Конспект занятия "Одежда наших предков"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Николаевна Лазарева

Познакомить с женским и мужским народными костюмами,  особенностями их изготовления и использования. Развивать у детей  художественный вкус, творческое воображение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_nashih_predkov.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия на тему: «Одежда наших предков»

(старшая группа)

Задачи: Познакомить с женским и мужским народными костюмами,  особенностями их изготовления и использования. Развивать у детей  художественный вкус, творческое воображение.

Предварительная работа: Рассматривание репродукции картины   Ф.Малевича «Хоровод», иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка», чтение сказки «Царевна лягушка»; беседы о старинных женских головных уборах.

Словарная работа: Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха косоворотка, пояс, кокошник, вышивка крестом.

Материал: Русский сарафан (из льняной ткани с вышивкой крестом) женская кофта - рубаха, косоворотка и передник из льна, украшенные вышивкой крестом, короб; бумажные силуэты сарафанов на каждого ребенка (или передники, женские рубашки); куклы из кукольного уголка.

Ход занятия: (Воспитатель). Сегодня дети мы поговорим о русском народном костюме, женском и мужском. Одежда в старину была простой, удобной и красивой. Из какой ткани шили одежду? (Ответы детей, если затрудняются, воспитатель сама рассказывает) Шили одежду из льна. Именно из такой ткани сшит этот костюм (достает из короба женский народный костюм: кофта - рубаха, сверху сарафан).

Чем льняная ткань хороша и чем плоха? (ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, хороша потому, что эта ткань экологически чистая: нити, из которых ее ткут спрядены из растения, из льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит». Плоха потому, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается. В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, решили добавлять в нее тоненькие искусственные нити.

А кто скажет, что надевали девушки под сарафан? А надевали под сарафан (снимает с «плечиков» сарафан и демонстрирует кофту-рубаху), белую кофту-рубаху. Поверх сарафана повязывали передник (достает из короба передник, надевает его на себя). Давайте внимательно рассмотрим народный костюм. Почему он кажется необычным и красивым? (Ответы детей). Верно, и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка. Это вышивка крестом. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки - обереги располагались в определенных местах; на рукавах и у выреза рубахи и на подоле сарафана. Узоры на рукавах защищали руки, их силу и ловкость, а узоры на сарафане - легкие и сердце.

Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду (достает из короба косоворотку). Рассмотрим эту рубаху. Она длинная, рукава тоже длинные и широкие. Чем старинная рубаха отличается от рубашек наших мальчиков?

Вспомните, как она называется? Правильно льняная. Кроме того, у старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи-вышивки на вороте, рукавах и по низу. (Физминутка)

А теперь давайте рассмотрим с вами иллюстрацию Е Рачава к русской народной сказке «Кот, петух и лиса». Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно, пояс. В старину пояса называли опояски. В старину пояса плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т.п. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден: у богатого - пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного - узкий, и узор на нем попроще.

А сейчас ребята давайте с вами украсим свои сарафаны (приготовленные заранее). (Дети выполняют аппликацию). Воспитатель показывает образец. В конце занятия дети рассматривают свои сарафаны. Воспитатель спрашивает, чей сарафан больше понравился детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"

Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народ­ным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с и...

Конспект занятия с презентацией "Семейный уклад наших предков"

«Семейный   уклад    наших   предков»Цель:   Познакомить   детей   с   основными  устоями  уклада  жизни наших...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна

НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину,  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....

конспект НОД "наши предки"

познакомить детей с образом жизни древних славян. Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей....

Конспект занятия в старшей группе "как наши предки выращивали хлеб" .

.     Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа....