Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Хуснутдинова Айсылу Дикафовна

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение детский сад №22 общеразвивающего видагородского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект игры - путешествия

«Путешествие по осеннему лесу.

Подготовка животных к зиме»

Разработала Хуснутдинова А.Д.

2023 г.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема занятия: «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме».

Образовательные области. Развитие детей во взаимодополняющих образовательных областях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Этап обучения по данной теме: заключительный.

Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи:

- уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;

- обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;

- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Тип занятия: занятие-игра.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями в природе осенью;

- краткосрочный проект «Подготовка животных к зиме» (2 недели)

- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

- чтение рассказов В. Бианки «Хвосты», «Тайна ночного леса», В. П. Краснопевцев «Как животные служат людям»; Г.Скребицкий «Всяк по-своему», Ю.Коваль «Стожок», рассказы Пришвина, Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

-дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные»«Времена года»«Какое время года хозяйничает в лесу»«Волшебный круг»;

- тематические физминутки: «Зайка»«Шел медведь к своей берлоге», «Как на горке снег», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;

Используемые приёмы, методы, технологии:

беседа, рассказывание, рассматривание иллюстративного и демонстрационного материала, дидактическая игра, загадки, продуктивная деятельность, приём трансформируемости среды, здоровьесберегающие технологии.

Используемая форма познавательной деятельности детей: групповая.

Оборудование:

- телевизор, презентация «Викторина. Подготовка животных к зиме»,

- декорации «Осенний лес»,

- картинки с изображениями диких животных (заяц, белка, медведь, еж)

- осенние листья с заданиями,

- музыкальное сопровождение О. П. Радынова «Природа и музыка».

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):  деятельностная, коммуникативная, здоровьесберегающая, социальная.

Список используемой литературы:  Хрестоматия для подготовительной группы. Юдаева М.В.  Серия « Библиотека детского сада», Ресурсы интернета.


Ход:

Зал украшен декорациями «Осенний лес».

- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте: далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)

На доске «волшебный круг» (слайд 1)

- Дети, а это что за знаки? (приметы)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место».

(дети выполняют задание)

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

- А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

- Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила: мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку», а сегодня его домик пуст (слайд 2)

- Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

- Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)

- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

- Лес для кого является домом? (ответы детей)

- Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные?

- Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. 

Ребята, отгадайте загадку. О ком она, тот нам и встретится. (Ребенок загадывает загадку)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

- Кто это? ((Белка)

- Как готовится белка к зиме? (Ребенок рассказывает о белке)

1 Ребенок

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

- С кем будет следующая встреча? Послушайте загадку: (Ребенок загадывает загадку)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

- Кто это? (заяц).

Посмотрим. И, правда, заяц.

- Готовятся ли зайцы к зиме? (Ребенок рассказывает о зайце)

2 Ребенок

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

- А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

- Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнём.

 

Физминутка «Зайка».

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся:

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,

Убегает от лисы.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не мог.

- Мы пойдем дальше. (Все подходят к  картине на подставке).

- С кем следующая встреча? Слушайте загадку. (Ребенок загадывает загадку)

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет.

- Кто это, ребята? (Медведь)

- Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме? (Ребенок рассказывает о медведе)

3 Ребенок

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

- Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

-Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

Покажем, как медведь готовится к зимней спячке.

Физкультминутка «Шел медведь к своей берлоге»

Шел медведь к своей берлоге,

Да споткнулся на пороге:

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил».

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи сладкоежки,

Любят есть медок без спешки.

А, наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

- Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые: здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся сейчас  в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

- Ребята, с кем следующая встреча? (С ежиком).

(Ребенок читает стихотворение)

Летом ежик наедался,

Ценным жиром запасался.     

А зимой в гнезде он спит,

Черным носиком сопит.

- Ребята, а вы знаете, как готовится к зиме ежик? (Ребенок рассказывает о еже)

4 Ребенок

Ежи – насекомоядные, предпочитающие проводить зимнее время в спячке. Для этого они подыскивают себе укромные норы, расположенные на расстоянии 1,5 м от поверхности земли. Ежи, как и медведи, спят всю зиму. Перед уходом в зимний сон эти насекомоядные усердно питаются, накапливая все тот же подкожный жир, позволяющий им проспать весь сезон без лишних проблем. Если еж уходит в спячку тощим, то шансов пережить зиму у него просто нет. Они едят не только насекомых, но и лягушек, улиток, ящериц, мышей, яйца птиц.        

