КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (для детей старшего дошкольного возраста)
картотека (старшая группа) на тему
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
|
Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
|
Тема: «Дома», «Свойства материалов» Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
|
Тема: «Фрукты» Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
|
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.
Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
|
Тема: « Язык мимики и жестов» Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
|
Тема: « Погодные условия» Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
|
Тема: « Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
|
Тема: «Стороны света» Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
|
Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
|
Тема: « Погодные условия»
Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
|
Тема: « Измерение длины» Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…
|
Тема: « Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
|
Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
|
Тема: «Почва» Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
| Тема: « Свойства дерева» Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? |
Тема: « Часы» Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
|
Тема: «Свойства воздуха» Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.
|
Тема: «Увеличительные приборы» Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
|
Тема: «Средства связи» У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
|
Тема: «Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
|
Тема: « Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
|
Тема: «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
|
Тема: «Дружба красок» Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_problemnykh_situatsiy.doc | 53.5 КБ |
kartoteka_problemnykh_situatsiy.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. | Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. |
Тема: «Дома», «Свойства материалов» Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. | Тема: «Фрукты» Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? |
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.
Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. | Тема: « Язык мимики и жестов» Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. |
Тема: « Погодные условия» Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. | Тема: « Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. |
Тема: «Стороны света» Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. | Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. |
Тема: « Погодные условия» Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? | Тема: « Измерение длины» Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… |
Тема: « Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. | Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. |
Тема: «Почва» Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. | Тема: « Свойства дерева» Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? |
Тема: « Часы» Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. | Тема: «Свойства воздуха» Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет. |
Тема: «Увеличительные приборы» Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. | Тема: «Средства связи» У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как. |
Тема: «Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик? | Тема: « Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок? |
Тема: «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов? | Тема: «Дружба красок» Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах. |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. | Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. |
Тема: «Дома», «Свойства материалов» Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. | Тема: «Фрукты» Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? |
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.
Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. | Тема: « Язык мимики и жестов» Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. |
Тема: « Погодные условия» Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. | Тема: « Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. |
Тема: «Стороны света» Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. | Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. |
Тема: « Погодные условия» Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? | Тема: « Измерение длины» Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… |
Тема: « Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. | Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. |
Тема: «Почва» Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. | Тема: « Свойства дерева» Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? |
Тема: « Часы» Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. | Тема: «Свойства воздуха» Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет. |
Тема: «Увеличительные приборы» Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. | Тема: «Средства связи» У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как. |
Тема: «Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик? | Тема: « Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок? |
Тема: «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов? | Тема: «Дружба красок» Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста
В картотеке представлены проблемные ситуации для дошкольников на разные темы...
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей....
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемные ситуации побуждающие детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучают не бояться допускать ошибки при высказвании. Проблемы - это спрятанные решения. (Павел Дуров)...
картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста
картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста...