Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-puteshestvie.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение детский сад №22 общеразвивающего видагородского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
Конспект игры - путешествия
«Путешествие по осеннему лесу.
Подготовка животных к зиме»
Разработала Хуснутдинова А.Д.
2023 г.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема занятия: «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме».
Образовательные области. Развитие детей во взаимодополняющих образовательных областях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Этап обучения по данной теме: заключительный.
Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.
Задачи:
- уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;
- обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;
- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Тип занятия: занятие-игра.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе осенью;
- краткосрочный проект «Подготовка животных к зиме» (2 недели)
- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;
- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;
- чтение рассказов В. Бианки «Хвосты», «Тайна ночного леса», В. П. Краснопевцев «Как животные служат людям»; Г.Скребицкий «Всяк по-своему», Ю.Коваль «Стожок», рассказы Пришвина, Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
-дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные», «Времена года», «Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;
- тематические физминутки: «Зайка», «Шел медведь к своей берлоге», «Как на горке снег», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;
Используемые приёмы, методы, технологии:
беседа, рассказывание, рассматривание иллюстративного и демонстрационного материала, дидактическая игра, загадки, продуктивная деятельность, приём трансформируемости среды, здоровьесберегающие технологии.
Используемая форма познавательной деятельности детей: групповая.
Оборудование:
- телевизор, презентация «Викторина. Подготовка животных к зиме»,
- декорации «Осенний лес»,
- картинки с изображениями диких животных (заяц, белка, медведь, еж)
- осенние листья с заданиями,
- музыкальное сопровождение О. П. Радынова «Природа и музыка».
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): деятельностная, коммуникативная, здоровьесберегающая, социальная.
Список используемой литературы: Хрестоматия для подготовительной группы. Юдаева М.В. Серия « Библиотека детского сада», Ресурсы интернета.
Ход:
Зал украшен декорациями «Осенний лес».
- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.
- А сейчас послушайте: далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.
- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)
- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)
На доске «волшебный круг» (слайд 1)
- Дети, а это что за знаки? (приметы)
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место».
(дети выполняют задание)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)
- А какие задания он дал дочери? (ответы детей)
- Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?
- А я заметила: мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку», а сегодня его домик пуст (слайд 2)
- Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)
- Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)
- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?
- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:
Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)
- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.
- Лес для кого является домом? (ответы детей)
- Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные?
- Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча.
Ребята, отгадайте загадку. О ком она, тот нам и встретится. (Ребенок загадывает загадку)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
- Кто это? ((Белка)
- Как готовится белка к зиме? (Ребенок рассказывает о белке)
1 Ребенок
Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…
- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).
Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.
- С кем будет следующая встреча? Послушайте загадку: (Ребенок загадывает загадку)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
- Кто это? (заяц).
Посмотрим. И, правда, заяц.
- Готовятся ли зайцы к зиме? (Ребенок рассказывает о зайце)
2 Ребенок
Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.
- А как заяц устраивает себе домик?
Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.
- Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)
Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.
А сейчас мы немного отдохнём.
Физминутка «Зайка».
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздаётся:
Кто-то по лесу крадётся.
Заяц путает следы,
Убегает от лисы.
Прыгнул в бок и обернулся
И под кустиком свернулся.
Словно беленький клубок –
Чтоб никто найти не мог.
- Мы пойдем дальше. (Все подходят к картине на подставке).
- С кем следующая встреча? Слушайте загадку. (Ребенок загадывает загадку)
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерет.
- Кто это, ребята? (Медведь)
- Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме? (Ребенок рассказывает о медведе)
3 Ребенок
Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.
- Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)
Медведь - хищное животное.
-Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.
Покажем, как медведь готовится к зимней спячке.
Физкультминутка «Шел медведь к своей берлоге»
Шел медведь к своей берлоге,
Да споткнулся на пороге:
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил».
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи сладкоежки,
Любят есть медок без спешки.
А, наевшись, без тревоги,
До весны сопят в берлоге.
- Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые: здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся сейчас в осеннем лесу.
Самостоятельная работа детей.
- Ребята, с кем следующая встреча? (С ежиком).
(Ребенок читает стихотворение)
Летом ежик наедался,
Ценным жиром запасался.
А зимой в гнезде он спит,
Черным носиком сопит.
