ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДУ ВМЕСТЕ СБЕРЕЖЁМ!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Александровна Столярова

Цель: углублять экологические знания детей, воспитывать чувство ответственности за все живое на Земле

Задачи проекта:

 Причина: незнание детьми о понятии окружающей действительности, о понятии

Земля, исходя из этого, имеем задачу:

  • Сформировать у детей понятие о Земле как планете.

 Причина: незнание детей о ресурсах земли, бережному отношению к природе и

животному миру. Исходя из этого, имеем задачу:

  • Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.

 Причина: не достаточная осведомленность навыков продуктивной деятельности.

Исходя из этого, имеем задачу:

  • Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.

 Причина: не достаточен уровень освоения детьми материала. Исходя из этого,

имеем задачу:

  • Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_2023_prirodu_vmeste_sberezhem.docx68.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «БЕРЁЗКА»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №2

«ПРИРОДУ ВМЕСТЕ СБЕРЕЖЁМ!»

Воспитатель: Столярова Н.А.

г.о.г. ПЕРВОМАЙСК

2023г.

Цель: углублять экологические знания детей, воспитывать чувство ответственности за все живое на Земле

Задачи проекта:

 Причина: незнание детьми о понятии окружающей действительности, о понятии

Земля, исходя из этого, имеем задачу:

  • Сформировать у детей понятие о Земле как планете.

 Причина: незнание детей о ресурсах земли, бережному отношению к природе и

животному миру. Исходя из этого, имеем задачу:

  • Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.

 Причина: не достаточная осведомленность навыков продуктивной деятельности.

Исходя из этого, имеем задачу:

  • Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.

 Причина: не достаточен уровень освоения детьми материала. Исходя из этого,

имеем задачу:

  • Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.

Вид проекта: творческо-информационный, игровой.

Продолжительность: долгосрочный (с 01.09.21 по 31.03.22 ), внутригрупповой

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

Объект исследования является живая и неживая природа.

Предмет исследования:  экологические знания и бережное отношение к представителям живой и неживой природы; воспитывать основы экологической культуры личности.

Ожидаемые результаты проекта

  • Сформированы у детей гуманные чувства: осознание ценности любого проявления жизни, и в результате стремление защитить и сберечь природу, а также привить основы культуры рационального природопользования.
  • Сформированы чувства сопереживания, дети станут добрее, желание

сохранять и приумножать богатство не только Земли, но и Родного края.

  • Дети умеют проводить несложные эксперименты, делать выводы.
  • Родители повысили уровень экологической культуры
  • Овладели навыками экологически безопасного поведения в природе.

Пояснительная записка

Актуальность

Здесь знает каждый, ты и я!

Природу обижать нельзя!

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к

окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. В

дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Экологическое воспитание дошкольников наравне с нравственным воспитанием, т.к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни,

стремление защитить и сберечь природу. Таким образом, у детей не достаточно сформированные экологические знания о природе. Родители не уделяют достаточного внимания общению ребенка с природой, его экологической культуре, сформированности экологических знаний, считая, что для подготовки к школе эти знания не нужны.

Долгосрочный проект «Природу вместе сбережём!» рассчитан на формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Предполагаемые виды деятельности:

Организованно образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность детей.

Экскурсии и наблюдения.

Экспериментирования.

Чтение художественной литературы.

Изобразительная деятельность.

Конструирование.

Изготовление поделок по экологии.

Продукт:

- создание мультимедийной презентации «Природу вместе сбережём!»;

- выставка знаков «Поможем Земле!».

-сбор урожая «Огород на подоконнике»

- семейное изготовление плаката «Природу вместе сбережём!»

- изготовление глобуса, раскрашивание макета с применением разных технологий.

- посадка пасынков и листьев цветов в воду и наблюдение за ростом корневой системы, в дальнейшем посадка(листьями, пасынками и черенками) комнатных растений в горшки.

- получение чистой воды при помощи очистки грязной воды через фильтр.

- выставка семейных рисунков о природе родного края и животных занесённых в Красную книгу.

- эмблема подготовительной группы №2.

-  семейная акция (изготовление плаката) «День Земли – Природу вместе сбережём!»

- конкурс самостоятельно придуманных знаков «Береги природу»

Оборудование: мультимедийное оборудование, фотографии, иллюстрации, оборудование для игр, наглядный материал, плакаты,фильтр.

