Конспект по экспериментированию для детей подготовительной к школе группы «Академия чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бондарь Наталья Николаевна

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования

    Задачи:

  • Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
  • Продолжать учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли ходе экспериментирования.
  •   Развивать умение действовать по правилам и согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по экспериментированию для детей подготовительной к школе группы «Академия чудес»

 

                                                                             Воспитатель: Бондарь Н.Н

                                                                                         Высшая кв. категория

Новосибирск 2024

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования

    Задачи: 

  • Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
  • Продолжать учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли ходе экспериментирования.
  •   Развивать умение действовать по правилам и согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Раздаточный и демонстрационный материал:  

  •  Шапочки и халаты;  
  • Колокольчики;
  • 4 стакана, соль, сахар, мука, масло растительное, ложечка.
  • Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, гуашь красная, стакан питьевой воды (на каждого ребенка).
  • Бумажные веера на каждого ребенка.
  • Воздушные шарики.
  • Пластмассовые стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка.
  • Магниты, скрепки, пластмассовая пуговица, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик и железные предметы: кнопка, гвоздик, заколка.
  •  Скрепки, стаканчики;
  • Тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски (для работы в парах);
  • Листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры

                                         Ход НОД:

Воспитатель:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся,

Все в сборе - дети, взрослые.

Мы можем начинать,

Но прежде надо дружно

Всем «Здравствуйте!» сказать.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит плакать, смеяться; кто любит спать, рисовать; кто с горки любит кататься; а кто любит проводить опыты и эксперименты?

Я - старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес».

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В лаборатории «Академии чудес окажись!» (Звучит волшебная музыка)

Вот мы с вами и в Лаборатории! Для того чтобы начать работу, что нужно сделать? (надеть халаты и чепчики)

- Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

- Что такое эксперименты?

Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.

- Дети, вы любите экспериментировать?  (ответы детей)

-  Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради.

- При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (ответы детей)

- Давайте запомним эти правила:

1. Нельзя брать вещества и оборудование без разрешения воспитателя.

2. Во время опытов нельзя пробовать на вкус и нюхать.

3. Обращайтесь бережно с оборудованием.

4. Соблюдать тишину во время работы.

5. Работать дружно.

6. После работы навести порядок на столе.

Воспитатель; Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица»

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше и познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно, что вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

а) «Растворение веществ» (4 стакана, соль, сахар, мука, масло растительное)

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. (Приложение №1)

Делаем вывод: Вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а маслом растворяется в воде и не смешивается с водой.

б) «Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой - башня рухнет. (Приложение №2)

Вывод: Вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и распространяется в нем (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара).

Воспитатель: А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка «Ручеёк».

Жил да был ручеёк, (волнообразные движения рук.)

Зажурчал и потёк.      (Ходьба по кругу)

В тучку превратился (Рисуют в воздухе круг)

Капелькой спустился (Присели.)

Вот и кругооборот (Покружились вокруг себя)

Наблюдательный поймёт (Руки в стороны)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

 Воспитатель: Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка - воздух».

Ребята, отгадайте загадку:

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?»  (Ответы детей)

- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух?  (Ответы детей чтобы дышать.)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? 

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? 

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

а) Игровое упражнение «Поймай воздух»

 Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом.  Чем мы заполняем шарики? (Приложение №3)

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

б) Опыт с водой и трубочкой.

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

(Приложение №4)

- Что происходит? (Ответы детей)

- Как они появились? (Ответы детей)

Вот наше открытие: Воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и воздух выходит через нее. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Игра "Бывает - не бывает".

• Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель задает вопросы

Воспитатель: Приглашаю вас к третьему столу «Всё ли притягивает магнит?»

Воспитатель: Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей)

Воспитатель: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Воспитатель: Как мы это проверим? 

- Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем! (Приложение №5)

Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось? 

- А какие предметы магнит не притянул?  (Ответы детей)

(Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).

Вывод: Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

«Достань без помощи рук»

- Действует ли магнит через другие материалы? 

- Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? 

- Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Приложение №6)

- Расскажите, что получилось.

- Что же двигало скрепку? 

- Какой можно сделать вывод? 

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель: Встали, дружно улыбнулись.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, оглянулись.

Вы присели, теперь встали.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, улыбнулись.

Вы конечно лучше всех!

 А теперь ребята, я хочу пригласить вас к четвертому - следующему столу, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то, что на молоке можно рисовать? Если нет, тогда давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет.

а) «Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком. (Приложение №7)

Вывод: При добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Вам понравилось?

Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться.

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В группе снова окажись!» (Звучит волшебная музыка)

- Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!  (Дети по желанию рисуют).

 

                                                                                                             Приложение №1

«Волшебница Водица»

                                                                      Приложение №2

«Пизанская башня»

                                                                                                   Приложение №3

«Поймай воздух»

                                                                                                         Приложение №4

«Опыт с водой и с трубочкой»

                                                                                                     Приложение №5

«Всё ли притягивает магнит?»

                                                                                                       Приложение №6

«Достань без помощи рук»

                                                                                                         Приложение №7

«Рисуем на молоке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».

Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...

Конспект занятия по экспериментированию детей подготовительной к школе группы «Академия чудес»

Задачи:Образовательная задача• Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование...

Сценарий интеллектуальной игры для детей подготовительной к школе группы «Академия весёлых наук»

Сценарий интеллектуальной игры для детей подготовительной к школе группы «Академия весёлых наук»...