ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДУ ВМЕСТЕ СБЕРЕЖЁМ!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: углублять экологические знания детей, воспитывать чувство ответственности за все живое на Земле
Задачи проекта:
Причина: незнание детьми о понятии окружающей действительности, о понятии
Земля, исходя из этого, имеем задачу:
- Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
Причина: незнание детей о ресурсах земли, бережному отношению к природе и
животному миру. Исходя из этого, имеем задачу:
- Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.
Причина: не достаточная осведомленность навыков продуктивной деятельности.
Исходя из этого, имеем задачу:
- Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
Причина: не достаточен уровень освоения детьми материала. Исходя из этого,
имеем задачу:
- Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_2023_prirodu_vmeste_sberezhem.docx | 68.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «БЕРЁЗКА»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №2
«ПРИРОДУ ВМЕСТЕ СБЕРЕЖЁМ!»
Воспитатель: Столярова Н.А.
г.о.г. ПЕРВОМАЙСК
2023г.
Цель: углублять экологические знания детей, воспитывать чувство ответственности за все живое на Земле
Задачи проекта:
Причина: незнание детьми о понятии окружающей действительности, о понятии
Земля, исходя из этого, имеем задачу:
- Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
Причина: незнание детей о ресурсах земли, бережному отношению к природе и
животному миру. Исходя из этого, имеем задачу:
- Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.
Причина: не достаточная осведомленность навыков продуктивной деятельности.
Исходя из этого, имеем задачу:
- Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
Причина: не достаточен уровень освоения детьми материала. Исходя из этого,
имеем задачу:
- Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.
Вид проекта: творческо-информационный, игровой.
Продолжительность: долгосрочный (с 01.09.21 по 31.03.22 ), внутригрупповой
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Объект исследования является живая и неживая природа.
Предмет исследования: экологические знания и бережное отношение к представителям живой и неживой природы; воспитывать основы экологической культуры личности.
Ожидаемые результаты проекта
- Сформированы у детей гуманные чувства: осознание ценности любого проявления жизни, и в результате стремление защитить и сберечь природу, а также привить основы культуры рационального природопользования.
- Сформированы чувства сопереживания, дети станут добрее, желание
сохранять и приумножать богатство не только Земли, но и Родного края.
- Дети умеют проводить несложные эксперименты, делать выводы.
- Родители повысили уровень экологической культуры
- Овладели навыками экологически безопасного поведения в природе.
Пояснительная записка
Актуальность
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к
окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. В
дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Экологическое воспитание дошкольников наравне с нравственным воспитанием, т.к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни,
стремление защитить и сберечь природу. Таким образом, у детей не достаточно сформированные экологические знания о природе. Родители не уделяют достаточного внимания общению ребенка с природой, его экологической культуре, сформированности экологических знаний, считая, что для подготовки к школе эти знания не нужны.
Долгосрочный проект «Природу вместе сбережём!» рассчитан на формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Предполагаемые виды деятельности:
Организованно образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность детей.
Экскурсии и наблюдения.
Экспериментирования.
Чтение художественной литературы.
Изобразительная деятельность.
Конструирование.
Изготовление поделок по экологии.
Продукт:
- создание мультимедийной презентации «Природу вместе сбережём!»;
- выставка знаков «Поможем Земле!».
-сбор урожая «Огород на подоконнике»
- семейное изготовление плаката «Природу вместе сбережём!»
- изготовление глобуса, раскрашивание макета с применением разных технологий.
- посадка пасынков и листьев цветов в воду и наблюдение за ростом корневой системы, в дальнейшем посадка(листьями, пасынками и черенками) комнатных растений в горшки.
- получение чистой воды при помощи очистки грязной воды через фильтр.
- выставка семейных рисунков о природе родного края и животных занесённых в Красную книгу.
- эмблема подготовительной группы №2.
- семейная акция (изготовление плаката) «День Земли – Природу вместе сбережём!»
- конкурс самостоятельно придуманных знаков «Береги природу»
Оборудование: мультимедийное оборудование, фотографии, иллюстрации, оборудование для игр, наглядный материал, плакаты,фильтр.
