«Экологическое воспитание дошкольников посредством игр – драматизаций и сказок экологического содержания»
консультация по окружающему миру

Валиуллина Гульнур Разифовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством игр – драматизаций и сказок экологического содержания»

 

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и  постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Так как театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной намечены следующие задачи:

-создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира, осознанному отношению к природе и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;

-создать развивающую художественную сферу, стимулирующую художественно-речевую и театрально – игровую деятельность;

-формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

-развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);

-активизировать словарь ребенка.

Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этих задач? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.

Я решила начать свою работу с игр – драматизаций и с игровых заданий; с их последовательным усложнением. Сначала это были игры  имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитации различных эмоциональных состояний человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши). В этих играх дети участвовали с удовольствием, ведь они способствуют развитию эмоциональной сферы. Затем я стала использовать игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Игры – имитации использовались в работево всех возрастных подгруппах.

Следующим этапом были игры   -импровизации по текстам коротких сказок и стихотворений, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"). Этиигры использовалисьс детьми , начиная со среднего возраста.

Потом перешла на вовлечения детей в ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка» итолько потом я инсценировала с детьми сказки о животных «Теремок », «Кот, петух и лиса».и другие. Эти сказки учат детей любить животных, любить природу, воспитывают положительные эмоции.

Следующая ступень моей работы – это  игры - драматизации с несколькими персонажами по народным сказкам: «Зимовье зверей», «Как коза себе избушку строила». Онибыли использованы с детьми старшего дошкольного возраста.

Постепенно предлагала детям настольный плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Процесс освоения включал мини – постановки по сюжетам народных и авторских стихов, сказок рассказов. Также я использовала фигурки пальчикового театра в совместных импровизациях на заданные темы.

Детив разновозрастной группе в театрализованных играх и постановках объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива; то есть происходит развитие «дипломатических» качеств общения. Этот вид игры, игры- драматизации давал возможность охватить всех детей разных подгрупп. Дети – зрители младшей подгруппы не являлись пассивными созерцателями, они сопереживали героям, исполняли небольшие роли, учились общению, взаимоотношениям, которые могут им встретиться на жизненном пути. Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, мои ребята познакомились с различными видами театра. В ходе работы выяснилось, что им необходимо совершенствовать образные исполнительские умения и для этого мы стали разыгрывать сказки экологического содержания.

Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторские сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

К таким произведениям относятся: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Русачек» Н. Романовой и другие.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу через сказки. А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек,  в конечном счете, любовь к Отечеству.

В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём

Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,

что в мире много существ меньше и слабее меня, и

можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти

мимо, не задев, не затронув»

                                Е.Леонов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»

Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...

Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»

Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...