Познавательно-исследовательский проект на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хуснутдинова Айсылу Дикафовна

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение детский сад №22 общеразвивающего видагородского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в старшей группе

на тему: «Зимующие птицы»

Составила: воспитатель

Хуснутдинова А.Д.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Зимующие птицы»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети старшей группы «Светлячки», воспитатель, родители.

Группа

Старшая группа «Светлячки»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

      Зима - суровое время для птиц, поэтому люди стараются заботиться о своих пернатых собратьях.  Зимой, когда температура воздуха опускается ниже минус десяти градусов, особенно важно подкармливать птиц, ведь им нужно много энергии для поддержания температуры тела. Корм под снегом и льдом недоступен. Помочь птицам выжить могут только люди. Кормушки очень важны, при наличии корма птицы способны перенести даже сильные морозы.

       Зимняя подкормка птиц  - давняя традиция, на Руси всегда для зимующих птиц делали кормушки. «Покорми птиц зимою - они отблагодарят весною», говорит русская пословица.      

Цель проекта

Создать условия для формирования познавательного интереса к зимующим птицам.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с зимующими птицами, формировать представление о их жизни зимой в нашей местности.
  • Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни птиц.
  • Закрепить знания о животном мире.
  • Формировать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
  • Развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развить  навыки связной речи, навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук; Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Вовлечь родителей в жизнь группы.
  • Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к птицам.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к природным явлениям;
  • Создание выставки детских работ: «Покормите птиц зимой».
  • Заучивание коротких стихов про птиц.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про зимующих птиц.
  • Проведение акции «Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли».

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Покормите птиц зимой».
  • Изготовление альбома «Зимующие птицы».

•   Акция «М кормушки смастерили.

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Покормите птиц зимой»

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей  о зиме, её признаках и явлениях. Познакомить детей с зимующими птицами. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде птиц, их повадках, пище и месте обитания.

 Закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы», рассказать детям об особенностях жизни зимующих птиц в холодное время года.

Закрепить умение описывать птиц, согласно схеме. Закрепить правила поведения в холодное время года. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Зимующие птицы», «Зима».
  •  Беседы: «Зимующие птицы», «Чем питаются зимующие птицы?», «Откуда к нам прилетают снегири и  свиристели?», «Семья птиц», «Рябина для зимующих птиц», «Снегирь – кочующая птица», «Городские и лесные зимующие птицы», «Почему лесные птицы к нам прилетают зимой?»,  «Интересные факты о зимующих птицах».
  •  Прогулки по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за зимующими птицами, рябиной на участке детского сада. Развешивание кормушек и ежедневное насыпание корма.
  •  Загадывание загадок о зимующих птицах.
  • Экспериментирование 

«Перья», «Свойства снега». 

  •  Дидактические игры 

«Один-много», «Назови ласково», «Сдуй перышко», «Прилетели птицы», «В зимней столовой», «Кто как голос подает», «Летает – не летает», «Доскажи словечко», «Закончи предложения», «Где какая птица находится?», «Кого не стало?», «Узнай птицу по силуэту», «Кто улетел?», «Зимующие и перелетные птицы», «Что склевали птицы?», «Кто лишний?».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «В парке», «Мастерская», «Айболит».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит снегирь?», «Мы кормушки смастерили». Рассматривание сюжетных иллюстраций «Кормушка», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Определи птицу по описанию», «Наоборот», «Закончи предложения», «Про кого можно сказать», «Скажи какой?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о снегире и синице, о синице и воробье, о вороне и сороке.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки про зимующих птиц.

  • Чтение и заучивание стихотворений о барсуке: «Января красногрудые птицы», «Прилетели снегири», «Улетели птичьи стаи» Т.Зайцева, «Трудно птицам зимовать» А.Чепуров,  «К нам ветрами прилетели» Г.Ладонщиков, «Воробьи» И.Мазнин, «Воробей» А.Барто, «В гости, в первый день недели», «Тридцать градусов мороза», «Глянь-ка, мама, посмотри».

  • Чтение произведений:  

Сказка «Зайчонок и снегирь», «Сказка про снегиря», «Снегирь», сказка Ирис Ревю «Снегирь и рябина», Т. Домаренок «Снегирь принес снег?», И.В.Трутнев «Воробей», «Синичкин календарь» В.Бианки, «Воробьишко» М.Горький, «О чем плачет синичка?» В.Сухомлинский.

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Учить изображать сороку, синичку и воробья. Подбирать цвет головы, грудки, крыльев и хвоста. Продолжать знакомить с частями тела птицы, с особенностями внешнего вида птиц. Учить вырезать из прямоугольников овалы; собирать птицу из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемой птице; развивать умение ритмично наносить точки с помощью ватных палочек, изображая снегопад; развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Зайчонок и снегирь», «Снегирь».
  • Рисование: «Сорока-белобока».
  • Аппликация: «Кормушка».
  • Лепка: «Синички».
  • Просмотр мультфильмов «Зимняя сказка»; познавательного видео про снегирей.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Снегири», «Перелет птиц», «Птицы в гнездышках», «Птицы и кот».

  • Физкультминутки:

«Снегири», «Птички», «Птицы», «Маленькие птицы», «Мы кормушки смастерили», «Скачет шустрая синица».

  • Пальчиковые игры: «Снегири», «Сел на ветку снегирек», «Зимовать у нас остались», «Птички», «Ну- ка, посчитай-ка», «Мы кормушки смастерили», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Покормите птиц зимой»;

- разучивание стихотворений о птицах;

- акция «Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли».

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки.

•        Подведение итогов проекта, создание папки «Зимующие птицы».

Дети знают и называют:

- зимующих птиц, их внешний вид, место обитания, пища;

- отличительные признаки зимующих птиц;

- как добывают себе пищу зимой;

- зимние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Покормите птиц зимой»;

-  Тематическое занятие «Берегите птиц зимой!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-презентация "Угощу птиц" по теме "Зимующие птицы"

Цель игры:Совершенствовать грамматический строй речи.Формировать умение употреблять существительные единственного числа в Родительном и Творительном падеже....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Картинный материал для игры "Сосчитай птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.   ...

Картинный материал для игры "Угощение для птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Угощение для птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлени...

Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы

15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...

Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".

ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному   участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...