Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида  Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска

муниципального района Бирский район  Республики Башкортостан

Конспект игры - путешествия

«Путешествие по осеннему лесу.

Подготовка животных к зиме»

Разработка

Ермолаевой Татьяны Федоровны,

воспитателя высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №12»

2017 г.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема занятия: «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме».

Образовательные области. Развитие детей во взаимодополняющих образовательных областях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Этап обучения по данной теме: заключительный.

Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи:

- уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;

- обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;

- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Тип занятия: занятие-игра.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями в природе осенью;

- краткосрочный проект «Подготовка животных к зиме» (2 недели)

- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

- чтение рассказов В. Бианки «Хвосты», «Тайна ночного леса», В. П. Краснопевцев «Как животные служат людям»; Г.Скребицкий «Всяк по-своему», Ю.Коваль «Стожок», рассказы Пришвина, Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

-дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные»«Времена года»«Какое время года хозяйничает в лесу»«Волшебный круг»;

- тематические физминутки: «Зайка»«Шел медведь к своей берлоге», «Как на горке снег», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;

Используемые приёмы, методы, технологии:

беседа, рассказывание, рассматривание иллюстративного и демонстрационного материала, дидактическая игра, загадки, продуктивная деятельность, приём трансформируемости среды, здоровьесберегающие технологии.

Используемая форма познавательной деятельности детей: групповая.

Оборудование:

- телевизор, презентация «Викторина. Подготовка животных к зиме»,

- декорации «Осенний лес»,

- картинки с изображениями диких животных (заяц, белка, медведь, еж)

- осенние листья с заданиями,

- музыкальное сопровождение О. П. Радынова «Природа и музыка».

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):  деятельностная, коммуникативная, здоровьесберегающая, социальная.

Список используемой литературы:  Хрестоматия для подготовительной группы. Юдаева М.В.  Серия « Библиотека детского сада», Ресурсы интернета.


Ход:

Зал украшен декорациями «Осенний лес».

- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте: далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)

На доске «волшебный круг» (слайд 1)

- Дети, а это что за знаки? (приметы)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место».

(дети выполняют задание)

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

- А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

- Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила: мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку», а сегодня его домик пуст (слайд 2)

- Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

- Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)

- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

- Лес для кого является домом? (ответы детей)

- Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные?

- Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. 

Ребята, отгадайте загадку. О ком она, тот нам и встретится. (Ребенок загадывает загадку)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

- Кто это? ((Белка)

- Как готовится белка к зиме? (Ребенок рассказывает о белке)

1 Ребенок

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

- С кем будет следующая встреча? Послушайте загадку: (Ребенок загадывает загадку)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

- Кто это? (заяц).

Посмотрим. И, правда, заяц.

- Готовятся ли зайцы к зиме? (Ребенок рассказывает о зайце)

2 Ребенок

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

- А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

- Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнём.

 

Физминутка «Зайка».

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся:

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,

Убегает от лисы.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не мог.

- Мы пойдем дальше. (Все подходят к  картине на подставке).

- С кем следующая встреча? Слушайте загадку. (Ребенок загадывает загадку)

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет.

- Кто это, ребята? (Медведь)

- Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме? (Ребенок рассказывает о медведе)

3 Ребенок

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

- Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

-Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

Покажем, как медведь готовится к зимней спячке.

Физкультминутка «Шел медведь к своей берлоге»

Шел медведь к своей берлоге,

Да споткнулся на пороге:

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил».

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи сладкоежки,

Любят есть медок без спешки.

А, наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

- Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые: здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся сейчас  в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

- Ребята, с кем следующая встреча? (С ежиком).

(Ребенок читает стихотворение)

Летом ежик наедался,

Ценным жиром запасался.     

А зимой в гнезде он спит,

Черным носиком сопит.

- Ребята, а вы знаете, как готовится к зиме ежик? (Ребенок рассказывает о еже)

4 Ребенок

Ежи – насекомоядные, предпочитающие проводить зимнее время в спячке. Для этого они подыскивают себе укромные норы, расположенные на расстоянии 1,5 м от поверхности земли. Ежи, как и медведи, спят всю зиму. Перед уходом в зимний сон эти насекомоядные усердно питаются, накапливая все тот же подкожный жир, позволяющий им проспать весь сезон без лишних проблем. Если еж уходит в спячку тощим, то шансов пережить зиму у него просто нет. Они едят не только насекомых, но и лягушек, улиток, ящериц, мышей, яйца птиц.        

