Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной группы «Экологи спешат на помощь». (Провела Федотова Т.Г.) ________________________________________
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федотова Татьяна Григорьевна

Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружающему миру. А решение проблемных ситуаций развивает у старших дошкольников творческую активность, способствует формированию стремления использовать личный опыт для принятия самостоятельных решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologi_speshat_na_pomoshch.docx288.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной  группы  «Экологи спешат на помощь». (Провела Федотова Т.Г.)


Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружающему миру. А решение проблемных ситуаций развивает у старших дошкольников творческую активность, способствует формированию стремления использовать личный опыт для принятия самостоятельных решений.

Программное содержание:

– познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека), экологи (люди, которые помогают природе);

– расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире;

– уточнить представление о перелетных и зимующих птицах;

– развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации;

– обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;

– формировать практические природоохранные умения;

– способствовать воспитанию гуманного отношения к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой;

– развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, зрительное сосредоточение, зрительную память, быстроту мышления;

– воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;

– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

– получать удовлетворение от проделанной работы;

– ввести в словарный запас детей слова: эколог, экологическая катастрофа.

Оборудование и материалы: карта– схема маршрута,  игрушка белочки,  модель “Живое”;  карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Обитателей водоемов (рыбы, раки, лягушки, насекомые). Ткань синего цвета; бросовый материал (коробки из-под сока или молока, проволока); ножницы; экран; аудиозапись (шум воды в реке, пение птиц).

Ход занятия

Воспитатель приносит в группу конверт, в котором находится письмо и план – схема.

Педагог читает письмо: “Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие. Дорогу вам укажет план – схема. Вас ожидают очень интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка в этом путешествии вам очень пригодятся. Белочка”.

Дети знакомятся с планом – схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: “Речка”, “Лес”, “Лаборатория”, “Мастерская”.

Педагог предлагает отправиться в путешествие

Первая остановка – “Речка”.

Детей встречает белочка и рассказывает о том, что с ней произошло: “Я хочу рассказать вам свою историю. Вчера один мальчик увидел меня в лесу, подкрался тихонько и поймал. Принес меня сюда и бросил. Я осмотрелась по сторонам и увидела, что это не мой дом. Здесь вода, земля, незнакомые растения… Я очень хочу домой, но мне интересно: где я, что вокруг меня. Расскажите мне, пожалуйста, куда я попала”.

Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена река и предлагает детям рассказать о том, что они видят.

Рассказ детей. Это река. В реке течет вода. У реки есть два берега. Реки бывают большие и маленькие.

Воспитатель. Расскажите, ребята, кто живет в речке.

Рассказ детей. В речке живут разные речные рыбы, раки, насекомые, растения. К реке приходят животные напиться воды, в реках живут бобры.

(Рассказ детей сопровождается показом иллюстраций, игрушек).

Воспитатель. Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые. Давайте рассмотрим модель “живое” и расскажем белочке все, что мы знаем. Научим ее определять, где живой объект, а где неживой.

Работа с моделью “Живое”.

Дети по очереди берут схемы с условными обозначениями и рассказывают.

(Рассказ сопровождается выкладыванием на доске  модели “живое”).

Все живые существа дышат – изображение носа; 
питаются – изображение тарелки; 
растут – изображение дерева низкого и дерева высокого;
передвигаются – изображение ног птицы;
размножаются – изображение цыпленка и курицы.

Воспитатель.

Молодцы, справились с заданием!
стихотворение:
В мире огромном,
В мире прекрасном,
В маленькой речке
Под солнышком ясным
Рыбы и раки,
Жуки – плавуны
Просто не могут без чистой воды!

Воспитатель обращает внимание детей на речку (выложенную на полу из ткани). В ней находится много мусора.

– Но что это в нашей реке? (Ответы детей).

– Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологической катастрофой. Посмотрите на экран. Вы видите, какая беда может случиться с нашей природой.

(На экране появляются изображения лесных пожаров, разлива нефти, мусорные свалки).

– Что нам делать, как нам быть? Как решить нашу проблему? (Ответы детей).

– Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить в мусорный контейнер. Сейчас мы это сделаем. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас будет держать пакет, а кто – то наденет перчатки и соберет мусор.

(Дети распределяют между собой обязанности и собирают мусор в пакеты).

Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами. Я поздравляю вас и хочу повязать вам специальные галстуки.

– А как вы думаете, почему галстуки зеленого цвета? (Рассуждения детей).

Педагог повязывает детям галстуки.

– Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу и заботитесь о ней.

Слышится шум воды (аудиозапись).

Воспитатель. Ребята, что вы слышите? Это речка благодарит вас за помощь. Теперь вы можете вернуть обитателей в чистую речку.

(Дети берут картинки обитателей реки, называют их и возвращают в водоем).

Воспитатель. Но нам еще нужно помочь белочке вернуться домой. А где живет белка? Расскажите об этом.

(Рассказы детей).

– Давайте внимательно посмотрим на схему и отправимся дальше по нашему маршруту.

Дети идут в уголок леса. (На экране появляется изображение осеннего леса).

Воспитатель. Белочка, тебе эти места знакомы. Ребята, какое теперь время года по календарю? (Поздняя осень). А по календарю ненцев уже наступила зима: снег лег и не тает, по нему можно ездить на нартах, запряженных в оленью упряжку. Реки начинают замерзать и покрываются льдом. Как вы думаете, белка готова к зиме? Расскажите об этом. (Ответы детей).

На экране появляется изображение белки в зимней серой “шубке”.

– Теперь мы можем оставить белочку здесь – пусть лакомится орешками и грибами.

– Птичьих голосов в лесу стало меньше – куда они подевались? Расскажите. (Ответы  детей).

– Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? Почему они улетели? (Ответы детей).

– Но не все птицы улетели. Некоторые остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.

(На экране появляются изображения птиц на зашумленном фоне).

– Скажите, каких зимующих птиц вы узнали.

– Правильно, у нас зимуют -  воробьи, синицы, снегири, вороны, дятлы, клесты, совы.

– А почему эти птицы не улетают в теплые края?

Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм.

Зрительная гимнастика

Птичка крылышки сложила, Движения глаз вверх – вниз.
Птичка перышки помыла, 
Птичка клювом повела, 
Движения глаз вправо – влево.
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела, 
Круговые движения глаз.
Наша птичка улетела.

Воспитатель. Ребята, я надеюсь, что юные экологи хорошо запомнили зимующих птиц. – Пойдем в нашу “Лабораторию” и там поработаем.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель. Вспомните зимующих птиц, которых вы видели в лесу, и обведите их изображения на своих листах.

(Педагог проверяет выполнение задания).

Воспитатель. А сейчас проверим ваше внимание. Проведем игру “Кто лишний?” Я назову несколько птиц, а вы на слух определите ту, которая не подходит к остальным.

(Игра проводится в быстром темпе).

Воспитатель. Давайте, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили, по каким признакам отличают живое от неживого. Возьмите по две карточки с изображением разных предметов. Внимательно посмотрите и определите, к живой или неживой природе относится то, что нарисовано.

(Дети вкладывают карточки в определенный карман, объясняют свое решение).

На экране появляется изображение воробья.

Воспитатель. Настоящие экологи понимают природу и даже понимают голоса птиц. Кто из вас догадался, о чем говорит воробей

  Чтение стихотворения.

– Я – маленький воробей,
Я гибну. Дети, спасите, 
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гонял.
Пожалуйста, помогите!
Второй ребенок читает стихотворение.
Я – дятел, пестрый такой, 
Я гибну. Дети, спасите…
Все лето я клювом стволы долбил, 
Тьму вредных букашек истребил,
Пожалуйста, помогите!

Воспитатель. О какой помощи просят птицы? Что нам делать? Как нам быть? Чем мы можем помочь голодным птицам зимой?

(Ответы детей).

– Давайте посмотрим на план – схему и узнаем, какая следующая остановка у нашего путешествия.

Дети читают название следующей остановки “Мастерская” и идут делать кормушки.

Воспитатель. Ребята, что находится у вас на столах? (Пакеты от сока и от молока). Сегодня мы попробуем ненужные пакеты превратить в полезные вещи. Сделаем из них кормушки для птиц.

– Прежде, чем приступить к работе, рассмотрим алгоритм изготовления необычной кормушки.

 На экране показ  этапа  изготовления кормушки. Дети рассматривают алгоритм и рассказывают о последовательности действий.

Изготовление детьми кормушек из пакетов от сока и молока.

(Дети ножницами вырезают отверстие в пакете и прикрепляют проволоку).

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед, 
Будет вам зимой обед.

Воспитатель. Хорошо потрудились юные экологи. Кормушки получились удобные и прочные. На прогулке мы развесим их на деревьях и насыплем в них корм. Так спасем птиц от зимнего голода.

– Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов.

– А на память о нашем путешествии я предлагаю всем вместе сфотографироваться.

Дети фотографируются на фоне леса. На прогулке развешивают кормушки с кормом для птиц.

Макет «Обитатель водоёма»

F:\IMG-20190918-WA0029.jpg

 Макет «Домик Лешего».

F:\фотки для макетир\P1010044.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Проблемные ситуации для детей 5–7 лет

Использование проблемных ситуаций в работе с детьми положительно влияет на развитие творческого мышления и познавательных умений, способностей.Проблемной ситуацией является состояние умственного затру...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения....

Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы "Юные экологи спешат на помощь"

Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружаю...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (для детей старшего дошкольного возраста)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ(для детей старшего дошкольного возраста)  Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышлени...

Образовательная ситуация в средней группе "Спасатели спешат на помощь!"

Детям предлагается выбрать место путешествия на глобусе. Заметив красный флажок "знак опасности" дети принимают решение отправится на остров. Случилась беда! SOS Нужно помочь!...