Этап/ дата проведения | Мероприятие | Задачи мероприятия | Ресурсы |
Подготовительный этап с 1.09.21 по 29.10.21 | Разработка проекта; постановка цели и задач. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, наглядной информации для родителей Знакомство с песнями о земле: А. Ведищев «Песенка про медведей» Заучивание стихотворения А.Усачева «Мусорная фантазия», Н.Григорьевой «Песня дождя» Знакомство с дорожными знаками: запрещающими и предупреждающими | Выбрать правильный подход для решения проекта (проблемы). Изучить знания детей по теме. Привлечь родителей к проблеме, которую должен решить этот проект. Развитие речи, памяти, артистических способностей. Воспитывать нравственные чувства у детей, формировать способность отражать в чтении настроение автора Расширять знания о знаках, их предназначении в зависимости от формы и цвета окаемки | Литература и сеть интернет. Анкетирование родителей. дидактические альбомы, наглядный материал Носитель с песнями, музыкой о земле Рисование иллюстраций к стихотворениям, оформление альбома. Набор дорожных знаков, плакат |
Основной этап с 29.10.21 по 25.02. 22 | Изготовление глобуса раскрашивание макета с применением разных технологий Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля. - Рассказы детей из личного опыта(кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры) Прогулки по участкам детского сада, наблюдение за клумбами, деревьями. «Пересадка комнатных растений» Квест-игра «Юные защитники природы» Беседа с презентацией «Земля наш общий дом!» Беседа: «Мусор Земле не к лицу…» Семейный конкурс ««Родная сердцу сторона», «Край мой православный…», «Красная книга Родного края» «Космос и Земля» Познавательный детский короткометражный фильм «Лесные правила», «Что мы знаем о воде?». С/ролевые игры: «Строим заповедник», «Прогулка по лесу», «Спасём лес от пожара» Чтение энциклопедий по теме «Планета – земля» Дидактические игры «Редкие и исчезающие животные», «Собери картинку», «Кто, где живет?», «Что где растет?» «На чём можно добраться», «Что изменилось» и др. Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река» - Чтение художественной литературы Разучивание стихотворений. Д/ и «Спасатели леса» Д/и «Сортировка мусора» Д/и «Живая и неживая природа» «Эко-Кейс. Ситуация». Экологическая ОД «Перелетные и зимующие птицы» Экологическая ОД «Дети леса: грибы, ягоды» Экологическая ОД «Дикие животные зимой». | Развивать у детей умение работать сообща, распределять обязанности Расширять кругозор, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по содержанию. Развивать связанную монологическую речь, умение слушать других детей. Расширять представления детей о многообразии растительного мира Овладение первичными навыками пересадки комнатных растений. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Сформировать у детей понятие о Земле как планете. Воспитывать желание задумываться над проблемами экологии Изучение многовековой истории и культурно-исторического наследия родного края. Расширять знания детей о космосе и вселенной Нравственно-экологическое воспитание Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять кругозор детей, развивать желание узнавать новое Расширять и закреплять знания детей об исчезающих животных и растениях. Расширять кругозор детей, речь, умение сравнивать. Развивать связанную речь, уметь отвечать на вопросы. Расширять знания о животном мире. Закрепить знания о свойствах предметов. Осознание экологических проблем и пути их разрешения; необходимость охраны окружающей среды. Устанавливать причинно-следственные связи различного характера; Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах нашего края. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде; | Клейстер, клей, гуашь, кисти, географические карты, скотч. Мультимедийное оборудование Фотографии, магнитики, сувениры Участок д/сада Дневник наблюдений Беседа самостоятельная работа в парах. Цветочные горшки, дренаж, палочки, лопатки, почва, живые растения, клеенка, лейки с водой. Значки, магнитная доска, конверт, карандаши, схема движения (карта), рюкзак, бросовый материал, разрешающие и запрещающие знаки, плакат «Пищевые цепочки», Носитель с презентацией Видео – презентация ИЗО, эссе, стихи, рассказы. Короткометражный фильм Плакаты, иллюстрации Конструктор, бросовый материал, игрушки для обыгрывания. Энциклопедии, глобус Энциклопедии, фото из «Красной Книги» Книги, иллюстрации Пословицы и загадки о земле, рассматривание иллюстраций к произведениям. Дискуссия. «Мозговой штурм» Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч Картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки Картинки с изображением диких животных, макет. |
