Экологические игры для детей средней группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Экологические игры позволяют познакомить детей с окружающей природой, временами года...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры экологического содержания для средней группы
- «ГДЕ ЧТО ЗРЕЕТ?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
- «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»
Цель:
закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
- «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель:
Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.
- «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель:
Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
- «МОЁ ОБЛАКО».
Цель:
Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход: Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
- «НАСЕКОМЫЕ»
Цель:
Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход:Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
- «ЦВЕТЫ»
Цель:
Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход:Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
- «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель:
Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.
- «ДА ИЛИ НЕТ».
Цель:
Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
- «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ»
Цель:
Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
- «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»
Цель:
Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход : Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.
- «ОХОТНИК»
Цель:
Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход: Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
- «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
Цель:
Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
- «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель:
Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
- «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ»
Цель:
Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
- «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»
(с мячом)
Цель:
Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
- «НАЙДИ ПАРУ»
Цель:
Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход: Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
- «ЛЕСНИК»
Цель:
Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).
Ход: Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
- «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»
Цель:
Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.
Ход : Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
- «ПРИДУМАЙ САМ»
(Вариант 1)
Цель:
Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход: Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
(Вариант 2)
Ход: Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.
- «НЕ ЗЕВАЙ!»
(птицы зимующие, перелётные).
Цель:
Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход: Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
- «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»
Цель:
Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.
23 «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
Цель:
Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход: Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
- «ПТИЦЫ»
Цель:
Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход: Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
- «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»
(вариант 1).
Цель.
Упражнять в классификации предметов.
Ход: Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».
(вариант 2)
Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.
- «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»
Цель:
Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.
- «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель:
Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
- «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»
Цель:
Учить детей находить неточности в тексте.
Ход: Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
(К. Чуковский)
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
- «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»
Цель:
Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
- «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
(растения)
Цель:
Закреплять знания о многообразии растений.
Ход: Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-689114-1444930305.jpg)
КВН «Почти все о неживой природе» Игра – развлечение по экологическому воспитанию для детей средней группы
В игре дети обобщают и систематизируют знания и представления детей о неживой природе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-385823-1623349413.jpg)
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/24/picture-1011864-1682334149.jpg)
Экологическая квест игра для детей средней группы
развлечение предназначено для детей среднего дошкольного возраста, педагогов дошкольного и дополнительного образования, творческих родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/29/picture-869738-1483036040.jpg)
Экологические игры для детей среднего дошкольного возраста
Подбор игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-1102758-1579788057.jpg)
Игры с экологическим содержанием для детей средней группы.
Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей)....
Экологические игры для детей средней группы
Картотека экологических игр для детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-1075095-1540725096.jpg)
Экологические игры для детей среднего возраста
Дидактические игры экологического содержания доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познават...