Экологические игры для детей средней группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Бажина Татьяна Юрьевна

Экологические игры позволяют познакомить детей с окружающей природой, временами года...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_ekologicheskogo_soderzhaniya_dlya_sredney_gruppy.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Игры экологического содержания для средней группы

  1. «ГДЕ ЧТО ЗРЕЕТ?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

  1. «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

Цель:

закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

  1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

Цель:

Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

  1. «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель:

Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

  1. «МОЁ ОБЛАКО».

Цель:

Развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход: Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

  1. «НАСЕКОМЫЕ»

Цель:

Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход:Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

  1. «ЦВЕТЫ»

Цель:

Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход:Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

  1. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель:

Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.

  1. «ДА ИЛИ НЕТ».

Цель:

Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

  1. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ»

Цель:

Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

  1.  «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»

Цель:

Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход : Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

  1. «ОХОТНИК»

Цель:

Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход: Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.

  1. «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель:

Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

  1. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель:

Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

 

  1. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ»

Цель:

Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Ход: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

  1. «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»

(с мячом)

Цель:

Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

  1. «НАЙДИ ПАРУ»

Цель:

Развивать у детей мышление, сообразительность.

Ход: Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

  1. «ЛЕСНИК»

Цель:

Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).

Ход: Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

  1. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель:

Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход : Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

  1. «ПРИДУМАЙ САМ»

(Вариант 1)

Цель:

Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход: Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

(Вариант 2)

Ход: Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.

  1. «НЕ ЗЕВАЙ!»

(птицы зимующие, перелётные).

Цель:

Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход: Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.

  1. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель:

Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

23 «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Цель:

Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Ход: Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.

  1. «ПТИЦЫ»

Цель:

Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход: Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

  1. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»

(вариант 1).

Цель.

Упражнять в классификации предметов.

Ход: Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

  1. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель:

Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

  1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

  1. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель:

Учить детей находить неточности в тексте.

Ход: Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

(К. Чуковский)

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

  1. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цель:

Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

  1. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

(растения)

Цель:

Закреплять знания о многообразии растений.

Ход: Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Почти все о неживой природе» Игра – развлечение по экологическому воспитанию для детей средней группы

В игре дети обобщают и систематизируют знания и  представления детей о неживой природе...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Экологическая квест игра для детей средней группы

развлечение предназначено для детей среднего дошкольного возраста, педагогов дошкольного и дополнительного образования, творческих родителей....

Экологические игры для детей среднего дошкольного возраста

Подбор игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста....

Игры с экологическим содержанием для детей средней группы.

Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей)....

Экологические игры для детей средней группы

Картотека экологических игр для детей средней группы...

Экологические игры для детей среднего возраста

Дидактические игры экологического содержания  доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познават...