Заключительный этап с 25.02. 22 по 31.03.22 | Изготовление Эмблемы подготовительной группы №2 «Эколята-дошколята» Акция с родителями «День Земли – Природу вместе сбережём!» Конкурс знаков «Береги природу» Создание «огорода на окне» (посев семян цветов, укропа, петрушки, помидора, баклажанов, гороха, перца). Инсценировка сказки по замыслу « Соберём мусор вместе с жителями леса» Сюжетно-дид. игра «Тележурналисты»: «Весной в городской черте». | Создавая эмблему, обратить внимание детей на необходимость сохранения и улучшения окружающей среды, через формирование у детей экологических знаний. Закрепить полученные знания, расширить кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к природе Бережное, ответственное, доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам. Составлять короткие рассказы об изменениях в городе весной. | Картон, Ламинированная пленка. Изготовление плакатов. Вырезание знаков. Мелки, карандаши Атрибуты для посадки семян (емкость, земля, семена) Театрализованная деятельность. |
Экспериментальная деятельность:
- «Что прячется в снегу?» (Дать детям понятие о загрязнение снега и воды; воспитывать бережное отношение к природе) Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.
- «Следы птиц на снегу» (Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу)
- Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. (Увидим там еле заметную почку. Подвести детей к пониманию, что деревья не погибают, а только сбрасывают отмершие, ненужные листья). «Где прячутся листочки?»
- Определить, сколько лет дереву. (Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву)
- Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева) и др. Древесина, ее качества и свойства.
- «Солнечное тепло» Наблюдение-эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду) «Солнце дарит нам тепло и свет» - представление (на основе растений) о том, что Солнце является источником тепла и света. Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. (Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце?)
Оценка Эффективности реализации проекта:
Критерии эффективности.
1. Каждый ребенок соблюдает правила поведения в природе.
2. Каждый ребенок в дальнейшем осознаёт важность своего правильного
экологического поведения.
3. Повышение взаимопонимания между детьми, родителями, воспитателями.
4. Обогатилась речь детей;
5. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет
направление дальнейшей работы и мероприятия экологической
направленности.
Список литературы
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.-5-е изд.,перераб.и доп.-М.:БИНОМ.2018.-352с.
2. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников под ред.
С.Н. Николаевой 2005г.
3. Николаева С.Н. «Юный эколог» 2005г.
4. Рыжова Н.А. «Наш дом-природа» 2006г.
5. Горькова Л.Г., А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников» 2005г
0
Приложение 1
Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе №2 «Перелетные и зимующие птицы»
Задачи:
- закрепить и расширить знания о перелетных и зимующих птицах;
- учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательный интерес к природе;
- воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк), картина
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
-Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.
Дети: Осенью.
Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).
- Как называют этих птиц? (Зимующие)
- А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)
- Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).
- Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто... Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?
Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.
Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?
Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.
Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.
Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки.
Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.
Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?
Дети: Они замерзают.
Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.
- А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:
- Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
- Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы)
- Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
- Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
- Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
- Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
О чем поют воробушки в последний день весны?
Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
Воспитатель: - Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)
- Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)
- Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)
- Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)
Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).
- Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах.
Приложение 2
Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дети леса: грибы, ягоды»
ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах;
- Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе;
- Закрепить знания особенностей внешнего облика даров леса.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- словесные (беседа, вопросы);
- наглядные (показ иллюстраций и картинок);
- практические (дидактическая игра, лепка).
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Здравствуйте, дети, сегодня мы поговорим с вами о дарах леса. Вы любите грибы? В каком виде можно употреблять грибы в пищу? (маринованные, соленные, жаренные, варенные)
- Какие блюда можно приготовить из грибов? (пироги, пиццу, грибной суп, пожарить с картошкой)
- Но надо знать некоторые правила поведения в лесу при сборе грибов, чтобы эти "вкусные дети" леса радовали не вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба короткая: два-три дня и все. А грибница живет долго. иногда и больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли - это нанесет вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом.
- Есть у грибов и еще один враг - это машины. автобусы и другие виды транспорта, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут "заразить" ими грибы. Отсюда следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.
- Посмотрите внимательно на эти картинки. Какие грибы можно собирать и использовать в пищу? (подберезовики - они растут под березами, подосиновики, рыжики - лучшие грибы для засолки, белые - их собирают не только люди, но и белки на зиму, маслята, лисички).
- А вот это несъедобные грибы, некоторые их них ядовиты. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают,но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для многих лесных обитателей. Третье правило: ни в коем не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.
- Давайте поиграем в игру "Собери грибы". (закрепить у детей знание о грибах, умение различать съедобные и ядовитые грибы, развивать логическое мышление, внимание, память)
- Но лес, дети, богат не только грибами, но и ягодами: малина, земляника, черника, брусника. Какую пользу они приносят? (пища для многих лесных жителей; для людей: не только вкусно, но и полезно). Что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, джем, пирог)
- Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей. Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки!
- А теперь, ребята, предлагаю вам поработать с пластилином. Давайте слепим полное лукошко грибов! Любые, кому, какие больше нравятся, но только съедобные.
Молодцы! Мне очень понравилось наше занятие сегодня. А вам? Что нового узнали? Давайте еще раз повторим правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод.
Приложение 3
Конспект для подготовительной группы на тему
«Дикие животные зимой».
Задачи:
- Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пищи, жилищах;
- Уметь различать хищных и травоядных животных;
- Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
- Активизировать словарь, побуждать к участию в беседе; развивать объяснительную речь при отгадывании загадок;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень)
- Правильно, поздняя осень.
- Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом. (Белка)
- Правильно. (иллюстрация белки в летний и зимний период).
- А зачем белка меняет окраску к зиме? (чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей )
- Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
- А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? (Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами).
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)
- Правильно, заяц. (иллюстрация зайца летом и зимой). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)
- А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
- А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода кора.
- Следующие загадка:
На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
- Ребята, а как называется дом у лисы? (Нора). А у волка? (Логово). А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
- Конечно, у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, лосей).
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придёт весна, пробуждается от сна. (Медведь)
- Да, ребята, медведь спит в своей берлоге всю зиму. А кого еще нельзя увидеть в зимнем лесу? Кто как и медведь впадает в спячку? (Барсуки, бурундуки, хомяки, ежи) (иллюстрации барсука, бурундука, хомяка, ежа)
- Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. Еж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой.
Физкультминутка:
Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгай-ка Шубку серую свою Он сменил на белую. Идёт по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. Чтоб волку не попасться на зубок, Ты, ёж, свернись скорей в клубок. |
Ходьба на месте маленькими шажками Шарканье ногами Прыжки на месте, руки перед грудью Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносятся вперед Сесть на корточки и сгруппироваться |
- А теперь предлагаю вам, ребята, одеть белку в зимний наряд. На ваших листах нарисован силуэт белки, только у меня всего три цвета красок: рыжая, черная и белая. Подумайте, как нам помочь белке? Что нужно сделать? (Смешать черную и белую краски и одеть белку в серую шубку)
- Раскрасить белку предлагаю методом тычка.
- Молодцы, все справились. Мне очень понравилось сегодня наше занятие! А вам? Что было самым интересным? Сегодня по дороге домой из детского сада расскажите родителям, что нового вы узнали о диких животных в зимний период.
Приложение 4
Конспект квест-игры «Юные защитники природы»
Актуальность: проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и иму уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.
Цель: Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: - создать условия для формирования у детей элементарных экологических знаний.
- закрепить о растениях и животных.
- подвести к выводу о необходимости беречь природу.
Развивающие-: развивать наблюдательность
- эстетическое отношение к природе
- умение анализировать вопросы
- развивать интерес и творческие способы
Воспитательные:- воспитывать любовь к природе
- ответственность за сохранение природы
Материал: значки, магнитная доска, конверт, карандаши, схема движения (карта), рюкзак, бросовый материал, разрешающие и запрещающие знаки, плакат «Пищевые цепочки», бутылка с грязной водой, контейнер, фильтр для воды, стаканчики пластмассовые, гуашь, пипетка, 1/2 ватмана (2 шт.), картинки, клятва Эколят.
. Ход игры
Грязелла: Здравствуйте ребята, Я, Грязелла, королева мусора и беспорядка! Вы меня не узнаете? (ответы детей)
- Ух, надоели эти люди - экологи, эколята, умники, разумницы, шалуны! Всё убирают, чистят, охраняют, берегут ..уууу.
- К вам сегодня я пришла ,письмо и карту тут у вас нашла. (Читает)
«Эколята. «Уважаемые ребята! Сегодня вы отправитесь в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие - в мир природы. Узнаете, все ли в порядке в нашем лесу, на берегу реки? Мы будем вам благодарны за помощь в изготовлении плакатов на тему безопасного поведения.
В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность в выполнении заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. После того, как произнесете клятву Эколят, в награду вы получите значки «Юные эколята - дошколята». В помощь мы приложили карту.. -Итак, вы готовы?»
Дети: да, готовы!
Грязелла : готовы, готовы…Возьмете меня с собой?. Я помогать Вам буду, беспорядок наводить… А карта нам зачем? (это изображение местности в уменьшенном виде, для ориентировки на местности, в каком направлении и куда нужно двигаться)
Станция 1 «Если я приду в лесок..»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
И направо, и налево.
Расстилается ковёр
-какой кругом аромат? А чем это так приятно пахнет, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка.
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают. (Цветы)
-Всё! Устраиваем пикник! Кто за дровами? Костер будет! Сейчас песенки петь будем! Играть!
(Грязелла разбрасывает вокруг бумагу, пластиковые бутылки и стаканчики, достает музыкальные инструменты и др.)
Дети: В лесу нельзя шуметь, нельзя мусорить и разводить костры.
Грязелла: почему это? Я всегда так поступаю…Ну и куда нужно убрать бутылочки из-под воды?
Дети: положить в пакет, забрать с собой и выбросить в мусорную урну или контейнер (дети и Грязелла собирают мусор)
Грязелла: А вы знаете правила поведения в лесу?
Задание -Я буду называть действия, а вы должны отвечать: «можно», «нельзя» и знаки запрещающие находить и вешать на доску.
• ломать ветки;
• оставлять после себя мусор;
• разорять гнезда и муравейники;
• собирать ягоды в лесу;
• уничтожать ядовитые грибы;
• разжигать костры в лесу;
• слушать пение птиц;
• громко кричать в лесу;
• рвать большие охапки цветов.
-ходить в лес одним.
- дразнить диких животных.
Свод правил поведения в лесу для детей:
№ Правила Пояснение
1 Ходите в лес только со взрослыми
На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм
2 Не поджигайте сухую траву
Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар
3 Не оставляйте мусор на природе.
Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа — это дом зверей и птиц.
4 Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо
Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув, вы можете оставить детёнышей на голодную смерть
5 Не дразните диких животных. Ваше присутствие для них и без того — стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно.
Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт.
Грязелла: Молодцы, ребята, вижу, что правила поведения в лесу вы знаете, и соблюдаете их!
Тогда я сейчас проверю, что вы ещё знаете о животных, птицах и деревьях.
Задание «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
Грязелла: ладно, сдаюсь, всё знаете. Тут вот у меня кое что есть… плакат «Пищевые цепочки»
Перед вами картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды, и т. д.
Грязелла убирает одну из них (объект), и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися объектами, если на Земле исчезнет тот или иной объект.
(убирает птицу – что будет с остальными животными, с растениями)
С помощью плаката «Пищевые цепочки» дети выясняют значение каждого элемента в природной пищевой цепочке, делают вывод: нарушение цепи питания причиняет вред природе или ведет к ее гибели.
******************************************************************
Грязелла: Ну что, отправляемся дальше ( обращаются к карте)
Станция 2 «Спасём водоем»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
-Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей) Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская и речная. Озерная и ключевая, Газированная и минеральная, Питьевая Колодезная и водопроводная, Дождевая и болотная, Волшебная, талая, Чистая и грязная … Ну, в общем, очень разная. Вода — самое удивительное и полное тайн вещество.
Грязелла: мне тут экологи, подсказали, что нашу реку загрязнили люди! Посмотрите, какая мутная стала вода в реке! ( показывает бутылку с грязной водой).
–Что может произойти? (Из-за этого может погибнуть и исчезнуть редкие виды животных, рыб и растений)
Что нужно сделать? (срочно очистить воду) Так и быть, ребята, подходите к столу и вместе мы справимся с этой проблемой.
(Грязелла разливает грязную воду из бутылки детям в стаканчики. Дети, подходят и выливают воду в контейнер и пропускают через фильтр. Вода фильтруется в емкость, с прозрачной водой, Грязелла пипеткой наливает черную тушь, постепенно вся вода окрашивается в черный грязный цвет).
Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.
Дети: Нефтью.
Грязелла: Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую маслянистую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда!
Вывод (подводит воспитатель): последствия загрязнения воды в одном месте, обязательно скажутся на состоянии воды во всем Мировом океане.
Всем жителям Земли, к воде нужно относиться бережно. Без нее люди не смогут умываться, пить, готовить еду. Без воды погибнут животные, рыбы, птицы и растения. Найдите запрещающие знаки и закрепите на стенде.
1.Нельзя мусорить на берегах рек и мыть в них машины.
2. Всегда обращайте внимание, не течет ли зря вода из крана дома, в д/с. Если вы заметите такое, сразу же закройте кран.
3. Не вылавливать редких рыб, которые занесены в красную книгу.
4. Не сливать в реки и озера промышленные отходы.
Грязелла: Ну что, двигаемся дальше. Что нам карта подскажет…
Станция 3 «добрых промыслов»
На 2 столах находится оборудование: листы бумаги A3, фломастеры, картинки, клей.
Грязелла: на этой станции необходимо изготовить плакаты на тему охраны природы:
Первая команда - «Берегите лес!»
Вторая команда - «Берегите воду!»
Грязелла : просим показать всем экологические плакаты, которые у вас получились! Обе команды большие молодцы! Фото на память! Мне прямо это больше и больше нравится…я тоже начну соблюдать все эти правила.
- Ура! Ура! Вот весь путь пройден и все задания Эколят выполнены. А вот и значки (дети произносят клятву молодых защитников природы, а Грязелла раздает значки)
Заключение:
В работе с детьми по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь творческого подхода, умственной и физической активности. При использовании игр в которых модулируется ситуация и происходит чередование видов деятельности дети более внимательны и имеют возможность полной мере реализовать свой потенциал. Данная методическая разработка позволяет подвести итоги по пройденной теме «Экологические проблемы» по средствам квест - игры, которая оптимально подходит как итоговое мероприятие по теме современные экологические проблемы. Данная квест-игра способствует развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе, содержит сюжет, правила и задания. В ходе игры была достигнута цель и реализованы поставленные задачи.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину»....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Актуальность проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником п...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и ...
Итоговое мероприятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Давайте вместе мы природой дорожить!"
Раскрыть экологическую проблему родной природы, воспитывать у детей доброту и сострадание ко всему живому....
Краткосрочный проект в старшей группе «Природу вместе сбережём»
В настоящее время из за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стр...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Планету вместе сбережём»
Цель проекта: Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём».
Краткосрочный проект в подготовительной группе«Природу вместе сбережём»....