краткосрочный проект по экологии «Природа вокруг нас»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Одна из актуальнейших задач современности – это экологическое воспитание подрастающего поколения, так как наш мир сейчас находится на грани экологической катастрофы и будущее человечества находится под угрозой. И одним из критериев оценки нравственности человека является его разумное отношение к окружающему миру и природе. Наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания – это детский дошкольный возраст. Именно в этом возрасте у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 532.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому
направлению развития детей»
Проект по экологии
«Природа вокруг нас»
Возрастная группа – подготовительная.
Подготовила: Игнатьева Л.В. – воспитатель
г. Шарыпово
2023 г.
Содержание:
Введение | 3 | |
Актуальность | 3 | |
Содержание проекта | ||
3.1 Цели и задачи проекта | 4 | |
3.2 Ожидаемые результаты проекта | 5 | |
3.3 Содержание работы над проектом | 6 | |
3.4 Практический этап проекта | 6 | |
3.5 Работа с родителями | 7 | |
Итоговое мероприятие – ООД по экологии - викторина «Знатоки природы» | 8 | |
Вывод о проведенном проекте | 11 |
Проект на тему «Природа вокруг нас»
Продолжительность проекта – краткосрочный, один месяц (20 марта-20 апреля 2023г).
Тип проекта – информационно-творческий, игровой, групповой.
Участники проекта – воспитатели, дети и родители.
Возраст детей – 6-7 лет.
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Введение.
Одна из актуальнейших задач современности – это экологическое воспитание подрастающего поколения, так как наш мир сейчас находится на грани экологической катастрофы и будущее человечества находится под угрозой. И одним из критериев оценки нравственности человека является его разумное отношение к окружающему миру и природе. Наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания – это детский дошкольный возраст. Именно в этом возрасте у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
На протяжении последних десятилетий в обществе не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает позитивные изменения, наметившиеся в экологическом образовании – мы не просто знакомим детей с природой, а воспитываем экологическое мировоззрение, которое основано на представлении о единстве человека с природой.
Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, которые необходимы для воспитания экологической культуры, для формирования эколого–осознанного поведения в окружающей природной среде, для привития практических природно-охранных навыков.
Актуальность проблемы.
Для детей дошкольного возраста экологическое образование особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Работа педагога в экологическом образовании должна быть направлена на развитие чувственного восприятия детьми их природного окружения, для ребенка необходимо оживить окружающий его мир. Именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
В соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире элементарными представлениями из области живой природы».
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов: дети получают и закрепляют знания о временах года, растительном и животном мире, об охране окружающей среды.
Проект может быть организован в рамках совместной деятельности - детей, педагогов и родителей.
Цель проекта.
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
Для детей –
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды (чистый воздух, вода, почва, лес и т. д.).
- Формировать у дошкольников основные понятия о живой и неживой природе.
- Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
- Учить обобщать и систематизировать представления о временах года, представителях животного и растительного мира.
- Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
- Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Для педагогов:
- Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности.
- Повысить профессиональное мастерство в вопросах экологического воспитания дошкольников.
- Повысить мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
- Пополнить развивающую среду в группе.
Для родителей:
- Приобщать родителей к сотрудничеству с педагогом и детьми через чтение художественной литературы, предложенной воспитателями.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместных игр.
- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
- Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.
- Повышать компетентность родителей по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
- Развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению.
- Воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей среде.
- Повышение уровня экологической культуры и грамотности, познавательной активности.
- Формирование интереса к изучению растений и животных.
- Развитие координации движений, двигательной активности.
- Закрепление представлений о временах года.
- Проявление заботливого и бережного отношения к природе.
Для педагогов:
- Усовершенствование техники проектной деятельности.
- Привлечение общественного внимания к проблеме экологического воспитания дошкольников.
- Расширение своих возможностей для развития педагогического творчества, достижение образовательных результатов за счет применения продуктивных творческих методик.
Для родителей:
- Расширение своих возможностей влиять на процесс воспитания детей.
- Участие в жизни группы.
- Нормализация психолого-педагогической атмосферы в семье.
- Участие в изготовлении игр по экологии для пополнения развивающей среды группы.
- Участие в совместных экологических акциях и мероприятиях.
- Повышение экологической культуры.
Содержание работы над проектом.
-подбор методической и художественной литературы;
-подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;
- подбор иллюстраций по теме;
- подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
-работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
-подбор информационного материала для родителей.
Практический этап.
Беседы с детьми: «Что такое природа». «Наш дом – природа». «Что должен знать юный эколог». «Первые цветы на участке». «Растения – живые существа». «Насекомые – польза и вред». «Зимующие и перелетные птицы». «Лес – дом для животных». «Есть ли жизнь под землей?» (в почве). «Кто живет в воде». «Планета земля в опасности». «Знакомство с красной книгой» ( см. приложение)
Чтение художественной литературы Ф. Тютчев «Весенние воды». В. Жуковский «Жаворонок», А. Лопатина «Кто землю украшает», экологические сказки: «Сказка о маленьком кедре», «Сказка о воде – самом чудесном чуде не Земле»
Рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения в природе.
ООД по аппликации «Тучка – домик для радуги» (см. приложение)
ООД по лепке (пластилинография) «Ландыш» (см. приложение)
ООД по познавательному развитию «Путешествие по временам года» (см. приложение)
Труд в уголке природы – посадка семян зелени, моркови, томатов. (см. приложение)
Дидактические игры «Когда это бывает?» «Что сначала, что потом». «Четвертый лишний». «Кто летает, бегает, прыгает, ползает». «Что в корзину мы берем» и др.
Создание детьми интеллект - карт «Природа вокруг нас» (см. приложение)
Конструирование - игры с использованием игрового набора «Конструктор ТИКО» - «Зоопарк», «Домашние животные» (см. приложение)
Рассматривание глобуса. Игра с глобусом «Покажи материки и океаны» (см. приложение)
Подвижные игры «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Охотники и звери», «У медведя во бору»
Создание картотек «Дидактические экологические игры», «Экологические беседы», «Подвижные игры с экологическим содержанием» (см. приложение)
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» «Правила поведения в природе», «Игры экологического содержания», «Как подкармливать зимующих птиц».
Мастер класс для родителей по изготовлению фруктов и овощей, которые будут использоваться в дальнейшем для обновления развивающей предметно-пространственной среды.
Цель: приобщение родителей к совместному с педагогами изготовлению наглядного материала для обновления РППС.
Акция для родителей «Пусть участок детского сада будет красивым»
Цель: создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории.
Выставка рисунков «Красота нашей планеты»
Цель: воспитание любви к окружающему миру, развитие художественного воображения и эстетического вкуса.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – ООД по экологии - викторина «Знатоки природы».
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.
Задачи:
- Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним.
- Формировать умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них.
- Продолжать учить работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Повторение пословиц и поговорок о природе.
- Беседа о животных наших лесов.
- Дидактическая игра «Что лишнее?».
Участники: воспитанники подготовительной группы детского сада.
Звучит музыка «В мире животных». Дети, разделенные на две команды, занимают свои места.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, сегодня, мы проведем эколого-познавательную игру-викторину «Знатоки природы», которая посвящена экологии.
Предлагаю представиться каждой команде и поприветствовать друг друга!
Дети первой команды: Любознайки!
1-й Командир: Команда! Команде «Почемучки» привет!
Дети второй команды: Почемучки!
2-й Командир: Команда! Команде «Любознайки» привет!
Воспитатель: За каждый правильный ответ команда получает фишку. Итак, начинаем нашу экологическую викторину!
Конкурс-разминка: Блиц-опрос «Интеллектуалы»
Воспитатель задает вопросы, чья команда быстрее и правильнее ответит, получает фишку.
