Консультация "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
консультация по окружающему миру

Малышева Наталья Евгеньевна

Значение исследовательской деятельности в развиии дошкольников, варианты оформления уголка экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx320.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

Познавательно - исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование с вещами, погремушками, в ходе которого, например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме, назначению.

В младшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

Значение исследовательской деятельности для детей трудно переоценить. В процессе исследовательской деятельности происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно. Активно развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.  Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата. Picture background

Психолог - педагог Н. Н. Подьяков выделяет эти два вида поисковой деятельности у дошкольников и поясняет, что в первом случае, ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. Он удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю. По второму виду - когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает итог таким, какой получается; то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.

Этапы исследовательских технологий:

1. Создаётся проблемная ситуация - почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.

2. Выдвижение гипотез.

3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.

4. Проверка гипотез - что получилось при использовании материала.

5. Формулирование и оформление вывода.

Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание. Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет.

Для создания этих проблемных ситуаций педагог использует следующие методические приёмы:

- Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения.

- Изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос.

- Предложить детям рассмотреть явления с разных позиций.

- Побуждать детей к сравнению, к обобщению, к выводам.

- Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.

- Постановка проблемных задач, что это значит: это неопределённость вопроса, противоречивые данные, специально допущенные ошибки, ограничение времени выполнения эксперимента.

Если ребёнок - исследователь найдёт поддержку у воспитателя, (при своих исследованиях, и научится проводить эксперименты, выполняя различные действия, то предполагают, когда он вырастет, станет «Исследователь – взрослый». Малыш вырастет умным, наблюдательным, человеком, который может самостоятельно делать выводы, мыслит логически; человеком который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.

Значение детского экспериментирования в ДОУ

Хочется отметить, что далеко не на все вопросы «маленьких почемучек»  можно ответить так, чтобы ребёнок их понял. Например,  на эти («Почему ветер дует?»«Отчего предметы падают вниз, а не вверх?»«Почему лёд твёрдый, а вода нет?») и другие вопросы можно ответить, если провести опыт, в ходе которого ребёнок сам увидит закономерности, своими глазами. Для этого педагог и должен проводить экспериментирование в детском саду.

1. У детей появляется возможность контакта с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое - твёрдое, горячее - холодное и т. д.)

2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.

3. У детей углубляются знания о природе - живой и неживой, в целом расширяется кругозор.

4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.

Важная задача воспитателя развивать и поощрять экспериментирование детей.

Варианты оформления уголка экспериментирования в ДОУ:

- Постоянная выставка: здесь можно хранить редкие предметы: камушки, ракушки, кристаллы, поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок.

- Приборы: здесь можно расположить: баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и ещё очень многое - всё интересное и продуктивное для экспериментирования. 

- Схемы: памятки, алгоритмы, эксперименты в картинках - они должны быть красочными, понятными для детей.

- Материал природный и бросовый. (Высушенные листья, вата, перья, колбы, пипетки, мерные стаканчики)

- Место для проведения опытов - уголок, который будет предназначен для проведения опытов, дети должны знать, что это место для экспериментов.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...