- Ребята, а вы знаете, как готовится к зиме ежик? (Ребенок рассказывает о еже)
4 Ребенок
Ежи – насекомоядные, предпочитающие проводить зимнее время в спячке. Для этого они подыскивают себе укромные норы, расположенные на расстоянии 1,5 м от поверхности земли. Ежи, как и медведи, спят всю зиму. Перед уходом в зимний сон эти насекомоядные усердно питаются, накапливая все тот же подкожный жир, позволяющий им проспать весь сезон без лишних проблем. Если еж уходит в спячку тощим, то шансов пережить зиму у него просто нет. Они едят не только насекомых, но и лягушек, улиток, ящериц, мышей, яйца птиц.
- На листочках, которые принес ежик к себе в норку, есть задания. Давайте их выполним.
1. «Где чей дом?».
- В берлоге живет…
- В норе может жить…
- В хатке живет…
- В дупле живет…
- Под кустиком живет…
2. «Продолжи предложение»
- В зимнем лесу никогда не встретишь…
- В зимнем лесу можно встретить…
- Осенью меняют шубки…
- Осенью еж…
3. «Назови животных ласково»
Белка – белочка,
лиса — … (лисичка),
медведь – (медведюшко, мишка),
заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),
еж — … (ежик).
4. «Стихи о животных» (Читают дети)
Волк
Волк в лесу голодный рыщет,
Он себе добычу ищет.
Лоси, зайцы – не зевайте,
Поскорее убегайте!
Лиса
У рыжей лисички
В зубах оказаться
И мышки, и птички,
И зайки боятся.
Зайчик
От лисички и от волка
Убежит зайчишка ловко.
Шубка – белая, как снег
Спрячет зайчика от всех.
Белка
Шишки белочка грызет,
Семена из них берет,
Отдохнуть идет в дупло,
Там уютно и тепло.
Мышь
На краю песчаной горки
Мышь зимует в теплой норке.
Запасла овса, пшеницы,
Чтоб зимою прокормиться.
Лось
Лось не может бегать быстро –
Вязнет он в снегу пушистом.
В чаще леса лось гуляет
И кору там объедает.
Медведь
Спит в берлоге косолапый
И сосет спокойно лапу –
Не страшны ему метели
Под корнями старой ели.
Барсук
Шустрый толстый барсучок
В спячку зимнюю залег.
Летом вырыл норку ловко:
Есть и спальня, и кладовка.
Ежик
Летом ежик наедался,
Ценным жиром запасался.
А зимой в гнезде он спит,
Черным носиком сопит.
Перелетная птица
Боюсь я мороза зимою холодной,
Боюсь я в ненастье остаться голодной,
Поэтому мы собираемся в стаи,
И в теплые страны зимой улетаем.
Нелегкий нам путь предстоит, но приятно,
Весною домой возвращаться обратно.
- А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами), которые мы оставим в лесу.
-Говорим волшебные слова:
Вокруг себя повернись, в д/с окажись.
- А сейчас я хочу проверить, ваши знания.
Викторина «Как зимуют звери»
1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода? (слайд 4)
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю
2. Какой зверь зимой не меняет шубки? (слайд 5)
- белка
- заяц
- ёж
3. А кто ещё из зверей всю зиму спит? (слайд 6)
- барсук
- лисица
- волк
4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
(слайд 7)
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой
5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается? (слайд 7)
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой
6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы? (слайд 8)
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают
Дидактическая игра «Кто лишний?»
1. Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку. (слайд 9)
( Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)
2. В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(слайд 10)
( Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)
3. Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками. (слайд 11)
( Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)
Итоги.
-Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-Что нового узнали о животных?
- Как же животные готовятся к зиме? (Слайд 12)
- улетают на юг. Кто? Перечислите.
- делают запасы на зиму. Кто? Перечислите.
- впадают в спячку. Кто? Перечислите.
- сменяют цвет шерсти, зимой ищут корм в природе. Кто? Перечислите.
Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игра - занятие "Путешествие в осенний лес"
Целью этого конспекта является сформировать умение развивать произвольное внимание, пространственное восприятие и обогощать словарный запас детей....
Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".
развитие воссоздающего и творческого воображения....
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
Конспект открытого занятия "Путешествие в чудесную Осень"
Конспект открытого занятия в группе дошкольного возраста (4-7 лет) "Путешествие в чудесную Осень"...
Конспект открытого занятия «Путешествие гномиков в осенний лес»
Цель: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей....
Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»
Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не ...
Конспект открытого занятия-путешествия, на тему «Эмоции в мире Животных».
Участники: дети группы компенсирующей направленности.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (злость, страх, грусть, радость). Задачи:обогатить эмоциональную сферу р...