Открытое занятие НОД по окружающему миру и развитию речи «Экскурсия в музей старинных вещей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель занятия: формирование представления дошкольников о русском быте, развитие интереса к истории нашей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие НОД по окружающему миру и развитию речи «Экскурсия в музей старинных вещей» | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие НОД по окружающему миру и развитию речи
«Экскурсия в музей старинных вещей»
Цель: формирование представления детей о русском быте наших предков.
Задачи: познакомить детей с предметами быта русской избы, научить определять их предназначение.
Развивать интерес к истории нашей страны, к предметам старины, обогащать словарный запас детей, развивать логическое мышление, творческие способности детей.
Воспитывать стремление к сохранению памяти об историческом прошлом Родины, любовь к родному краю, бережное отношение к старинным вещам и предметам.
Оборудование: предметы быта русской горницы (утюг, самовар, крынка, чугунок, деревянная ложка, вышивка, кочерга, ухват), презентация, воспитатели и дети в русских народных костюмах).
Ход занятия.
(Под песню «Кадриль» дети заходят в музыкальный зал, оборудованный под горницу русской избы).
Воспитатель. Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Приглашаю в необычное путешествие в прошлое. На машине времени мы с вами отправимся на 200 лет назад, в 19 век, в наш город Троицк. Это сейчас люди живут в квартирах и благоустроенных домах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. А раньше в Троицке жили в избах. В избе была одна комната – горница, в которую преобразился наш музыкальный зал.
Воспитатель. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Спасибо, что мимо не прошли, к нам в гости зашли!
Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь!
Ребёнок. У нас для каждого сегодня
Найдётся и местечко и словечко!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Воспитатель. Наш музыкальный зал превратился в комнату русской избы. Кто запомнил, как называлась эта комната, где принимали гостей? (Горница). А вы знаете, что было главным в избе? Отгадайте загадку:
Дрова кушает, зубов не имеет.
Теплом своим весь дом согреет. (Печь)
Ребёнок. Печь избу обогревала. В ней готовили еду, сушили одежду, её теплом лечились от болезней. На печке спали дети и старики. На полочках хранилась посуда. Топили печь дровами. Горящие угли сдвигали кочергой. В печи готовили еду в чугунках. Чугунок – это специальная, прочная, жаростойкая посуда, а чтобы поставить или достать чугунок, брали ухват. Чугунок можно было поставить в печь поглубже и не обжечься. Еда из печи была вкусная и ароматная.
Воспитатель. Печь была с человеком всю жизнь. Интересен такой факт. Женщинам печь заменяла стиральную машину, а зола отбеливатель. Бельё укладывалось в горшок из чугуна, заливалось водой. Туда же кидался мешочек с золой, взятый из печки. Горшок ставили в печь и кипятили. Чудеса! белые вещи становились белоснежными.
Ребёнок. Главное место в избе занимал стол. Угол, где стоял стол, называли «красным», то есть самым важным, почётным. «Красный угол украшали вышитыми полотенцами, сюда помещали иконы. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Посуда была глиняная и деревянная. Хозяин дома делал её сам. На нашем столе глиняная крынка, в ней хранили молоко. Ели пищу деревянными ложками. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Воспитатель. У русского народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят и взрослые и дети. Одним из таких обычаев является чаепитие. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чём идет речь.
Стоит толстячок, подбоченившийся бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
-Вы правы, это самовар.
Ребёнок. Давно на белом свете
Живёт годами стар,
Поэтами воспетый пузатый самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днём
Он сердце согревает
Особенным теплом.
Родитель. Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал символом русского народа. Самовары были очень дорогими и передавались по наследству. Давайте поближе познакомимся с этим предметом русской старины. Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. В самоваре закипала вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Ребёнок. Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “шарики”, “вазы”. А мечта каждого коллекционера - это “паровоз” и“бочонок”.
Родитель. Самовар – это часть жизни нашего народа, отражённая в его пословицах, поговорках и произведениях.
Родитель. Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?
Ребёнок.
- Из окошка вывалился стол.
И пошёл, пошёл, пошёл.…А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит и товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.
