Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Что такое заповедник и Красная книга?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с заповедниками и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

«Что такое заповедник и Красная книга?»

Воспитатель Савинкина Людмила Игоревна

Цель: познакомить детей с заповедниками и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.

Задачи:

1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

2. Уточнение представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

3. Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувство милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.

Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы и рыбы. Карта Ленинградской области, перечень заповедников. Изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Спб и Лен.области. Атлас мира. Папка для создания Красной книги.

Ход занятия:

1 часть:

Воспитатель:

Мы в кружок все соберемся. (Дети встают в круг.)

Дружно всем мы улыбнемся

И пожелаем друг другу, друзья,

Хорошего, светлого, радостного дня.

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам стих,а вы внимательно послушайте!

Мы речь свою поведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)

-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

-А без воздуха мы можем прожить?

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая? (вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

-Солнце, воздух, вода, грибы, пчела, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

2 часть:

Воспитатель: -А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

-А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

-Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?

Заповедник – это место, где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

-Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае,тоже есть заповедники?

На карте Ленинградской области педагог показывает и называет заповедники « Западный Котлин», «Нижне-Свирский заповедник», « Мшинское болото».

Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

(П. Сергеев)

-Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей).

-Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

-А еще я вам хочу показать «Атлас мира». В ходе рассматривания «Атласа мира» педагог проводит беседу:

-Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?

-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие?

-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие?

-Есть такие, которые можно увидеть только в зоопарке. Каких?

-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.

-Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)

-Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

-И вот в1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Спб и лен.области занесены (показ иллюстраций) : тетерев, барсук европейский, рысь, филин, серый гусь.

-Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

3 часть:

Воспитатель:Мы узнали на этом занятии, что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

ВОЛШЕБНИЦА – ВОДАЦЕЛЬ: расширить знания детей об одной из экологических проблем -загрязнении водного бассейна.ЗАДАЧИ:- способствовать формированию познавательного интереса к экологии своего края...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Воздух и его свойства"

Познакомить детей с воздухом.Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить   с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Уход за комнатными растениями, их первая подкормка".

Программное содержание:  Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: повышение интереса к истории и природе родного края.Зада...

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: "Мы - друзья природы."

Министерство Образования Российской ФедерацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ № 1         План-конспект занятия по э...

конспект занятия по экологическому воспитанию для старшего возраста " Что такое лес"

Цели и задачи:- расширять представления о лесе.- дать элементарное представление об «этажах» леса.-учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.-активизировать словарный запас детей; развива...