Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Зимние явления в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Какие формы и методы работы лучше использовать на занятии по ознакомлению с окружающим миром для того, чтобы детям было интересно и лучше запомнился предлагаемый педагогом материал? Конечно же это экспериментирование и игры. Предлагаемое занятие включает в себя разнообразные игры, опытно- экспериментальную деятельность, использование интерактивной доски и аудиозаписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_yavleniya_zimoy.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Зимние явления в природе»
Осипова Светлана Ивановна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 25
Московского района Санкт-Петербурга
Цель: создание условий для расширения знаний детей о природных явлениях зимы.
Задачи:
Образовательные задачи:
- обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- учить самостоятельно находить их в окружающей действительности;
- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и особенностях существования растений зимой;
- научить ребенка моделировать вещество и описывать его, учить обыгрывать предлагаемые модели;
- продолжить знакомство со свойствами снега и его строением.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения;
- развивать воображение, умение находить и разрешать противоречия;
- продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования;
- развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, стаканы по 2 на ребенка, воронки по количеству детей, ватные диски по количеству детей, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель. Дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня. Какое у вас сегодня настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку: «Лебедь белая на землю села, всю землю пухом одела». (Зима) Ребята, наступила зима и все вокруг совсем скоро станет волшебным и сказочным.
Посещение импровизированной «Выставки» зимнего пейзажа». (Воспитатель оформляет выставку иллюстраций о зиме).
Вопросы:
Нравится ли вам зима? Чем? Предлагаю поиграть в игру «Нравится- не нравится»
Игра «Нравится – не нравится» (все предложенные игры можно проводить с мячом, чтобы дать возможность каждому ребенку ответить)
Дети.
Мне нравится зима, потому что можно кататься на санках, лыжах.
Мне нравится, потому что…. (ответы детей)
Воспитатель. Чем вам не нравится зима?
Дети.
Зимой холодно, нужно тепло одеваться.
Зимой мало солнца, день короткий.
Зимой мерзнут щеки и руки.
Зимой бывает скользко и можно упасть.
Воспитатель. Как изменилась природа зимой?
Дети.
Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
Солнце стоит невысоко и греет мало.
Небо часто серое, на нем облака.
В сильные морозы снег идет крупинками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья.
Реки замерзают. В ветреную погоду метет поземка, метель.
На окнах мороз рисует причудливые узоры. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов)
Воспитатель. Ребята, с чем можно сравнить снег?
Игра «Найди сравнения»
Дети.
Снег, можно сравнить с теплым одеялом.
С облаком.
С тополиным пухом, с поролоном.
С пеной, сладкой ватой и …
Воспитатель. Снег белый, как…
Дети. Как сахар, как мука, лист бумаги, соль и т.д.
Воспитатель. С чем можно сравнить зиму? Зима холодная, как …
Дети. Как мороженое, как сосулька…
Воспитатель. Как зимуют растения?
Дети. Деревья, кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в сон.
Воспитатель. Почему деревья зимой спят?
Дети. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, необходимых растениям.
Воспитатель. Как вы думаете, что является одним из первых признаков зимы?
Правильно снег. (слайд - снег)
Давайте посмотрим на снег под микроскопом (слайд - снег под микроскопом)
Посмотрите, снег состоит из маленьких кристалликов – снежинок. Нет ни одной одинаковой снежинки. Каждая снежинка уникальна. Скажите, а из чего снег состоит? (Ответы детей).
Игра «Маленькие человечки» (дети встают в круг)
Воспитатель. В каждом веществе живут маленькие человечки. Есть они и в снеге, и во льду, и в воде. Почему лед такой крепкий и не тает зимой?
Дети. Потому что «маленьким человечкам» зимой холодно, и они крепко держаться за руки.
Воспитатель. Предлагаю вам превратиться в «маленьких человечков». Покажите, как крепко они держаться за руки. (Воспитатель пытается пройти между детьми, но они крепко держаться за руки).
Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись и перестали крепко держаться за руки. Они стали касаться друг друга только плечами и локтями. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, и получилась вода. (Воспитатель свободно проходит между детьми). Так бывает, когда наступает потепление.
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, в ванночках находится снег. Что произойдет со снегом, если мы его оставим в комнате.
Дети.
Снег растает. Снег превратится в воду.
Воспитатель. Правильно он растает. Ребята, подскажите, а можно есть снег?
Дети.
Снег есть нельзя- он холодный, можно заболеть.
Снег грязный.
Воспитатель. Вы все верно говорите - снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, ватный диск и прозрачный стакан. В воронку мы положим ватный диск. И нальём воды. Смотрите, что происходит?
Дети.
Вода прошла через ватный диск.
Диск стал грязным.
Воспитатель. Вода стекает вниз в стакан, а все что было в воде остаётся на диске. Давайте, посмотрим, что осталось на ватном диске?
Дети комментируют свои наблюдения.
Воспитатель. Скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу?
Дети.
Вода снова превратится в лед.
Воспитатель. Правильно она замёрзнет и превратиться в лед.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
Воспитатель. Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Дети.
Это зимнее явление называется метель, вьюга. (слайд)
Воспитатель. Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд). Такое состояние погоды называется «Оттепель» (слайд). Мелкий дождик зимой называется изморозь. (слайд)
Воспитатель. Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. (Слайд). (По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.)
Игра «Снегопад, метель, поземка». Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.
Воспитатель. Какие вы молодцы! Сегодня мы вспомнили и узнали какие природные явления бывают зимой. А теперь назовите зимние явления. (Дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч, ребята называют явления природы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера....
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Прогулка на природу»
Цель: ознакомление с цветамиПрограммные задачи: Образовательные: рассказать детям о великом многообразии цветов — дикорастущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. Познакомить с х...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Природные явления».
Цель: Знакомство детей с природными явлениями. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), формировать интерес к познанию природы. ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Природные явления».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Природные явления»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Пробуждение природы весной»
конспект по окружаюшиму миру в средне гпруппе на тему: Пробуждение природы весной...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Знатоки природы»
Конспект занятия «Знатоки природы» способствует обобщению знаний детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины....