Проект "Путешествие в старину"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство детей с традициями и бытом русского народа, систематизация знаний детей о предметах старинного быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_starinu.docx | 711.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ «Гимназия г. Троицка» г. Москвы, отделение №7
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в старину» (подготовительная группа №2)
Авторы: воспитатели Фомина В. Н, Зайцева Т. А.
Паспорт проекта
Возраст: 6-7 лет. Тип проекта: творческий, игровой, познавательный. По количеству участников: коллективный. По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги). По продолжительности: краткосрочный. Срок реализации: октябрь 2024 года.
Проблема: В последнее время наблюдается спад интереса детей к жизни русской деревни и русского народа с его бытом, культурой, традициями. Отсутствие у детей потребности и интереса к изучению своей истории отрицательно сказывается и на стремлении сохранять лучшие традиции своего народа, своей национальной культуры.
Актуальность.
Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К. И. Чуковского «Федорино горе» и увидели старинные предметы быта. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было электричества, мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были раньше часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей.
Цель: Знакомство детей с традициями и бытом русского народа, систематизация знаний детей о предметах старинного быта. Формирование у детей «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
Обучающие
1. Формировать представления детей о жизни русского народа в старину.
Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.
Развивающие
1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;
2. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;
3. Развивать умение составлять описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.
Воспитательные.
1. Продолжать формировать патриотические чувства, любовь к родному городу; прививать интерес к познанию истории России.
2. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
3. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;
• Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;
• Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.
Для педагогов: продолжать освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Создание коллекции обучающих мультимедийных презентаций краеведческой направленности.
Для родителей:
1. Посильная помощь в пополнении экспонатов для этнографической выставки, расширять возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
Этапы проекта
№ п/п | Этапы проекта | Содержание этапа |
1 | Первый этап: (подготовительный) | Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр. Подобрать методическую литературу на тему «Музейная педагогика». Проведение бесед с родителями по организации выставки старинных предметов. |
2 | Второй этап: (основной) | Просмотр презентации «Старинные предметы быта» (домашнее задание для родителей: совместно с детьми создать презентацию на тему «Старинные вещи »). Чтение художественной литературы, заучивание потешек, пословиц, пестушек. Загадки о предметах быта. Рисование «Идёт дым с печи» Аппликация «Каша в чугунке» Лепка «Посуда старины» |
3 | Третий этап: (обобщающий) | Оформление мини-выставки предметов старины. Систематизация материала. Экскурсия вместе с родителями в краеведческий музей. |
4 | Результат | НОД по окружающему миру и развитию речи «Экскурсия в музей старинных вещей» |
Список литературы:
1. Н.Ф. Виноградова «Народное творчество как средство воспитания
любви к родному краю у детей 5–7 лет» М. : Изд-во АПН СССР, 1983г.
2. О. В. Дыбина «Что было до…» Игры путешествия в прошлое предметов».
Издательство ТЦ «Сфера», 2001г.
3. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»
4. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду» М: Линка-Пресс, 2008г.
5. Журнал «Музыкальный руководитель» Изд.: ООО Издательский дом
«Воспитание дошкольника» 2004г. № 2, 2006г. №4, 2010г. №2, 2008г. №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиграем в старину
Воспитание фольклором в детском саду...
Старину мы помним, старину мы чтим
мероприятие в форме игры КВН...
КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе
Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...
Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»
Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)
Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...
Буклет " Старину мы помним старину мы чтим "
Консультация для родителей ввиде буклета...