Этап/ дата проведения

Мероприятие

Задачи мероприятия

Ресурсы

Подготовительный этап  с 1.09.21 по 29.10.21

Разработка проекта; постановка цели и задач. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, наглядной информации для родителей

Знакомство с песнями о земле: А. Ведищев «Песенка про медведей»

Заучивание стихотворения А.Усачева «Мусорная фантазия», Н.Григорьевой «Песня дождя»

Знакомство с дорожными знаками: запрещающими и предупреждающими

Выбрать правильный подход для решения проекта (проблемы). Изучить знания детей по теме. Привлечь родителей  к проблеме, которую должен решить этот проект.

Развитие речи, памяти, артистических способностей.

Воспитывать нравственные чувства у детей, формировать способность отражать в чтении настроение автора

Расширять знания о знаках, их предназначении в зависимости от формы и цвета окаемки

Литература и сеть интернет.

Анкетирование родителей.

дидактические альбомы, наглядный материал

Носитель с песнями, музыкой о земле

Рисование иллюстраций к стихотворениям, оформление альбома.

Набор дорожных знаков, плакат

Основной этап с  29.10.21 по 25.02. 22

Изготовление глобуса раскрашивание макета с применением разных технологий

 Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля.

- Рассказы детей из личного опыта(кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры)

Прогулки по участкам детского сада, наблюдение за клумбами, деревьями.

«Пересадка комнатных растений»

Квест-игра «Юные защитники природы»

Беседа с презентацией «Земля наш общий дом!»

Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»

Семейный конкурс ««Родная сердцу сторона», «Край мой православный…», «Красная книга Родного края»

«Космос и Земля» Познавательный детский короткометражный фильм

«Лесные правила», «Что мы знаем о воде?».

С/ролевые игры: «Строим заповедник», «Прогулка по лесу», «Спасём лес от пожара»

Чтение энциклопедий по теме «Планета – земля»

Дидактические игры «Редкие и исчезающие животные», «Собери картинку», «Кто, где живет?», «Что где растет?» «На чём можно добраться», «Что изменилось» и др.

Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»

- Чтение художественной литературы  Разучивание стихотворений.

Д/ и «Спасатели леса»  Д/и «Сортировка мусора»  

 Д/и «Живая и неживая природа»

«Эко-Кейс. Ситуация».

Экологическая ОД «Перелетные и зимующие птицы»

Экологическая ОД «Дети леса: грибы, ягоды»

Экологическая ОД

«Дикие животные зимой».

Развивать у детей умение работать сообща, распределять обязанности

Расширять кругозор, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по содержанию.

Развивать связанную монологическую речь, умение слушать других детей.

Расширять представления детей о многообразии растительного мира

Овладение первичными навыками пересадки комнатных растений.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Сформировать у детей понятие о Земле как планете.

Воспитывать желание задумываться над проблемами экологии

Изучение многовековой истории и культурно-исторического наследия родного края.

Расширять знания детей о космосе и вселенной

Нравственно-экологическое воспитание

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять кругозор детей, развивать желание узнавать новое

Расширять и закреплять знания детей об исчезающих животных и растениях.

Расширять кругозор детей, речь, умение сравнивать.

Развивать связанную речь, уметь отвечать на вопросы.

Расширять знания о животном мире.

Закрепить знания о свойствах предметов.

Осознание экологических проблем и пути их разрешения;  необходимость охраны окружающей среды. Устанавливать причинно-следственные связи различного характера; Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах нашего края.

Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;

Клейстер, клей, гуашь, кисти, географические карты, скотч.

Мультимедийное оборудование

Фотографии, магнитики, сувениры

Участок д/сада Дневник наблюдений

Беседа самостоятельная работа в парах. Цветочные горшки, дренаж, палочки, лопатки, почва, живые растения, клеенка, лейки с водой.

Значки, магнитная доска, конверт,  карандаши, схема движения (карта), рюкзак, бросовый материал, разрешающие и запрещающие знаки, плакат «Пищевые цепочки»,

Носитель  с презентацией

Видео – презентация

ИЗО, эссе, стихи, рассказы.

