Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Свойства, качества бумаги и ткани».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познакомить детей со свойствами бумаги и ткани, различать их.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Свойства, качества бумаги и ткани».
Приоритетная: познавательное развитие; в интеграции: социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие
Формы организации НОД: Игровая, поисковая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Цель: Развитие познавательно-исследовательского интереса к экспериментированию с тканью и бумагой.
Задачи:
Формировать умение детей давать сравнительную характеристику данным материалам (бумаги и ткани).
Развивать умения устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.
Побуждать правильно формулировать высказывания.
Средства : Шкатулка , листочки бумаги, кусочки ткани, клеенка, тазик с водой, полотенце.
Способы:
Словесные: Чтение стихотворения «Придумано кем…», стихотворение «Тишина у пруда»
Наглядные: Рассматривание бумаги и ткани.
Практические: Выполнение практических заданий.
Игровые: Приход куклы Маша.
Словарная работа: Бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.
Предварительная работа: Беседа о производстве бумаги и ткани.
Ход:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришла девочка Маша (кукла). Давайте поздороваемся.
Воспитатель:
Здравствуй, день, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, мир, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек!
Воспитатель: Маша пришла к вам не с пустыми руками. Oна попросила ей помочь. Ее пригласили на праздник, и она задумала сшить себе новое, красивое платье. У нее есть много бумажных и тканевых кусочков. Но она никак не может решить из какого материала ей сшить платье, чтобы оно не сильно мялось и его можно было постирать, если она вдруг испачкается… Маша просит вас помочь ей и передает вам свой серебристую шкатулку… Посмотрим, что в нем…
Дети: В нем разноцветные кусочки, разные и красивые.
Воспитатель: Мы поможем Ане выбрать материал?
Дети. Да!
Воспитатель. Но для того, чтобы наверняка помочь Маше мы и сами должны узнать, что такое бумага и ткань. Я приглашаю вас посмотреть.
(Дети рассаживаются на стулья перед телевизором. Показ видеоряда о производстве бумаги и ткани)
Изучение свойств ткани и бумаги.
Воспитатель. Вот теперь, когда мы так много узнали, можно приниматься за дело! Ребята, посмотрите, на столе много предметов: цветные кусочки ткани, листочки бумаги, цветные мисочки с водой и полотенце. Все это нам очень пригодится. Подходите дружно к столу.
1. Определяем бумагу и ткань на ощупь.
Воспитатель. Сейчас мы возьмем в руки сначала листочек бумаги, потрем его пальчиками. А теперь возьмем кусочек ткани, потрем её пальчиками.
А теперь закроем глаза и «запомним», какая на ощупь бумага и какая ткань.
Какой на ощупь кусочек ткани, а какой – листочек бумаги?
Дети: Ткань – мягкая, теплая; бумага – жесткая, холодная и т. д.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!
2. Рассматриваем бумагу и ткань через лупу и свет.
Воспитатель. У вас на столе есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы. Это стекло называется увеличительное. Оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше их рассмотреть. Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткани : что мы видим? Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. Скажите, из чего состоит ткань?
Дети. Ткань состоит из ниток.
Воспитатель. А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней?
Дети. Не видим ниточек.
Воспитатель. Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим. Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели.
Воспитатель. Давайте твердо запомним, что ткань состоит из ниток, а бумага нет. Мы увидели в фильме, что ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из бумажной массы, полученной из щепок.
Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети. Да!
3. Мнем бумагу и ткань.
Воспитатель. Для того, чтобы услышать, как разговаривают бумага и ткань, нам надо сделать тишину. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Тише-тише малыши.
Воспитатель. Тихо-тихо берем сначала бумажный листочек, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети. Он шуршит, разговаривает.
Воспитатель. Правильно, он шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)
Теперь возьмите кусочек ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети. Нет!
Воспитатель. Правильно, ткань не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем запомнить?
Дети. Что, когда мнешь бумагу она шуршит, а ткань – не издает звука.
4. Разглаживание бумаги и ткани.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы помяли и бумагу, и ткань, давайте попробуем их разгладить. Сначала разглаживаем руками бумажный листочек. Что у вас получилось?
Дети. Не получается разгладить! Все равно мятая.
Воспитатель. Правда! Бумага настолько мятая, что не распрямляется.
Давайте теперь попробуем разгладить руками ткань. Что у вас получилось?
Дети. Она немного разглаживается!
Воспитатель. Точно, ткань при разглаживании распрямляется.
А теперь вспомните, Аня просила узнать, какой материал можно постирать, если он испачкается…
Физминутка:
«Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
Молодцы хорошо отдохнули
5. Погружаем бумагу и ткань в воду.
Воспитатель. Берем сначала кусочек ткани, погружаем в воду, потрем, отжимаем. Что произошло?
Дети. Ткань стала мокрой.
Воспитатель. Расправьте её и положите рядом с мисочкой.
Воспитатель. Теперь погрузите в воду кусочек бумаги, потрите его, отожмите и попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети. Бумага размокла и легко рвется. Бумагу нельзя стирать.
Воспитатель. Правильно, если постирать шарфик из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать бумажный шарфик, он размокнет, начнет рваться и её придется выбросить.
Значит, какой материал прочнее – ткань или бумага? Какой материал можно постирать, а не выбрасывать?
Дети. Ткань прочнее. Ее можно постирать и расправить.
Воспитатель. Ребята, а мы можем из бумаги сшить одежду?
Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель. А из ткани?
Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Дидактическая игра «Из какого материала предметы?»
Цели: повторить названия материалов: ткань, бумага; учить их различать на ощупь.
-Ребята, у меня есть «Волшебный мешочек», вы должны опустить руку в мешочек ,взять один предмет, не вынимая его, определить из какого материала он изготовлен. (это могут быть предметы одежды, носочки, носовые платки, геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, бумажные салфетки , рулон туалетной бумаги и т. д.).
Рефлексия:
Ребята, давайте еще раз повторим, то что мы узнали о бумаге и о ткани.
Дети:Бумага : жесткая, холодная, не состоит из ниток, шершавая, если ее мять – шуршит, не распрямляется, при намокании – рвется.
Дети:Ткань : мягкая, теплая, состоит из ниток, если ее мять – не издает звуков, при разглаживании распрямляется, в воде намокает, но не рвется.
Воспитатель. Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани, мы можем выбрать материал для Аниного платья! Давайте разложим эти красивые кусочки в разные места:
– Бумажные листочки мы положим в конвертик, а кусочки ткани сложим обратно в шкатулку.
Ребята, вас Маша благодарит за помощь и говорит вам до свидания.
Ожидаемый результат:
• знать свойства ткани, свойства бумаги.
• уметь аналитически исследовать, используя разнообразные приемы, опираясь на знания из личного опыта
• иметь желание обучаться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе . На тему: "Транспорт".
Програмное содержание: Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"
Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».
В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности. В этой технологии задействованы все сферы детской деятельности – игр...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в (средней группе) на тему " Морские жители"
Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Петрушка идёт рисовать»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Петрушка идёт рисовать"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Петрушка идёт рисовать»
Познакомить детей с профессией художника, подчёркивая значимость труда. Закреплять представления детей о предметах, необходимых в разных видах детской деятельности (рисовании). Расширять словарны...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».
Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, п...