«Экологическое воспитание дошкольников посредством игр – драматизаций и сказок экологического содержания»
консультация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание дошкольников посредством игр – драматизаций и сказок экологического содержания»
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и постановки.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Так как театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной намечены следующие задачи:
-создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира, осознанному отношению к природе и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;
-создать развивающую художественную сферу, стимулирующую художественно-речевую и театрально – игровую деятельность;
-формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;
-развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);
-активизировать словарь ребенка.
Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этих задач? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.
Я решила начать свою работу с игр – драматизаций и с игровых заданий; с их последовательным усложнением. Сначала это были игры имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитации различных эмоциональных состояний человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши). В этих играх дети участвовали с удовольствием, ведь они способствуют развитию эмоциональной сферы. Затем я стала использовать игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Игры – имитации использовались в работево всех возрастных подгруппах.
Следующим этапом были игры -импровизации по текстам коротких сказок и стихотворений, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"). Этиигры использовалисьс детьми , начиная со среднего возраста.
Потом перешла на вовлечения детей в ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка» итолько потом я инсценировала с детьми сказки о животных «Теремок », «Кот, петух и лиса».и другие. Эти сказки учат детей любить животных, любить природу, воспитывают положительные эмоции.
Следующая ступень моей работы – это игры - драматизации с несколькими персонажами по народным сказкам: «Зимовье зверей», «Как коза себе избушку строила». Онибыли использованы с детьми старшего дошкольного возраста.
Постепенно предлагала детям настольный плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Процесс освоения включал мини – постановки по сюжетам народных и авторских стихов, сказок рассказов. Также я использовала фигурки пальчикового театра в совместных импровизациях на заданные темы.
Детив разновозрастной группе в театрализованных играх и постановках объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива; то есть происходит развитие «дипломатических» качеств общения. Этот вид игры, игры- драматизации давал возможность охватить всех детей разных подгрупп. Дети – зрители младшей подгруппы не являлись пассивными созерцателями, они сопереживали героям, исполняли небольшие роли, учились общению, взаимоотношениям, которые могут им встретиться на жизненном пути. Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, мои ребята познакомились с различными видами театра. В ходе работы выяснилось, что им необходимо совершенствовать образные исполнительские умения и для этого мы стали разыгрывать сказки экологического содержания.
Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Авторские сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
К таким произведениям относятся: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Русачек» Н. Романовой и другие.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу через сказки. А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.
В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём
Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,
что в мире много существ меньше и слабее меня, и
можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти
мимо, не задев, не затронув»
Е.Леонов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»
Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...
Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...
СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...
Проект "Организация опытно- экспериментальной работы по социально- нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании" "Мы любим нашу землю"
Проект по экологическому воспитанию "Мы любим нашу землю"...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»
Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...