Короткометражный фильм

Плакаты, иллюстрации

Конструктор, бросовый материал, игрушки для обыгрывания.

Энциклопедии, глобус

Энциклопедии, фото из «Красной Книги»

Книги, иллюстрации

Пословицы и загадки о земле, рассматривание иллюстраций к произведениям.

Дискуссия.

«Мозговой штурм»

Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч Картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки

Картинки с изображением диких животных, макет.

Заключительный этап с  25.02. 22 по 31.03.22

 Изготовление Эмблемы подготовительной группы №2

«Эколята-дошколята»

Акция с родителями «День Земли – Природу вместе сбережём!»

Конкурс знаков «Береги природу»

Создание «огорода на окне» (посев семян цветов, укропа, петрушки, помидора, баклажанов, гороха, перца).

Инсценировка сказки по замыслу « Соберём мусор вместе с жителями леса»

Сюжетно-дид. игра «Тележурналисты»: «Весной в городской черте».

Создавая эмблему, обратить внимание детей на необходимость сохранения и улучшения окружающей среды, через формирование у детей экологических знаний.

Закрепить полученные знания, расширить кругозор детей.

Воспитывать бережное отношение к природе

Бережное, ответственное, доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам. Составлять короткие рассказы об изменениях в городе весной.

Картон, Ламинированная пленка.

Изготовление плакатов.

Вырезание знаков. Мелки, карандаши

Атрибуты для посадки семян (емкость, земля, семена)

Театрализованная деятельность.

Экспериментальная деятельность:

  • «Что прячется в снегу?» (Дать детям понятие о загрязнение снега и воды; воспитывать бережное отношение к природе) Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.
  • «Следы птиц на снегу» (Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу)
  • Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. (Увидим там еле заметную почку. Подвести детей к пониманию, что деревья не погибают, а только сбрасывают отмершие, ненужные листья).  «Где прячутся листочки?»
  • Определить, сколько лет дереву. (Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву)
  • Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева) и др. Древесина, ее качества и свойства.
  • «Солнечное тепло» Наблюдение-эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду) «Солнце дарит нам тепло и свет» - представление (на основе растений) о том, что Солнце является источником тепла и света. Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. (Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце?)

 Оценка Эффективности реализации проекта:

Критерии эффективности.

1. Каждый ребенок соблюдает правила поведения в природе.

2. Каждый ребенок в дальнейшем осознаёт важность своего правильного

экологического поведения.

3. Повышение взаимопонимания между детьми, родителями, воспитателями.

4.  Обогатилась речь детей;

5. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет

направление дальнейшей работы и мероприятия экологической

направленности.

Список литературы

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.-5-е изд.,перераб.и доп.-М.:БИНОМ.2018.-352с.

2. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников под ред.

С.Н. Николаевой 2005г.

3. Николаева С.Н. «Юный эколог» 2005г.

4. Рыжова Н.А. «Наш дом-природа» 2006г.

5. Горькова Л.Г., А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по

экологическому воспитанию дошкольников» 2005г

0

Приложение 1

Конспект  по экологическому воспитанию в подготовительной группе №2 «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:

  • закрепить и расширить знания о перелетных  и зимующих птицах;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
  • развивать познавательный интерес к природе;
  • воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк), картина

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

-Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).

  • Как называют этих птиц? (Зимующие)
  • А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)
  • Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).
  • Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто... Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?

Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.

Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?

Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.

Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки.

  Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.

 Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?

Дети: Они замерзают.

Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

  • А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:

  1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
  2. Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы) 
  3. Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
  4. Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
  5. Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
  6. Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

О чем поют воробушки в последний день весны?

Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: -  Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)

  • Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)
  • Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)
  • Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)

Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

- Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах.

Приложение 2

Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной  группе   «Дети леса: грибы, ягоды»

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах;
  • Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе;
  • Закрепить знания особенностей внешнего облика даров леса.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • словесные (беседа, вопросы);
  • наглядные (показ иллюстраций и картинок);
  • практические (дидактическая игра, лепка).

