Осенние следы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Канайкина Зинаида Николаевна

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий

 «Осенние следы».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:
Образовательные:

-обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

-расширить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

-закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

-развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь и делать выводы.

Воспитательные:

 -воспитывать желание наблюдать за красотой природы в период осени;

-воспитывать чувство любви к родной природе;

-воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

 Речевые:

-отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;

-активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;

-обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные: 

-воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

воспитывать чувство любви к родной природе

воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

 

Материал и оборудование:

Корзинка с сюрпризом, магнитофон, четыре конверта с загадками, картинки: неживая природа, мир растений, мир животных, мир человека, пазлы «С какого дерева листик», разрезные картинки (насекомые, животные птицы), палочки Кюизенера, карточки «Где, что растет», простые карандаши, изображение баночек для заготовок на зиму, изображения овощей, фруктов и грибов.

 Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату, становятся полукругом.

Воспитатель:

Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (руки вверх, к солнцу вправо или влево)

Здравствуй, милый мой сосед (машем друг другу)

А далекому – привет! (машем гостям)

Дружбой крепкой мы сильны,

Всем мы помогаем. (держимся за руки)

Если кто попал в беду-

Мы его спасаем! (кладем руки на плечи).

Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения, которое написал АС. Пушкин и скажите мне, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

В.: Ребята, давайте посмотрим, что лежит в нашей волшебной шкатулке. Посмотрите ребята, здесь четыре конверта. В каждом конверте задание. Я открываю первый конверт.

Воспитатель: Я открываю первый конверт, и что нас в нем ждет…Это загадка. Слушаем внимательно загадку и думаем, о чем мы с вами будем говорить:

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,

Спать немедленно зовет. (День и ночь)

Ответы детей

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами будем говорить о неживой природе осенью.

Воспитатель: Когда приходит осень?

Ответы детей

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину?

Ответы детей: Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Что мы относим к неживой природе?

Ответы детей. (Все что на «не»)

Воспитатель: Перечислите признаки осени в неживой природе.

Воспитатель: Почему погода становится прохладной? Ответы детей (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной).

Воспитатель: Какие осадки характерны для осени? Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём и проведем упражнение «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом! (поглаживают ладонями)

Воспитатель: Сели на свои места, продолжаем дальше. Я открываю второй конверт и смотрим, какое задание нас ждет? (в конверте лист с изображением растительного мира).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем с вами сейчас говорить?

Ответы детей…

Воспитатель: Продолжаем мы говорить о природе и его растительном мире.
Воспитатель: Что мы относим к растительному миру? Ответы детей: К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.
Воспитатель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? Ответы детей: …

Воспитатель: А я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листик». ( На тарелочках у детей изображение деревьев и листьев (по принципу «Пазлы»))

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас назовите мне какое дерево у вас было и какой лист вы подобрали.

Ответы детей: …

Физкультурная минутка «Мы листочки»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Воспитатель: Третий конверт, посмотрим какое задание нас ждет (в конверте загадка о животном мире)

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
Воспитатель: Кого мы относим к животному миру?

Ответы детей: К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель: Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? И чтобы это узнать я предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из частей» (дети собирают картинки, на которых изображены: птицы, насекомые, животные).

Воспитатель: Расскажите мне, как животный мир готовиться к зиме?

Ответы детей: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк. Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.
Воспитатель: Насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?

Ответы детей: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.

Воспитатель: что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Ответы детей: есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

Ответы детей: Такие птицы называются перелетными.

Воспитатель: А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. Ответы детей: А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше. Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

Ответы детей: Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
Воспитатель: Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Воспитатель: Предлагаю вам совершить пальчиковую гимнастику «Зимние птицы» и построить кормушки для птиц.
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Дети выполняют постройку кормушки из палочек Кюзинера.

Воспитатель: Я открываю, последний, четвертый конверт, смотрим что нас ждет (загадка о урожае). Как вы думаете, о чем мы будем беседовать сейчас?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сейчас мы поговорим о заботах человека осенью.
Воспитатель: Какие работы выполняются в садах

Ответы детей:…
Воспитатель: А как трудятся в деревне, на полях?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Где что растет?» (дети выполняют задания на карточках)

Физкультурная минутка «Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)
Воспитатель: Да ребята, осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. Я вам предлагаю законсервировать дары осени, можно приготовить компот, сварить варенье, засолить грибы или овощи, выбирайте сами, а потом я узнаю, кто что приготовил.

Итог

Звук ветра, вбегает ветерок

Ветер: Успел! За то, что вы хорошо поработали, выполнили все задания, я подготовил вам сюрприз (отдает корзинку). А теперь мне пора. До свидания Всем пока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По следам осени"

Способствет развитию логического мышления, умению нестандартно мыслить....

Проект "Как мы следы осени искали?".

Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...

Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".

Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....

Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе

Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания дете...

Экологическая осенняя квест-игра "По следам осени"

Осень – прекрасное время года, наполненное таинственностью и волшебством, воспоминаниями и переживаниями, радостью и грустью, счастьем и красотой. Природа осенью полна неповторимы...

Исследовательско - творческий проект "Осенние следы"

Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно они учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать происходящее в ней явления, влияют на отношения...

Консультация для родителей "Спортивная осень! Почему и как следует заниматься физкультурой в осенний период,!"

Наступила осень – самая пора заняться физкультурой. За лето вы с ребёнком отлично отдохнули, вдоволь накушались ягод и фруктов, расслабились. Теперь можно приводить себя в форму. Регулярные заня...