Конспект ООД в форме квеста "Моя семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
Задачи:
- формировать представление о значении семьи в жизни ребенка;
- закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях;
- знать понятия «отчество», «род»;
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
- побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи, рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kvesta_moya_semya.docx | 145.03 КБ |
semya.ppt | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в форме квеста «Моя Семья»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
Задачи:
- формировать представление о значении семьи в жизни ребенка;
- закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях;
- знать понятия «отчество», «род»;
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
- побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи, рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать.
Предварительная работа
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий), «Мне хорошо, когда…», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи». Составление рассказов «Наши семейные традиции».
Оборудование:7 конвертов, 7 букв «Я», доска, или мольберт, лист А3 для кроссворда, зеркало, клубок, портреты знаменитых людей (А.С. Пушкин, Ю.А. Гагарин), иллюстрация картины В.Васнецова «Богатыри».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему? (Изображение улыбающегося ребенка. (Слайд2)
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие и найти ответ на вопрос, что нужно человеку для счастья. За каждый правильный ответ на вопрос вы будете получать конверт с буквой, из них мы сложим слово. Это и будет ответ на вопрос.
Дети вместе с воспитателем подходят к доске. На доске вывешивается лист формата А3 с заранее нарисованными клетками.
Первое задание
Воспитатель: Разгадайте кроссворд.
1. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша… (мама)
2. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш … (папа)
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
4. У него седая голова,
До колена борода
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — … (дед)
5. Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка).
После того как дети разгадали кроссворд педагог вручает им конверт. В конверте буква «Я».
Второе задание
Воспитатель: Есть в комнате портрет
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеется тоже.
Как вы думаете, что это?(Зеркало)
Дети вместе с педагогом ищут зеркало. К нему прикреплена записка с заданием.
Воспитатель:У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть в зеркале, но это отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
Воспитатель: А у вас есть имя? А вы знаете, что когда вы вырастите, то вместе с вами вырастет и ваше имя? Назовите мне ваше полное имя. (Ответы детей)
Когда дети отгадали загадку, назвали свое полное имя, педагог вручает им следующий конверт. В конверте вторая буква «Я».
Третье задание
Воспитатель: Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок вдруг превратился.
Что же это? (Клубок)
Клубок лежит в корзинке (корзинку можно поставить на видное место в группе) вместе с запиской.
Воспитатель: Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. Как вас ласково называют дома ваши родные? Давайте вы будете передавать друг другу клубок и называть свои ласковые имена.
(Дети передают друг другу клубок и называют себя ласковым именем).
Воспитатель: Вот мы с вами и плели паутинку ласковых имен. Было бы хорошо, если бы вы знали имена не только своих близких родственников мамы, папы, бабушки дедушки, но и прабабушек, прадедушек, т. е. знали свою родословную. Может кто-нибудь может назвать имя прабабушки или прадедушки?
Вручается следующий конверт. В конверте третья буква «Я».
Четвертое задание
Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран. На экране портреты знаменитых людей.
Воспитатель: Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.
- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Александр, Юрий, Илья, Петр?
(ответы детей).
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
(Слайды 3 и 4).
Картина В.Васнецова «Богатыри».
(Слайд 5).
Игра «Назови отчество»
Воспитатель: А теперь ответьте, как звали знаменитых былинных богатырей? (ответы детей)
Воспитатель: Отчество дается ребенку по имени отца, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.Назовите мне, какое отчество получится, если отца зовут Александр (Александровна — Александрович);Олег (Олеговна — Олегович);Иван (Ивановна — Иванович);Василий (Васильевна — Васильевич).Девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыновей..
За правильные ответы вручается следующий конверт. В конверте четвертая буква «Я».
Пятое задание
Воспитатель: А сейчас мы немного подвигаемся и расскажем, что мы умеем делать вместе с родными.
Физкультминутка
У меня есть семья.
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками)
Свою милую семью.
Дети выполняют. Вручается следующий конверт. В конверте пятая буква «Я».