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибовягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  • Здравствуйте, дети, сегодня мы поговорим с вами о дарах леса. Вы любите грибы? В каком виде можно употреблять грибы в пищу? (маринованные, соленные, жаренные, варенные)
  •  Какие блюда можно приготовить из грибов? (пироги, пиццу, грибной суп, пожарить с картошкой)
  •  Но надо знать некоторые правила поведения в лесу при сборе грибов, чтобы эти "вкусные детилеса радовали не вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба короткая: два-три дня и все. А грибница живет долго. иногда и больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли - это нанесет вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом.
  • Есть у грибов и еще один враг - это машины. автобусы и другие виды транспорта, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут "заразить" ими грибы. Отсюда следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.
  • Посмотрите внимательно на эти картинки. Какие грибы можно собирать и использовать в пищу? (подберезовики - они растут под березами, подосиновики, рыжики - лучшие грибы для засолки, белые - их собирают не только люди, но и белки на зиму, маслята, лисички).

 - А вот это несъедобные грибы, некоторые их них ядовиты. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают,но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для многих лесных обитателей. Третье правилони в коем не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.

  • Давайте поиграем в игру "Собери грибы". (закрепить у детей знание о грибах, умение различать съедобные и ядовитые грибы, развивать логическое мышление, внимание, память)
  • Но лес, дети, богат не только грибами, но и ягодами: малина, земляника, черника, брусника.  Какую пользу они приносят? (пища для многих лесных жителей; для людей: не только вкусно, но и полезно). Что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, джем, пирог)
  • Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей. Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки!

  -  А теперь, ребята, предлагаю вам поработать с пластилином. Давайте слепим полное лукошко грибов! Любые, кому, какие больше нравятся, но только съедобные.

Молодцы! Мне очень понравилось наше занятие сегодня. А вам? Что нового узнали? Давайте еще раз повторим правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод.

Приложение 3

Конспект для подготовительной группы на тему

«Дикие животные зимой».

Задачи:

  • Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пищи, жилищах;
  • Уметь различать хищных и травоядных животных;
  • Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
  • Активизировать словарь,  побуждать к участию в беседе; развивать объяснительную речь при отгадывании загадок;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

  • Здравствуйте, ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень)
  • Правильно, поздняя осень.
  • Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадку»

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: 

Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом.  (Белка)

  • Правильно. (иллюстрация белки в летний и зимний период).
  •  А зачем белка меняет окраску к зиме? (чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей )
  • Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
  • А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? (Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами). 

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной? 

 Кто стоит среди травы, уши больше головы?   (Заяц)

  • Правильно, заяц. (иллюстрация зайца летом и зимой). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)
  • А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
  • А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от голода кора.

  • Следующие загадка:

На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.  (Волк.)

Хитрая плутовка, рыжая головка 

Хвост пушистый – краса, кто же это?   (Лиса.) 

  • Ребята, а как называется дом у лисы? (Нора). А у волка? (Логово). А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
  •  Конечно, у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму.  А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, лосей). 

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. 

А когда придёт весна, пробуждается от сна.  (Медведь)

  • Да, ребята, медведь спит в своей берлоге всю зиму. А кого еще нельзя увидеть в зимнем лесу? Кто как и медведь впадает в спячку? (Барсуки, бурундуки, хомяки, ежи) (иллюстрации барсука, бурундука, хомяка, ежа)
  • Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. Еж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой.

Физкультминутка:

Ежик топал по тропинке.

И грибочек нес на спинке 

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. 

А навстречу скачет зайка, 

Длинноухий попрыгай-ка 

Шубку серую свою 

Он сменил на белую. 

Идёт по лесу серый волк,

Голодный волк – серый бок. 

Чтоб волку не попасться на зубок,

Ты, ёж, свернись скорей в клубок. 

        

        Ходьба на месте маленькими шажками 

Шарканье ногами 

Прыжки на месте, руки перед грудью 

Широкий пружинистый шаг с чуть

наклоненным вперёд корпусом.

Руки попеременно выносятся вперед 

Сесть на корточки и сгруппироваться 

  • А теперь предлагаю вам, ребята, одеть белку в зимний наряд. На ваших листах нарисован силуэт белки, только у меня всего три цвета красок: рыжая, черная и белая. Подумайте, как нам помочь белке? Что нужно сделать? (Смешать черную и белую краски и одеть белку в серую шубку)
  •  Раскрасить белку предлагаю методом тычка.
  • Молодцы, все справились. Мне очень понравилось сегодня наше занятие! А вам? Что было самым интересным? Сегодня по дороге домой из детского сада расскажите родителям, что нового вы узнали о диких животных в зимний период.