Назовите одним словом: лису, песца, рысь, оленя…(звери)
Почему медведя называют травоядным? (ест траву)
Что такое Красная книга? (книга, куда занесены редкие/ вымирающие виды животных, растений)
Назовите одним словом: лебедя, дятла, синицу, клеста…. (птицы)
Кто кроме птиц умеет летать? (насекомые)
Чем еж на медведя похож? (впадает в зимнюю спячку)
Назовите трудолюбивое насекомое (муравей)
Воспитатель в корзинку кладёт цветные фишки, заработанные каждой командой.
Первый тур: «Вопрос-ответ»
- Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюд)
Второй тур: Конкурс «Загадаю - отгадай»
Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)
Какие грибы растут на пнях? (опята)
Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
Какое животное называют кораблем пустыни? (верблюд)
Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
Какое дерево называют русской красавицей? (береза)
Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежники)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит? (еж)
Воспитатель в корзинку кладёт цветные фишки, заработанные каждой командой.
Третий тур: «Викторина»
- У какого животного есть иголки? (Ёж, ехидна)
- Кто в лесу зимой спит? (Медведь, барсук, ёж)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
- Лев – дикое или домашнее животное? (Дикое)
- Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
- У какого домашнего животного есть рога и копыта? (У быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)
- Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца, осла)
- Какого цвета листья на деревьях осенью? (Жёлтого, красного)
Воспитатель в корзинку кладёт цветные фишки, заработанные каждой командой.
Конкурс «Что обозначают эти экологические знаки?».
- не загрязняй природу, забирай мусор с собой;
- не лови бабочек, стрекоз и птиц;
- не бери лишнего у природы;
- не разоряй муравейники;
- не ломай ветки деревьев и кустарников;
- не разводи костры;
- не шуми в лесу;
- не рви в лесу и на лугу цветы;
- не разоряй гнезда птиц;
- не уноси домой детенышей диких животных.
Молодцы, ребята, и с этим заданием справились
Воспитатель в корзинку кладёт цветные фишки, заработанные каждой командой.
Четвертый тур: Игра «Берегите природу».
На столе картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнце, воду. У каждой команды, воспитатель убирает одну из картинок, капитаны команд должны рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на земле не будет спрятанного объекта. Ребята могут дополнять ответы капитанов.
Воспитатель в корзинку кладёт цветные фишки, заработанные каждой командой.
Пятый тур: «Доскажи и объясни»
Воспитатель: Загадка первой команде: «Испугался на тропинке, изогнув дугою спинку. Но его вы не пугайте, так труслив наш бедный…..»
Дети: Зайка!
Воспитатель: Чем интересен этот зверек? Расскажите.
Воспитатель: Загадка второй команде: «Только с виду неуклюжий, переспит любую стужу. Если голоден, реветь станет, он большой - …..»
Дети: Медведь!
Воспитатель: Чем интересно это животное? Расскажите.
Воспитатель: Загадка первой команде: «На зеленом, на шнурочке – белые звоночки. Знают даже малыши: то лесные ….»
Дети: Ландыши!
Воспитатель: Чем интересны эти цветы? Расскажите.
Воспитатель: Загадка второй команде: «И кисла и красна на болоте росла?.»
Дети: Клюква!
Воспитатель: Чем интересна эта ягода? Расскажите.
Воспитатель в корзинку кладёт цветные фишки, заработанные каждой командой.
Воспитатель: Ребята, вы все отвечали верно, делали правильные выводы. Вы большие молодцы!
Подведение итогов викторины: команды получают призы.
Вывод.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологии.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Заключение.
Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"
Природа – это уникальная книга.Ее тираж – один экземпляр!Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу!...
Презентация "Проект по экологии «Природа вокруг нас»
В презентации проект по работе с детьми в старшей группе по экологии....
Краткосрочный проект по экологии «Будь природе другом!»
в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...
Викторина по экологии «Природа вокруг нас»
Викторина по экологиидля детей подготовительной к школе группы«Природа вокруг нас»...
Проект по экологии «Природа вокруг нас «
Актуальность проблемы:В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, к...
Краткосрочный проект по экологии "Мы - защитники природы" во второй младшей группе детского сада.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится гораздо меньше, но потребность в ней возрастае...