- На листочках, которые принес ежик к себе в норку, есть задания. Давайте их выполним.

1. «Где чей дом?».

  • В берлоге живет…
  • В норе может жить…
  • В хатке живет…
  • В дупле живет…
  • Под кустиком живет…

2. «Продолжи предложение»

  • В зимнем лесу никогда не встретишь…
  • В зимнем лесу можно встретить…
  • Осенью меняют шубки…
  • Осенью еж…

3. «Назови животных ласково»

Белка – белочка,

лиса — … (лисичка),

медведь – (медведюшко, мишка),

заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),

еж — … (ежик).

4. «Стихи о животных» (Читают дети)

Волк

Волк в лесу голодный рыщет,

Он себе добычу ищет.

Лоси, зайцы – не зевайте,

Поскорее убегайте!

Лиса 

У рыжей лисички

В зубах оказаться

И мышки, и птички,

И зайки боятся.

Зайчик

От лисички и от волка

Убежит зайчишка ловко.

Шубка – белая, как снег

Спрячет зайчика от всех.  

Белка

Шишки белочка грызет,

Семена из них берет,

Отдохнуть идет в дупло,

Там уютно и тепло.  

Мышь

На краю песчаной горки

Мышь зимует в теплой норке.

Запасла овса, пшеницы,

Чтоб зимою прокормиться. 

Лось

Лось не может бегать быстро – 

Вязнет он в снегу пушистом.

В чаще леса лось гуляет

И кору там объедает.

Медведь

Спит в берлоге косолапый

И сосет спокойно лапу –

Не страшны ему метели

Под корнями старой ели.

Барсук

Шустрый толстый барсучок      

В спячку зимнюю залег.

Летом вырыл норку ловко:

Есть и спальня, и кладовка.

Ежик

Летом ежик наедался,

Ценным жиром запасался.     

А зимой в гнезде он спит,

Черным носиком сопит.

Перелетная птица

Боюсь я мороза зимою холодной,

Боюсь я в ненастье остаться голодной,

Поэтому мы собираемся в стаи,

И в теплые страны зимой улетаем.

Нелегкий нам путь предстоит, но приятно,

Весною домой возвращаться обратно.

- А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами), которые мы оставим в лесу.

-Говорим волшебные слова:

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

- А сейчас я хочу проверить, ваши знания.

Викторина «Как зимуют звери»
1.    Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
(слайд 4)
 - улетают в тёплые края
 - меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
 - меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю
2.    Какой зверь зимой не меняет шубки?
(слайд 5)
  -  белка
  -  заяц
  -  ёж
3.    А кто ещё из зверей всю зиму спит?
(слайд 6)
  -  барсук
  -  лисица
  -  волк
4.    Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

(слайд 7)
  -  Жировые запасы под шубкой
  -  тишина
  -  покой
5.    Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
(слайд 7)
-  Корой деревьев и веточками
-  морковкой
-  капустой
6.    Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
(слайд 8)
  -  кору деревьев и веточки
  -  мелких зверьков
  -  голодают
Дидактическая игра «Кто лишний?»
1. Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают  в спячку. (слайд 9)
( Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)
2. В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.

(слайд 10)
( Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)
3. Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(слайд 11)
( Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Итоги.

-Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Что нового узнали о животных?

- Как же животные готовятся к зиме? (Слайд 12)

  • улетают на юг. Кто? Перечислите.
  • делают запасы на зиму. Кто? Перечислите.
  • впадают в спячку. Кто? Перечислите.
  • сменяют цвет шерсти, зимой ищут корм в природе. Кто? Перечислите.

Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игра - занятие "Путешествие в осенний лес"

Целью этого конспекта является сформировать умение развивать произвольное внимание, пространственное восприятие и обогощать словарный запас детей....

Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".

развитие воссоздающего и творческого воображения....

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект открытого занятия "Путешествие в чудесную Осень"

Конспект открытого занятия в группе дошкольного возраста (4-7 лет) "Путешествие в чудесную Осень"...

Конспект открытого занятия «Путешествие гномиков в осенний лес»

Цель: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей....

Конспект открытого занятия-путешествия, на тему «Эмоции в мире Животных».

Участники: дети группы компенсирующей направленности.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (злость, страх, грусть, радость). Задачи:обогатить эмоциональную сферу р...

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»...