Приложение 4

Конспект квест-игры «Юные защитники природы»

Актуальность: проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и иму уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.

Цель: Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 Образовательные: - создать условия для формирования у детей элементарных экологических знаний.

- закрепить о растениях и животных.

- подвести к выводу о необходимости беречь природу.

Развивающие-: развивать наблюдательность

- эстетическое отношение к природе

- умение анализировать вопросы

- развивать интерес и творческие способы

Воспитательные:- воспитывать любовь к природе

- ответственность за сохранение природы

Материал: значки, магнитная доска, конверт,  карандаши, схема движения (карта), рюкзак, бросовый материал, разрешающие и запрещающие знаки, плакат «Пищевые цепочки», бутылка с грязной водой, контейнер, фильтр для воды, стаканчики пластмассовые, гуашь, пипетка, 1/2 ватмана (2 шт.), картинки, клятва Эколят.

. Ход игры

Грязелла: Здравствуйте ребята, Я, Грязелла, королева мусора и беспорядка! Вы меня не узнаете? (ответы детей)

- Ух, надоели эти люди - экологи, эколята, умники, разумницы, шалуны! Всё убирают, чистят, охраняют, берегут ..уууу.  

- К вам сегодня я пришла ,письмо и карту тут у вас нашла.  (Читает)

«Эколята. «Уважаемые ребята!  Сегодня вы отправитесь в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие - в мир природы. Узнаете, все ли в порядке в нашем лесу, на берегу реки? Мы будем вам благодарны за помощь в изготовлении плакатов на тему безопасного поведения.  

 В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность в выполнении заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. После того, как произнесете клятву Эколят, в  награду вы получите значки «Юные эколята - дошколята». В помощь мы приложили карту.. -Итак, вы готовы?»

Дети: да, готовы!

Грязелла :  готовы, готовы…Возьмете меня с собой?. Я помогать Вам буду, беспорядок наводить… А карта нам зачем? (это изображение местности в уменьшенном виде, для ориентировки на местности, в каком направлении и куда нужно двигаться)

Станция 1 «Если я приду в лесок..»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!

И направо, и налево.  

Расстилается ковёр

-какой кругом аромат? А чем это так приятно пахнет, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка.

Нарядные сестрички

 Весь день гостей встречают

 Мёдом угощают. (Цветы)

-Всё! Устраиваем пикник! Кто за дровами? Костер будет! Сейчас песенки петь будем! Играть!

(Грязелла разбрасывает вокруг бумагу, пластиковые бутылки и стаканчики, достает музыкальные инструменты и др.)

Дети: В лесу нельзя шуметь, нельзя мусорить и разводить костры.

Грязелла: почему это? Я всегда так поступаю…Ну и куда нужно убрать бутылочки из-под воды?

Дети: положить в пакет, забрать с собой и выбросить в мусорную урну или контейнер (дети и Грязелла собирают мусор)

Грязелла:  А вы знаете правила поведения в лесу?  

Задание -Я буду называть действия, а вы должны отвечать: «можно», «нельзя»  и знаки запрещающие находить и вешать на доску.

• ломать ветки;

• оставлять после себя мусор;

• разорять гнезда и муравейники;

• собирать ягоды в лесу;

• уничтожать ядовитые грибы;

• разжигать костры в лесу;

• слушать пение птиц;

• громко кричать в лесу;

• рвать большие охапки цветов.

-ходить в лес одним.

- дразнить диких животных.

Свод правил поведения в лесу для детей:

№ Правила Пояснение

1 Ходите в лес только со взрослыми

На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм

2 Не поджигайте сухую траву

Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар

3 Не оставляйте мусор на природе.

Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа — это дом зверей и птиц.  

4 Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо

Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув, вы можете оставить детёнышей на голодную смерть

5 Не дразните диких животных. Ваше присутствие для них и без того — стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно.

Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт.

Грязелла: Молодцы, ребята, вижу, что правила поведения в лесу вы знаете, и соблюдаете их!

Тогда я сейчас проверю, что вы ещё  знаете о животных,  птицах и деревьях.

Задание «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

Грязелла: ладно, сдаюсь, всё знаете. Тут вот у меня кое что есть… плакат «Пищевые цепочки»

Перед вами картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды, и т. д.