- На листочках, которые принес ежик к себе в норку, есть задания. Давайте их выполним.

1. «Где чей дом?».

  • В берлоге живет…
  • В норе может жить…
  • В хатке живет…
  • В дупле живет…
  • Под кустиком живет…

2. «Продолжи предложение»

  • В зимнем лесу никогда не встретишь…
  • В зимнем лесу можно встретить…
  • Осенью меняют шубки…
  • Осенью еж…

3. «Назови животных ласково»

Белка – белочка,

лиса — … (лисичка),

медведь – (медведюшко, мишка),

заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),

еж — … (ежик).

4. «Стихи о животных» (Читают дети)

Волк

Волк в лесу голодный рыщет,

Он себе добычу ищет.

Лоси, зайцы – не зевайте,

Поскорее убегайте!

Лиса 

У рыжей лисички

В зубах оказаться

И мышки, и птички,

И зайки боятся.

Зайчик

От лисички и от волка

Убежит зайчишка ловко.

Шубка – белая, как снег

Спрячет зайчика от всех.  

Белка

Шишки белочка грызет,

Семена из них берет,

Отдохнуть идет в дупло,

Там уютно и тепло.  

Мышь

На краю песчаной горки

Мышь зимует в теплой норке.

Запасла овса, пшеницы,

Чтоб зимою прокормиться. 

Лось

Лось не может бегать быстро – 

Вязнет он в снегу пушистом.

В чаще леса лось гуляет

И кору там объедает.

Медведь

Спит в берлоге косолапый

И сосет спокойно лапу –

Не страшны ему метели

Под корнями старой ели.

Барсук

Шустрый толстый барсучок      

В спячку зимнюю залег.

Летом вырыл норку ловко:

Есть и спальня, и кладовка.

Ежик

Летом ежик наедался,

Ценным жиром запасался.     

А зимой в гнезде он спит,

Черным носиком сопит.

Перелетная птица

Боюсь я мороза зимою холодной,

Боюсь я в ненастье остаться голодной,

Поэтому мы собираемся в стаи,

И в теплые страны зимой улетаем.

Нелегкий нам путь предстоит, но приятно,

Весною домой возвращаться обратно.

- А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами), которые мы оставим в лесу.

-Говорим волшебные слова:

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

- А сейчас я хочу проверить, ваши знания.

Викторина «Как зимуют звери»
1.    Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
(слайд 4)
 - улетают в тёплые края
 - меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
 - меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю
2.    Какой зверь зимой не меняет шубки?
(слайд 5)
  -  белка
  -  заяц
  -  ёж
3.    А кто ещё из зверей всю зиму спит?
(слайд 6)
  -  барсук
  -  лисица
  -  волк
4.    Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

(слайд 7)
  -  Жировые запасы под шубкой
  -  тишина
  -  покой
5.    Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
(слайд 7)
-  Корой деревьев и веточками
-  морковкой
-  капустой
6.    Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
(слайд 8)
  -  кору деревьев и веточки
  -  мелких зверьков
  -  голодают
Дидактическая игра «Кто лишний?»
1. Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают  в спячку. (слайд 9)
( Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)
2. В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.

(слайд 10)
( Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)
3. Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(слайд 11)
( Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Итоги.

-Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Что нового узнали о животных?

- Как же животные готовятся к зиме? (Слайд 12)

  • улетают на юг. Кто? Перечислите.
  • делают запасы на зиму. Кто? Перечислите.
  • впадают в спячку. Кто? Перечислите.
  • сменяют цвет шерсти, зимой ищут корм в природе. Кто? Перечислите.

Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игра - занятие "Путешествие в осенний лес"

Целью этого конспекта является сформировать умение развивать произвольное внимание, пространственное восприятие и обогощать словарный запас детей....

Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".

развитие воссоздающего и творческого воображения....

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект открытого занятия "Путешествие в чудесную Осень"

Конспект открытого занятия в группе дошкольного возраста (4-7 лет) "Путешествие в чудесную Осень"...

Конспект открытого занятия «Путешествие гномиков в осенний лес»

Цель: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей....

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не ...

Конспект открытого занятия-путешествия, на тему «Эмоции в мире Животных».

Участники: дети группы компенсирующей направленности.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (злость, страх, грусть, радость). Задачи:обогатить эмоциональную сферу р...