(К.Чуковский “Федорино горе”)
- Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К.Чуковский “Мойдодыр”)
- Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)
Родитель. Самый большой самовар изготовлен в Туле и весит 500 кг (столько весит взрослая корова). В него можно налить 450 литров воды. Такой самовар сделали для того, чтобы вовремя городских праздников можно было напоить ароматным полезным чаем много людей. Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды. В наше время на смену традиционным жаровым самоварам пришли электрические. Электрические самовары более простые и легкие в использовании и работают от провода (как обычный чайник). Однако, самовар, не важно электрический он или жаровой, был и остается самым важным атрибутом русского чаепития, краса и гордость русского стола.
Воспитатель. Одежду хранили в сундуках. Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа. Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них: девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу
Откроем крышку и посмотрим, что же там лежит (перечисляет вещи из сундука). Как же гладили эти вещи?
Родитель. Давным - давно люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они её отжимали, тщательно встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но старались не пересушить, чтобы легче было её отгладить. Потом одежду наматывали на закругленную гладкую палку и проводили по ней ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. На одежде оставалось много складок, да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки.
Ребенок. Люди заметили, что одежду может разгладить какой - нибудь тяжёлый предмет, к тому горячий. Так придумали угольный утюг. Это был тяжёлый железный утюг с крышкой, в него насыпали горящие угли. Но таким утюгом неудобно было пользоваться. Углями можно обжечься, они быстро остывали, и надо было накладывать новые. Угли могли упасть на одежду, и мог возникнуть пожар. Потом придумали утюг из металла, в него не нужно накладывать угли. Утюг ставили на огонь для нагрева, а потом им гладили.
Родитель. Потом придумали газовый утюг. Внутри поджигали газ, и он нагревал утюг. Такой утюг был очень опасным, потому что газ мог взорваться. А когда появилось электричество, изобретатель придумал первый электрический утюг. Сейчас наши утюги не только одежду гладят, но и отпаривают.
Воспитатель. А теперь детвора игре очередь пришла.
Не зевайте, в круг вставайте, дружно, весело играйте! (Дети парами в кругу, напротив друг друга, игра с ускорением повторяется 3 раза).
Я буду произносить слова, а вы повторяйте движения.
- За дровами мы идём, пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Воспитатель. Мы с вами познакомились со старинными предметами, а сейчас проверим, как вы запомнили их названия. Отгадайте загадки.
- Летом спит, Зимой горит.
Пасть открывает, Что дают – глотает. (печь)
- Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет. (ухват)
- У нас в печурочке золотые чурочки. (дрова в печи).
- Он, как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля
Где там в печке уголек?
Кашу сварит… (чугунок)
- Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
- Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар)
- Сама не ест,
А людей кормит. (ложка)
- Ходит каток по паре порток. (утюг)
Воспитатель. А теперь игра «Кто быстрее соберёт старинные предметы?».
Рефлексия.
Воспитатель. Наша экскурсия в мир старинных предметов быта подошла к концу. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи с элементами конструирования по теме "Созрели яблоки в нашем саду"
Конспект занятия в младшей группе по теме: "Созрели яблоки в нашем саду"....
Комбинированное занятие по окружающему миру и развитию речи «Урок» для Листопадничка»
Представленное занятие «Урок» для Листопадничка» является интегрированным, включая в себя элементы предметов «Окружающий мир» и «Чтение и развитие речи» программы «Подготовка к школе». Занятие являетс...
Конспект открытого комбинированного занятия по окружающему миру и развитию речи в первой младшей группе Тема: «Курочка с цыплятками»
Конспект открытого комбинированного занятия по окружающему миру и развитию речи в первой младшей группеТема: «Курочка с цыплятками»...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи «Мой город»
Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи "Мой город"...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи во второй младшей группе по теме " К нам пришла весна"
Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи во второй младшей группе по теме "К нам пришла весна"...
Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи для детей 6-7 лет с зпр по теме "лес, деревья".
конспект занятия по окружающему миру и развитию речи для детей 6-7 лет с зпр по теме "лес, деревья"...