Методическая разработка "Перелетные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Яковлева

Методическая разработка к презентации "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию

"Перелетные птицы"

Окружающий мир.

        

Цель: Сформировать представление детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с видами перелетных птиц по типу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные);

- Актуализировать знания детей о признаках осени;

Развивающие:

- Способствовать развитию любознательности, внимательности, логического мышления;

- Развивать монологическую и диалогическую речь детей, расширять активный словарь новыми словами ( насекомоядные, растительноядные, водоплавающие)

Воспитательные

- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать и беречь их

Ход занятия:

- Ребята, давайте вспомним признаки осени.

Да, один из признаков осени - это отлет птиц.

Куда  птицы улетают осенью? А почему они улетают? Как они называются?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Все ли птицы улетают в тёплые края?

Как называют птиц, которые зимой остаются зимовать в своем родном краю? Каких зимующих птиц вы знаете?

        Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах, поближе познакомимся с некоторыми из них.

А вы знаете, чем питаются птицы? ( Насекомыми, семенами, зернами, плодами, мелкими животными)

        Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми. (слайд2) Они называются насекомоядные. Как вы думаете, почему они улетают первыми? Что происходит с насекомыми осенью? Правильно, насекомые прячутся в землю, под кору деревьев, некоторые просто погибают. Поэтому, птицам становится нечем питаться и они улетают. Это грачи, скворцы, ласточки и стрижи, соловьи и многие другие. (слайд3, 4, 5, 6)

        Затем улетают растительноядные (или зерноядные) птицы. (слайд 7) Как вы думаете, почему они так называются? Да, это те птицы, которые питаются плодами и семенами растений. Это дрозд, зяблик, чиж.(слайд 8, 9, 10)

Чем ещё, кроме насекомых, плодов и семян растений,  могут питаться птицы? Правильно, они питаются и мелкими животными (например, лягушками,  мышами) (слайд 11) Это хищные птицы - орлы, совы, соколы. (слайд 12, 13, 14)

А сейчас давайте вспомним, какие звуки издают птицы, поиграем в игру «Кто так разговаривает» (с мячом).

(Дети встают в круг.) Я назову слово, обозначающее, как кричит птица и брошу кому-то из вас мяч. Вы будете мяч ловить и говорить ,что это за птица. А после бросать мяч обратно мне. Начинаем…

Каркает … (ворона),

Кукует… (кукушка),

Воркует…(голубь),

Крякает…(утка),

Квохчет…(курица),

Чирикает…(воробей),

Поет…(соловей, скворец),

Щебечет… (ласточка),

Курлычет… (журавль),

Кукарекает… (петух).

Молодцы!

Ребята, а как вы думаете, по какой части тела птицы можно догадаться, чем она питается? (По клюву) (слайд 15)

        У насекомоядных птиц клюв узкий, заостренный, чтобы  ловить насекомых или  доставать насекомых их из-под коры деревьев. Каких насекомоядных птиц вы знаете? (скворец, ласточка, соловей)

        У птиц, которые питаются растениями, клюв широкий, тупой, им удобно раскалывать орехи, выклевывать семена из шишек. Каких растительноядных(зерноядных) птиц вы запомнили? (чиж, зяблик,дрозд)

        У хищных птиц клюв острый загнутый вниз как крючок, чтобы было удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Каких хищных птиц вы знаете? (Сокол, орел, сова)

        Позже всех улетают водоплавающие птицы - дикие утки и гуси, лебеди, (слайд 18, 19, 20); они улетают, когда  начинают замерзать водоёмы. А чем водоплавающие птицы отличаются от остальных? Правильно, у них на лапках есть перепонки, для того чтобы плавать и ловит рыбу в воде.

        А теперь давайте поиграем в игру " Перелетные - зимующие".

Я буду называть разных птиц. Если это перелётная птица, например, ласточка,  то вы будете летать, красиво махать крыльями. Если я назову зимующую птицу (воробей) – вы приседаете на корточки и начинаете клевать зёрнышки. Отдохнули?

Продолжаем!

        А вы знаете, как улетают птицы в теплые края? У разных птиц есть свой порядок. Например, журавли летят "клином".(слайд 21) Утки улетают "косяком" (слайд 22) Цапли, аисты – "шеренгой", то есть крылом к крылу.(слайд 23)

 Маленькие птицы (скворцы, дрозды, ласточки) летят скученной стаей).(слайд 24)

А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, соколы) летят в одиночку.

        А каких птицах мы сегодня говорили? (О перелетных)

        Чем питаются птицы и как они называются (Насекомоядные, растительноядные, хищные). А еще какие бывают птицы (Водоплавающие)

        На последнем слайде (слайд 25) написано "Берегите птиц!"

А почему надо птиц беречь? Что было бы, если бы не было птиц? (рассуждения детей). А как люди могут заботиться о птицах? ( делать кормушки, скворечники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья"

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья" спосособствуют развитию у детей знаний об окружающем мире,   о птицах, обитающих в регионе, об их внешнем виде, повадках. Способствует раз...

Собственная методическая разработка "Птицы зимующие и перелётные"

Конспект открытого урока по дифференциации звуков Р-Рь....

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методическая разработка "Птицы весной"

Методическая разработка к проекту "Птицы весной"Классификация проектаПо тематике: информационно - исследовательский .Состав участников: дети старшей «Б» группы, родители, воспита...

Методическая разработка "Птицы - наши друзья"

Конспект НОД с использованием интерактивных технологий....

Методическая разработка "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Цель:-закреплять знания о зимующих и перелетных птицах-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.Ход: Звучит музыка «Времена года» П.И. ...