  Грязелла убирает одну из них (объект), и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися объектами, если на Земле исчезнет тот или иной объект.

 (убирает птицу – что будет с остальными животными, с растениями)                                                                                                          

С помощью плаката «Пищевые цепочки» дети выясняют значение каждого элемента в природной пищевой цепочке, делают вывод: нарушение цепи питания причиняет вред природе или ведет к ее гибели.

******************************************************************

Грязелла: Ну что, отправляемся дальше ( обращаются к карте)

Станция 2 «Спасём водоем»

Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

-Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей) Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская и речная. Озерная и ключевая, Газированная и минеральная, Питьевая Колодезная и водопроводная, Дождевая и болотная, Волшебная, талая, Чистая и грязная … Ну, в общем, очень разная. Вода — самое удивительное и полное тайн вещество.

Грязелла: мне тут экологи, подсказали, что нашу реку загрязнили люди! Посмотрите, какая мутная стала вода в реке! ( показывает бутылку с грязной водой).

 –Что может произойти? (Из-за этого может погибнуть и  исчезнуть редкие виды животных, рыб и растений)

 Что нужно сделать? (срочно очистить воду) Так и быть, ребята, подходите к столу и вместе мы справимся с этой проблемой.

(Грязелла разливает грязную воду из бутылки детям в стаканчики. Дети, подходят и выливают воду в контейнер и пропускают через фильтр. Вода фильтруется в емкость, с прозрачной водой,  Грязелла пипеткой наливает черную тушь, постепенно вся вода окрашивается в черный грязный цвет).

Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.

Дети: Нефтью.

Грязелла:  Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую маслянистую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда!

Вывод (подводит воспитатель): последствия загрязнения воды в одном месте, обязательно скажутся на состоянии воды во всем Мировом океане.

Всем жителям Земли, к воде нужно относиться бережно. Без нее люди не смогут умываться, пить, готовить еду. Без воды погибнут животные, рыбы, птицы и растения. Найдите запрещающие знаки и закрепите на стенде.

1.Нельзя мусорить на берегах рек и мыть в них машины.

2. Всегда обращайте внимание, не течет ли зря вода из крана дома, в д/с. Если вы заметите такое, сразу же закройте кран.

3. Не вылавливать редких рыб, которые занесены в красную книгу.

4. Не сливать в реки и озера промышленные отходы.

Грязелла: Ну что, двигаемся дальше. Что нам карта подскажет…

Станция 3 «добрых промыслов»

На 2 столах находится оборудование: листы бумаги A3, фломастеры, картинки, клей.

Грязелла: на этой станции необходимо изготовить плакаты на тему охраны природы:

Первая команда - «Берегите лес!»

Вторая команда - «Берегите воду!»

 Грязелла :  просим показать всем экологические плакаты, которые у вас получились! Обе команды большие молодцы! Фото на память! Мне прямо это больше и больше нравится…я  тоже начну соблюдать все эти правила.

- Ура! Ура! Вот весь путь пройден и все задания Эколят выполнены. А вот и значки (дети произносят клятву молодых защитников природы, а Грязелла раздает значки)

Заключение:

В работе с детьми по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь творческого подхода, умственной и физической активности. При использовании игр в которых модулируется ситуация и происходит чередование видов деятельности дети более внимательны и имеют возможность полной мере реализовать свой потенциал. Данная методическая разработка позволяет подвести итоги по пройденной теме «Экологические проблемы» по средствам квест - игры, которая оптимально подходит как итоговое мероприятие по теме современные экологические проблемы. Данная квест-игра способствует развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе, содержит сюжет, правила и задания. В ходе игры была достигнута цель и реализованы поставленные задачи.

 :

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину»....

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»

Актуальность проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником п...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и ...

Итоговое мероприятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Давайте вместе мы природой дорожить!"

Раскрыть экологическую проблему родной природы, воспитывать у детей доброту и сострадание ко всему живому....

Краткосрочный проект в старшей группе «Природу вместе сбережём»

В настоящее время из за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стр...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Планету вместе сбережём»

Цель проекта: Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей....

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём».

Краткосрочный проект в подготовительной группе«Природу вместе сбережём»....