Зимующие птицы Челябинской области
план-конспект занятия по окружающему миру

Анна Александровна Анисимова

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) с нарушениями речи по познавательному развитию

ФКЦМ  Презентация:  https://cloud.mail.ru/public/ajN6/1zWUC8h5g

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_sredney_gruppy.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 43

ул. Восточная, 14-16

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) с нарушениями речи по познавательному развитию

ФКЦМ  «Зимующие птицы Челябинской области»

                                                        

                                                        Учитель-логопед: Анисимова А.А.

Озёрск 2019

Тема: Зимующие птицы Южного Урала. 1 слайд

Цель: формирование начал экологической культуры.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Обогащать представления   о внешнем виде, повадках и особенностях питания птиц Южного Урала.

2. Активизировать словарь по теме. Упражнять в правильном употреблении притяжательных прилагательных. Подводить детей к пониманию того, что слова делятся на слоги. Выделять существенные признаки в предметах и делать обобщения, развивать диалогическую речь.

3. Развивать   внимание, мышление, память.

4. Воспитывать любовь к птицам, желание помочь им зимой.

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения за птицами с работой в уголке природы. Слушание голосов птиц. Чтение художественной литературы. Проведение подвижных игр. Подготовка слайдов с загадками и стихами.

Ход

Организационный момент: дети на ковриках у экрана.

2 слайд.  Зимний лес под музыку Вивальди «Зима»

Вот зимний лес густой качает головой.

Ветки ласково к нам тянет,

В гости нас зовет и манит.

- Мы отправляемся в зимний лес, будем говорить о зимующих птицах нашего края.

- Как называется наш край, напомните?

3 слайд

- почему же эти птицы называются зимующими? Из леса они прилетают ближе к человеку. – Зачем?

- Как человек помогает птицам зимой?    Да, делает кормушки, приносит корм.

Чтение отрывка из стихотворения Ю. Кушака «Слетайтесь, пичуги»

Повсюду – у еле заметной дорожки

В кормушки насыпаны зерна и крошки.

Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичужки.

Теперь не страшны вам холодные вьюги,

Мы помнить и думать должны друг о друге.

- Многих птиц вы уже знаете, видели и кормили на участке.

- Куда насыпали корм? Кто прилетал?

- Отгадайте загадку.     На кормушку к нам зимой прилетает птица

                            С желтой грудкой пуховой шустрая            (синица)

- Давайте прохлопаем ладошками название птицы си-ни ца. Сколько раз хлопнули?

- И открылась картинка. 4 слайд.

Синица ловкая птица, уничтожает вредных насекомых и летом, и зимой. Её любимое лакомство- мясо несоленое сало, не отказывается она и от семечек подсолнуха. Своим острым клювиком вытаскивает из-под коры деревьев личинки  вредителей деревьев и поедает их в большом количестве.

Веселая синица морозов не боится

Даже в минус 2 5любит песни распевать.

- Послушайте её голосок. Где же вы его слышали? На прогулке. Как она поет? (тенькает)

Можно подготовить ребенка, и он расскажет о внешнем виде синицы (маленькая птичка с черной головкой и ярко-белыми щечками, грудка желтая, крылья и хвост черные с зеленым отливом)

-А это что за птицы? Угадай-ка?

Пугливых птичек стайка расселась на виду

Будто яблоки в саду раз, два, три, четыре, пять

Так и хочется сорвать. Потянулся к ним скорей

Яблок нет – нет (снегирей).  Приготовили ладошки, прохлопаем название этой птички

Сне-гирь- сколько раз хлопнули? Вот и появилась красивая птичка. 5 слайд.

- У синицы грудка желтая, а у снегиря?  

Вот на ветках, посмотри в красных майках снегири

Распустили перышки, греются на солнышке.

- Снегири живут на Севере, там у них свои гнезда и там уже давно сильные морозы. Вот снегири и прилетают к нам на Южный Урал. Им кажется, что у нас совсем тепло и много корма – лесных ягод, семян. И до самой весны будет слышен их свист, послушайте!

- Как поет снегирь?  Свистит. Посмотрите на картинку, чем же питается снегирь?

- А еще хотите загадку?

Вот пернатый сел на сук и колотит: тук-тук-тук,

Ищет пищу под корой он голодною порой…. Дятел. Прохлопайте слово и появится картинка. 6 слайд. Кто может рассказать про дятла? Можно подготовить ребенка.

 Второй вариант.      Посмотрите и скажите, как можно назвать цвет перьев дятла? Расскажите, что у него на голове? Как держится на стволе дерева? Если он садится на сосну или ель, какую еду может там раздобыть? (семена из шишек) на снегу во время прогулок мы находим следы его обеда – разбросанные остатки шишек. А зачем дятел долбит дерево? – достает вредителей-короедов.

Чтоб деревья не болели, чтоб листочки зеленели.

Он как доктор Айболит все деревья исцелит.                                                        - - Давайте покажем, как работает дятел. (щелчок) Пальчики играют, говорить нам помогают.

Дятел долбит сук-сук, только слышно: тук-тук.  Повторяйте со мной, посмотрите на картинку.

