментирование. Г.П.Тугушева А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Ресурсы интернета. Используемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
Консультация по вопросу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности....
Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Опытно – исследовательская и экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса и самостоятельного решения проблемных ситуаций в рамках социума(семья – д/с)»
Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Опытно – исследовательская и экспериментальная деятельность как средство индивидуализации при формировании познавательного интер...
Формирование познавательного интереса и инициативы в творческой деятельности
презентация сообщению на педсовете...
Формирование познавательного интереса и инициативы в творческой деятельности
сообщние на педсовете...