Шестое задание
Воспитатель: Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает? (ответы детей)
Фамилия переходит от папы. А папе она от кого досталась? (от дедушки). Послушайте небольшую историю.
«В старину имена появлялись по – разному. Одни, например, запечатлевали какие черты характера, желаемого поведения человека: Добр, Храбр, Молчун, Умник. Другие «отзывались» на внешность человека: Белый, Косой, Рябой. Иные имена были связаны с профессией, ремеслом: Кожемяка, Воин, Кузнец. Древнерусские имена делились на две группы: внутрисемейные и уличные. Внутрисемейное имя давалось ребёнку сразу после рождения, а уличное имя человек получал уже во взрослом состоянии. Часто ребёнка называли по порядку и времени рождения».
- Угадайте, какой по счёту или в какой день недели родился ребёнок, которого назвали: Первуша, Третьяк, Девятко, Субботка, Мороз. (Дети угадывают.)
- Можно прожить без фамилии?(Ответы детей)
Воспитатель: Фамилии придумывали по внешнему виду, например похож человек на зайца, стал Зайцев, похож на синичку, стал Синицыным. Придумывали по профессии, например, был кузнецом, стал Кузнецов. А чаще всего от имени, например, отец Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.
Игра «Угадай фамилию»
Воспитатель: Посмотрите, художник нарисовал несколько портретов, но забыл подписать фамилии. Попробуйте догадаться кто из этих людей Носов, Круглов, Худяков.
На экране появляются картинки: человек с большим носом, очень полный, очень худой. Дети фантазируют и определяют, кому может принадлежать фамилия.
(Слайды 6,7,8)
Вручается следующий конверт. В конверте шестая буква «Я».
Шестое задание
Воспитатель: До чего же он пригож!
- На кого же он похож?
Папа говорит: - На маму!
Очень славненький с лица.
Мама говорит: - На папу!
Взгляд смышлёный у мальца.
Обе бабушки друг дружке
Уступают битый час:
- Носик - ваш!
- Но ваши ушки!
- Голос - прямо как у вас!
Я один сижу, как мышка:
Пусть потешится родня…
Я-то знаю, что мальчишка
Уродился - весь в меня!
Как вы думаете, на кого вы похожи? Какое слово первое вы сказали «мама» или «папа»?
(Ответы детей)
Игра «Мама какая?» «Папа какой?»
Воспитатель кидает мяч ребенку, и тот должен назвать прилагательное (единственная, ласковая, заботливая, родная, сильный, красивый, умный, добрый и т.д.)
Вручается следующий конверт. В конверте седьмая буква «Я».
Воспитатель: Давайте откроем все нашим конверты и посмотрим, что же человеку нужно, чтобы быть счастливым.
Дети выкладывают на столе все буквы, и воспитатель крепит их на доске.
Воспитатель предлагает отгадать какое слово зашифровано в этом ребусе. Если дети не понимают, предлагает посчитать количество букв.
(Слайд 9)
Воспитатель: Правильно «Семья» - это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью. Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»:
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я».
- А если есть собака?
Выходит восемь «Я».
- Нет, если есть собака,
Выходит. Во! Семья!
(Слайд 10)
Рефлексия
– Мы сегодня с вами говорили о …
– Что вам больше всего запомнилось?
– Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы детей)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕМЬЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формы взаимодействия семьи и школы"
В методических рекомендациях «Формы взаимодействия семьи и школы», рассмотрено применение разных форм и методов в воспитательно - образовательном процессе начальной школы.Новизна данных методиче...
Формы взаимодействия семьи и ДОУ
Актуальной задачей продолжает оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не...
Познавательные формы взаимодействия семьи и ДОУ.
Познавательные формы взаимодействия семьи и ДОУ. Родительское собрание – форма связи семьи и ДОУ, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отноше...
Конспект НОД по развитию речи для второй младшей группы с использование малых фольклорных форм «Дружная семья»
Развитие речевой активности и познавательных интересов детей....
ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.
Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»
Раскрытие перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в форме квест-игры Тема: «Моя семья »
Продолжать формировать представления детей о семье и её членах....