7 слайд. А теперь, будьте внимательны игр «Четвертый лишний», (лишняя картинка исчезает по щелчку) объясните, почему такой выбор? С этим заданием справились.

8 слайд.   Узнаете птицу?  Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести.

Может в них и мало прока, но горда собой…… сорока

- Это шумливая, любопытная птица. Увидит что-нибудь блестящее – обязательно утащит в свое гнездо. Затрещит сорока в лесу, и все обитатели знают, что пришел чужой.

- Посмотрите, какая яркая птица. Она крупная. Какого цвета её грудка и бока? А какие части тела черного цвета? Когда сорока летит, распускает хвост как веер, очень красиво.

Зимой сорокам плохо, куда ей лететь?  К человеку. Не забудем и её покормить. Посмотрите, чем?

9 слайд. Посмотрите, что за птица к нам в окно сейчас стучится?

                 Вы окно откройте ей эта птица ……… воробей

- Прохлопайте слово после хлопков появляется картинка. Как он подает голос?

( Чирикает). Описание проводит воспитатель совместно с детьми.

Хочет корм схватить скорей плут, воришка – воробей.

Прыг да скок, прыг да скок схватит корм и наутек.

Рассказ воспитателя почему у воробья такое название.  (Вора бей!) отпугивали птиц сильным шумом (кричали, стучали). Предлагается подвижная игра «Воробышки и кот»

10 слайд.   Эту птицу вы тоже знаете.  Послушайте и скажите кто это? (нажать на динамик)

Вот ворона. Эта птица меньше всех людей боится

Громко каркает в гнезде и еду найдет везде. А где ворона находит еду? Правильно, на свалке- отходы. Что таскала с нашей кормушки? Какой величины  ворона? Какого цвета шея, грудка? А остальные части тела? Посмотрите, какой сильный, большой клюв.

- Кто знает, для чего птице клюв? Дети перечисляют. Эта картинка вам подскажет.

11 слайд.

Скоро вы пойдете на прогулку, будете сыпать семечки в кормушку. А знаете, чем можно кормить птиц, а чем нельзя?    

12 слайд. Найдите полезный и вредный корм. Холодно птицам зимой и что же им надо чтобы согреться? Нужно поесть.

13 слайд. Проверим, как вы запомнили птиц. Игра «Чей хвост» как вариант «Собери картинку». Итог: оценка деятельности конкретного ребенка.

Вот и  кончилось наше путешествие в зимний лес. Кого вы встретили там? Так как же

можно помочь птицам? Давайте и на своем балконе или на окне повесим кормушки.

Список литературы:

  1. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» занятия с детьми 4-5 лет М., «Мозаика-Синтез», 2006.
  2. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., «Т Ц Сфера», 2006.
  3. Берлибо Е.П. «Дидактический материал по формированию лексико-грамматической категории языка и связной речи для детей с ОНР 111 уровня.

Волгоград: И Т Д «Корифей», 2010.

4.  Евстифеева Н.А. «Кое-что о птицах южного Урала» Челябинск, «Взгляд», 2003.

Работа в течение недели по лексической теме «Зимующие птицы»

Познавательное развитие.

НОД.   Речевое развитие: связная речь. Составление описательного рассказа.

Как часть.  Игры: «Собери из частей целое», «4-й лишний», «Что перепутал художник», «Что перепутал писатель».

Художественно-эстетическое развитие.

1. рисование «Яблоки на ветках» Снегири пятном. Ладошками «Голуби»

2. аппликация «Снегири», а лепка в свободной деятельности «Сорока» и птички из мятой бумаги.

Слушание и разучивание песен о птицах.

Физическое развитие. Картотека подвижных игр. «Совушка» и т. д.

Картотеки:

  1. Наблюдение на прогулках и из окна.
  2. Стихи, загадки, короткие рассказы по мнемотаблицам.
  3. Библиотека прозы: Н. Сладков «Сорока- воровка», «Сорочий склад», «Не   долго думая», «Жалейкин и дятел».
  4. Э.Шим. «Не кончаются заботы»
  5. В. Бианки. «Бесплатная столовая», «Зима у нас»
  6. В. Лебедев. «Воробей-ленивец»
  7. Г. Скребицкий. Книга «Крылатые соседи»

Лэпбук  «Зимующие птицы» или «Птицы Южного Урала».

         

                                

                                                                                                                

                           

                                     

                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для воспитанников средней группы "Зимующие птицы Ростовской области"

Экологический проект «Зимующие птицы Ростовской области»  во 2 средней группе        Воспитатель: Тимченко И. А    г.Гуково 2013 –...

Зимующие птицы Кировской области

Привить интерес к окружающему миру, сформировать материалистическое представление о природе.  Цели:  - обобщить и систематизировать представления детей об особенностях внешнего вида, об...

Экологический проект «Зимующие птицы Саратовской области»

Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах Саратовской области....

Непосредственно экологическая образовательная деятельность "Зимующие птицы нашей области"

Закладывать основы экологического воспитания,расширять кругозор детей о природе родного края,о зимующиж птицах....

Птицы Челябинской области, занесённые Красную Книгу.

Познакомить дошкольников с некоторыми видами птиц Челябинской области, занесенных в Красную книгу; формировать познавательную активность; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней....