Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Свойства, качества бумаги и ткани».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пшеничных Ольга Николаевна

 Познакомить детей со свойствами бумаги и ткани, различать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Свойства, качества бумаги и ткани».

Приоритетная: познавательное развитие; в интеграции: социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие

Формы организации НОД: Игровая, поисковая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цель: Развитие познавательно-исследовательского интереса к экспериментированию с тканью и бумагой.

Задачи:

Формировать умение детей давать сравнительную характеристику данным материалам (бумаги и ткани).

Развивать умения устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.

Побуждать правильно формулировать высказывания.

Средства : Шкатулка , листочки бумаги, кусочки ткани, клеенка, тазик с водой, полотенце.

Способы:

Словесные: Чтение стихотворения «Придумано кем…», стихотворение «Тишина у пруда»

Наглядные: Рассматривание бумаги и ткани.

Практические: Выполнение практических заданий.

Игровые: Приход куклы Маша.

Словарная работаБумагаткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуковбумага размокаетткань намокает, мятый, состоит из ниток.

Предварительная работа: Беседа о производстве бумаги и ткани.

Ход:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришла девочка Маша (кукла). Давайте поздороваемся.

Воспитатель:

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Воспитатель: Маша пришла к вам не с пустыми руками. Oна попросила ей помочь. Ее пригласили на праздник, и она задумала сшить себе новое, красивое платье. У нее есть много бумажных и тканевых кусочков. Но она никак не может решить из какого материала ей сшить платье, чтобы оно не сильно мялось и его можно было постирать, если она вдруг испачкается… Маша просит вас помочь ей и передает вам свой серебристую шкатулку… Посмотрим, что в нем…

Дети: В нем разноцветные кусочки, разные и красивые.

Воспитатель: Мы поможем Ане выбрать материал?

Дети. Да!

Воспитатель. Но для того, чтобы наверняка помочь Маше мы и сами должны узнать, что такое бумага и ткань. Я приглашаю вас посмотреть.

(Дети рассаживаются на стулья перед телевизором. Показ видеоряда о производстве бумаги и ткани)

Изучение свойств ткани и бумаги.

Воспитатель. Вот теперь, когда мы так много узнали, можно приниматься за дело! Ребята, посмотрите, на столе много предметов: цветные кусочки ткани, листочки бумаги, цветные мисочки с водой и полотенце. Все это нам очень пригодится. Подходите дружно к столу.

1. Определяем бумагу и ткань на ощупь.

Воспитатель. Сейчас мы возьмем в руки сначала листочек бумаги, потрем его пальчиками. А теперь возьмем кусочек ткани, потрем её пальчиками.

А теперь закроем глаза и «запомним», какая на ощупь бумага и какая ткань.

Какой на ощупь кусочек ткани, а какой – листочек бумаги?

ДетиТкань – мягкая, теплая; бумага – жесткая, холодная и т. д.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!

2. Рассматриваем бумагу и ткань через лупу и свет.

Воспитатель. У вас на столе есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы. Это стекло называется увеличительное. Оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше их рассмотреть. Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткани : что мы видим? Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. Скажите, из чего состоит ткань?

Дети. Ткань состоит из ниток.

Воспитатель. А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней?

Дети. Не видим ниточек.

Воспитатель. Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим. Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели.

Воспитатель. Давайте твердо запомним, что ткань состоит из ниток, а бумага нет. Мы увидели в фильме, что ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из бумажной массы, полученной из щепок.

Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?

Дети. Да!

3. Мнем бумагу и ткань.

Воспитатель. Для того, чтобы услышать, как разговаривают бумага и ткань, нам надо сделать тишину. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Тише-тише малыши.

Воспитатель. Тихо-тихо берем сначала бумажный листочек, начинаем его мять. Что вы слышите?

Дети. Он шуршит, разговаривает.

Воспитатель. Правильно, он шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)

Теперь возьмите кусочек ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?

Дети. Нет!

Воспитатель. Правильно, ткань не разговаривает, не издает никакого звука.

Значит, что мы можем запомнить?

Дети. Что, когда мнешь бумагу она шуршит, а ткань – не издает звука.

4. Разглаживание бумаги и ткани.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы помяли и бумагу, и ткань, давайте попробуем их разгладить. Сначала разглаживаем руками бумажный листочек. Что у вас получилось?

Дети. Не получается разгладить! Все равно мятая.

Воспитатель. Правда! Бумага настолько мятая, что не распрямляется.

Давайте теперь попробуем разгладить руками ткань. Что у вас получилось?

Дети. Она немного разглаживается!

Воспитатель. Точно, ткань при разглаживании распрямляется.

А теперь вспомните, Аня просила узнать, какой материал можно постирать, если он испачкается…

Физминутка:

«Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Молодцы хорошо отдохнули

5. Погружаем бумагу и ткань в воду.

Воспитатель. Берем сначала кусочек ткани, погружаем в воду, потрем, отжимаем. Что произошло?

Дети. Ткань стала мокрой.

Воспитатель. Расправьте её и положите рядом с мисочкой.

Воспитатель. Теперь погрузите в воду кусочек бумаги, потрите его, отожмите и попробуйте распрямить. Что вы видите?

Дети. Бумага размокла и легко рвется. Бумагу нельзя стирать.

Воспитатель. Правильно, если постирать шарфик из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать бумажный шарфик, он размокнет, начнет рваться и её придется выбросить.

Значит, какой материал прочнее – ткань или бумага? Какой материал можно постирать, а не выбрасывать?

Дети. Ткань прочнее. Ее можно постирать и расправить.

Воспитатель. Ребята, а мы можем из бумаги сшить одежду?

Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.

Воспитатель. А из ткани?

Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.

Дидактическая игра «Из какого материала предметы?»

Цели: повторить названия материалов: ткань, бумага; учить их различать на ощупь.

-Ребята,  у меня есть «Волшебный мешочек», вы должны опустить руку в мешочек ,взять один предмет, не вынимая его, определить из какого материала он изготовлен.  (это могут быть предметы одежды, носочки, носовые платки, геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, бумажные салфетки , рулон туалетной бумаги и т. д.).                                                                                                                                

Рефлексия:

Ребята, давайте еще раз повторим, то что мы узнали о бумаге и о ткани.

Дети:Бумага : жесткая, холодная, не состоит из ниток, шершавая, если ее мять – шуршит, не распрямляется, при намокании – рвется.

Дети:Ткань : мягкая, теплая, состоит из ниток, если ее мять – не издает звуков, при разглаживании распрямляется, в воде намокает, но не рвется.

Воспитатель. Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани, мы можем выбрать материал для Аниного платья! Давайте разложим эти красивые кусочки в разные места:

– Бумажные листочки мы положим в конвертик, а кусочки ткани сложим обратно в шкатулку.

Ребята, вас Маша благодарит за помощь и говорит вам до свидания.

           Ожидаемый результат:

•        знать свойства ткани, свойства бумаги.

•        уметь аналитически исследовать, используя разнообразные приемы, опираясь на знания из личного опыта

•        иметь желание обучаться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе . На тему: "Транспорт".

Програмное содержание:  Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет,                   ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"

Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

  В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности.    В этой технологии задействованы все сферы детской деятельности – игр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в (средней группе) на тему " Морские жители"

Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Петрушка идёт рисовать»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Петрушка идёт рисовать"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Петрушка идёт рисовать»

Познакомить детей с профессией художника, подчёркивая значимость труда. Закреплять представления детей о предметах, необходимых в разных видах детской деятельности (рисовании). Расширять словарны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, п...