«Опытно-исследовательская и экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса и самостоятельного решения проблемных ситуаций в социуме (семьи)»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Опытно-исследовательская и экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса и самостоятельного решения проблемных ситуаций в социуме (семьи)»
Подготовила
Старший воспитатель
ГБОУ Школа № 1080
Михан Т.Ф.
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития.
Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.
Активная познавательная деятельность - это деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому, позволяет формировать новые умения, потребности и способности.
Она является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества.
В качестве важнейших показателей познавательной активности выделяют:
- желание заняться интересующей познавательной деятельностью;
- эмоциональные реакции в процессе познания;
- стремление обрести необходимые навыки и умения в интересующей области;
- владение умственными действиями и способами получения информации;
- доступная для возраста самостоятельность в познании.
Ученые считают:
- Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Щукина Г.А. - познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.
- Ананьев Б.Г., Богоявленская Д.Б., Годовикова Д.Б., Землянухина Т.М., КуликоваТ.А., Петровский А.В. считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.
- Лисина М.И., Серебрякова Т.А. - факторы, влияющие на формирование познавательной активности ребенка: общение, потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.)
- Голицын В.В., Морозова Н.Р. отмечают, что без сформированной в дошкольный период познавательной активности, обучение не может быть успешным.
Познавательная активность - это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли:
- как средство живого, увлекающего обучения;
- как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности;
- как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы.
В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников. Исходя из этого наиболее интересным, отвечающим современным подходам в образовании является метод проектной деятельности.
Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (так как предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (так как разрабатывались план, эскиз, модель).
Впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д.Снедзен - заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. И основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952гг), который рассматривал детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия. В начале XIX века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Американские педагоги считали, что практическое обучение является основой обучения будущих фермеров. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщенное название «домашний проект». Так возник метод проектов. В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект».
Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон-план». Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. В педагогической энциклопедии считается, что в широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи В.Х. Килпатриком (1871-1965), который обозначил его как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность. Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Актуальность метода обосновывается высокой познавательной активностью детей, которой не достает самостоятельности. Методы объяснительно – иллюстративные и методы проблемного обучения зачастую в работе педагога носят фрагментарный эпизодический характер. Использование комплексных тематических занятий не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков как их интеграция. Интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема – вот выход из ситуации.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
С учетом психовозрастных особенностей дошкольников, понимая под проектом такую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Основная цель проектного метода для дошкольников: создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Проектный метод:
- дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
- помогает осваивать окружающую действительность;
- способствуют развитию творческих способностей;
- способствуют умению наблюдать, слушать;
- помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- развивают речь, память, мышление, воображение;
- формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;
- стимулирует к самосовершенствованию.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Специфика использования метода проектов в состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Взрослый моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
-обучение планированию;
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- умение анализировать;
- формировать позитивное отношение к работе.
Принципы организации проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;
- вести подготовку детей к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов;
- в том случае, если проект групповой каждый ребенок должен четко показать свой вклад в выполнение проекта;
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Проект-это разовая деятельность, которая:
- направлена на достижение конкретной цели;
- производит конечные результаты;
- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
- имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
-использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, человеческих, информационных.
Типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).
Также проекты подразделяются на:
- комплексные;
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные
Проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный.
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников.
2. Целеполагание (мотивирующее начало проекта). По внешней форме это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача взрослого на данном этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
3. Планирование.
Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
-в каких источниках найти информацию;
-какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
4. Исполнительский.
- этап реализации работы над проектом:
4.1информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели.
В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.
4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности)
Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования, информационные – демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на « проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается).
6. Рефлексивно-оценочный.
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
7. Проектировочный.
Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм взрослог, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
До пяти лет ребенок развивается на подражательно - исполнительном уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя), а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.
Выделяют следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий:
Дети 4-5 лет
1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).
2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.
5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
Дети 5-6 лет
1. Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
2. Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6. Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.
Дети 6-7 лет
1. Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон.
2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.
4. Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6. Определение детьми перспективы развития проектирования.
На первом этапе освоения проектных действий рекомендуется отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.
На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не только генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, - расширить проблему проектирования.
Третий и последующие этапы освоения проектных действий – творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно.
Можно выделить общие дидактические требования, связанные с проведением проектов. Первое требование – время, отводимое для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного и спокойного решения проблемы. Второе требование касается оценки деятельности ребенка. Третье требование заключается в системном их использовании: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой порядочную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.
Вся работа над проектом строится на следующих принципах:
- принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
- принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
- принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
- принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый», т.е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- деятельность детей без принуждения;
- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
- совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
- тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Этапы работы реализации проекта:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап Целеполагание | Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | Вхождение в проблему. Принятие задачи. | Знакомство с проблемой. Понимание проблемы. Принятие проблемы. Дополнение проблемы новыми идеями |
2 этап Разработка проекта | Помогает в решении задачи. | Распределение амплуа | Составление вместе с ребенком план-схемы Сбор информации, материала. |
3 этап Выполнение проекта | Составление вместе с ребенком план-схемы Сбор информации, материала. | Формирование специфических знаний, умений навыков. | Практическая помощь (по необходимости). Совместная деятель-ность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии |
4 этап Подведение итогов | Подготовка к презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. | Осознанный интерес родителей к проблемам . Помощь в оформлении и презентации продуктов деятельности |
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей, а это для ребёнка это гораздо больше, чем беседы и нравоучения. Вырастает авторитет родителей в глазах ребенка, дети восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”!
У родителей повышается компетентность в вопросах детского проектирования – они активно участвует в образовательном процессе ДОУ; повышаются знания о возрастных закономерностях развития дошкольника и умения формировать познавательную активность в условиях семьи.
Родители учатся адекватно оценивать возможности и развитие своих детей: познавательную и творческую активность; общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Опытно – исследовательская и экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса и самостоятельного решения проблемных ситуаций в рамках социума(семья – д/с)»
Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Опытно – исследовательская и экспериментальная деятельность как средство индивидуализации при формировании познавательного интер...
Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...
Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"
Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"...
Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...
Статья "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...