Проект "Путешествие в старину"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Фомина Вера Николаевна

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа, систематизация знаний детей о предметах старинного быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_starinu.docx711.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ «Гимназия г. Троицка» г. Москвы, отделение №7

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в старину» (подготовительная группа  №2)

Авторы: воспитатели Фомина В. Н,  Зайцева Т. А.

Паспорт проекта

Возраст: 6-7 лет.                                                                                                  Тип проекта: творческий, игровой, познавательный.                                       По количеству участников: коллективный.                                                      По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги).           По продолжительности: краткосрочный.                                                               Срок реализации:  октябрь 2024 года.

Проблема: В последнее время наблюдается спад интереса детей к жизни русской деревни и русского народа с его бытом, культурой, традициями. Отсутствие у детей потребности и интереса к изучению своей истории отрицательно сказывается и на стремлении сохранять лучшие традиции своего народа, своей национальной культуры.

Актуальность.

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К. И. Чуковского «Федорино горе» и увидели  старинные предметы быта. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было электричества, мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были раньше  часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей.

Цель: Знакомство детей с традициями и бытом русского народа, систематизация знаний детей о предметах старинного быта. Формирование у детей «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью русского  народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

 Обучающие

1.  Формировать представления детей о жизни русского народа в старину.

Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;

2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.

Развивающие

1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;

2. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;

3. Развивать умение составлять описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.

Воспитательные.

 1. Продолжать формировать патриотические чувства, любовь к родному городу; прививать интерес к познанию  истории России.

2. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

3. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории.

Ожидаемый результат:

• Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;

• Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;

• Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.

Для педагогов: продолжать освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Создание коллекции обучающих мультимедийных презентаций  краеведческой направленности.

Для родителей:

1. Посильная помощь в пополнении экспонатов для этнографической выставки,  расширять возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.

Этапы проекта

п/п

Этапы проекта

Содержание этапа

1

Первый этап:

(подготовительный)

Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр. Подобрать методическую литературу на тему «Музейная педагогика». Проведение бесед с родителями по организации выставки старинных предметов. 

2

Второй этап:

(основной)

Просмотр презентации «Старинные предметы быта» (домашнее задание для родителей: совместно с детьми создать презентацию на тему «Старинные вещи »).

Чтение художественной литературы, заучивание потешек, пословиц, пестушек.

Загадки о предметах быта.

Рисование «Идёт дым с печи»

Аппликация «Каша в чугунке»

Лепка «Посуда старины» 

3

Третий этап:

(обобщающий)

Оформление мини-выставки предметов старины.

Систематизация материала.

Экскурсия  вместе с родителями  в краеведческий музей.

4

Результат

НОД по окружающему миру и развитию речи

«Экскурсия в  музей старинных вещей»

Список литературы:

1. Н.Ф. Виноградова «Народное творчество как средство воспитания

любви к родному краю у детей 5–7 лет» М. : Изд-во АПН СССР, 1983г.

2. О. В. Дыбина «Что было до…» Игры путешествия в прошлое предметов».

Издательство ТЦ «Сфера», 2001г.

 3. О. Л. Князева  «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры»

 4. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду» М: Линка-Пресс, 2008г.

5.  Журнал «Музыкальный руководитель» Изд.: ООО Издательский дом

«Воспитание дошкольника» 2004г. № 2, 2006г. №4, 2010г. №2, 2008г. №3.

   F:\Фомина, Зайцева_Путешествие в старину 2024г\IMG_20241029_093832_949.jpg                                   F:\Фомина, Зайцева_Путешествие в старину 2024г\IMG_20241029_095157_080.jpg

F:\Фомина, Зайцева_Путешествие в старину 2024г\IMG_20241029_093654_708.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграем в старину

Воспитание фольклором в детском саду...

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Буклет " Старину мы помним старину мы чтим "

Консультация для родителей ввиде буклета...