Проект на тему: «Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-опытного участка».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта: формирование экологических представлений дошкольников через дидактические игры.
Задачи проекта:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Цели и задачи проекта Цель проекта: формирование экологических представлений дошкольников через дидактические игры. Задачи проекта: Формировать систему экологических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей старшей возрастной группы. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации). Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры.
Механизм реализации проекта Этапы проекта Сроки этапов проекта Задачи этапов проекта I этап (подготовительный) 1.03.2024 – 30.03.2024 г. - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. - поиск различных средств достижения цели. II этап (основной) 01.04.2024 – 31.04.2024 г. - Дидактические игры - Занятия (последняя неделя месяца) - Развлечение - Родительское собрание «Играют дети - играем вместе» - Консультации «Развитие представлений у детей о экологическом представлении посредством развивающих игр». - «Дидактические игры по экологии в детском саду». -Фотообзор «Экологические игры». -Беседа «Влияние дидактической игры на экологическое развитие ребенка». III этап (заключительный ) 01.05.2024 – 31.05.2024г . - Анализ и классификация собранного материала. - Выставка наглядного материала. - Игротека.
Картотека дидактических игр с растениями «Играйте вместе с нами»
1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения) Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение. 2.Горячо – холодно Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия. Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж. Правило: нельзя переворачивать карточки. Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа. Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем ( Карлсона , Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо».Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж. 3.Найди по описанию Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением растений. Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.
4. Скорая помощь (экологическая игра на прогулке) Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность. Игровая задача: осмотреть «пациентов» - деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь. Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки… Ход игры: на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть «больные», им оказывается помощь. 5. Лото « Что где растет?» Цель: закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем, болото, тайга, пустыня, джунгли…Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах. Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и , доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле. 5.Аптека Айболита Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.). Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
6.Что где зреет? Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка 7.Чего не стало? Цель: учить называть растение по памяти (без зрительного контроля), развивать внимание и наблюдательность. Игровая задача: отгадать, какого растения не стало. Правило . Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Материал: на стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения. Ход игры . Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. 7. Следопыты Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы. Игровая задача: разгадать тайну природы. Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности. Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?
8.Что изменилось? Цель: закреплять знания детей о растениях, их названиях , уметь находить сходства по соответствующим признакам. Игровая задача: поиск похожего предмета по сходству. Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание. Материалы: одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах. Ход игры: Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.) Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах. 9.Найди такой же Цель: закрепить знания о внешнем виде комнатных растений, развивать внимательность и наблюдательность. Игровая задача: дети находят изменения в расположении предметов. Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя. Материалы: на двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань. Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стоя- ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля). 10.Где спряталась матрешка Цель: учить находить предмет по перечисленным признакам, развивать наблюдательность и учить делать простейшие выводы. Игровая задача: поиск спрятанной игрушки. Правило: смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя. Материалы: на столе расставляют 4—5 растений Первый вариант. Ход игры: Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
Картотека наблюдений за объектами экологической тропы «Наблюдайте вместе с нами»
№ 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели: – закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; – учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; – формировать представление об осенних месяцах. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. ● Какое сейчас время года? ● Как вы догадались, что осень? ● Перечислите характерные признаки осени. ● Почему осенью стало холоднее? ● Что делает человек осенью? ● Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года? Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг. № 2 Наблюдение за крапивой Цели: – развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; – формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Ход наблюдения О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна. Крапива – многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне – августе. Правила поведения на природе Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.
№ 3 Наблюдение за пауком Цели: – расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; – формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. На Этот маленький ловец Сетку прочную плетет, Если муха попадет, Тут бедняжке и конец. (Паук.) кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь. ● Как выглядит паук? ● Как он передвигается? ● Где живет и чем питается? ● Как паук ловит насекомых? ● Есть ли враги у паука? ● Как по поведению пауков можно предсказывать погоду? ● Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете? ● Где зимуют пауки?
№ 7 Наблюдение за цветником Цели: уточнять названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни); – побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху). Ход наблюдения Вьется пчелка над цветком, Вся в пыльце пушистой, На тычинках хоботком Пьет нектар душистый. Вокруг чашечки цветка Медленно кружится И, трудом утомлена, На лепестки ложится. Но работа в путь зовет, Дальше полетела, Вот еще один цветок — В нем не будет дела, Это маленький бутон, Нежный нераскрытый. ● Как устроен цветок? ● Как называются цветы, которые растут на клумбе? ● А что такое бутон? (Это тоже цветок, но еще не распустившийся.) ● Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
№ 9 Наблюдение за подорожником Цели: – знакомить с лекарственным растением – подорожником; – развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. ● Почему траву назвали подорожником? ● Где лучше его собирать? Подорожник – многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея – сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья. Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.
Картотека дидактических игр для ознакомления детей с овощами учебно-опытного участка
Жизнь в семенах (игра для детей 5-7 лет) Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине. Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр. Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения. Правила: 1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам. 2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно. Алгоритм проведения 1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени. - Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут. Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает. - Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.) - Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.) - Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать. - А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения. 2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.) 3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении. 4. В конце игры подводится итог.
« Овощи и Фрукты » Цель : сформировать у детей представление об овощах и фруктах . Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов . Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия фруктов и овощей . Оборудование : макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов . Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи . Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот ( фрукт или овощ ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке) . «Кто скорее соберет» Цель - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Игровое правило . Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они чтонибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
«Чьи семена?» Дидактическая задача : Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность. Игровые правила: Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей. Игровое действие: Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща. Дидактический материал: тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д. Ход игры Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д. «Где растет?» Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам. Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
«Овощехранилище» Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления. Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод. Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды «Вершки и корешки» Цель: Закрепить знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения. Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры: - Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети делятся на две группы.) Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком. Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: "Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАСТЕНИЯМИ
«Кто быстрее?» Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения) Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение. «Горячо – холодно» Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия. Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж. Правило: нельзя переворачивать карточки. Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа. Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем ( Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо».Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж. «Найди по описанию» Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением растений. Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.
«Скорая помощь» (экологическая игра на прогулке) Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность. Игровая задача: осмотреть «пациентов» - деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь. Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки… Ход игры: на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть «больные», им оказывается помощь. Лото « Что где растет?» Цель: закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем, болото, тайга, пустыня, джунгли…Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах. Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и , доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле. «Аптека Айболита» Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.). Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
Картотека познавательно - исследовательской деятельности с объектами живой природы
Опыты с предметами неживой природы «Песок и глина» Цель. Формирование знаний о водопроницаемости песка и водонепроницаемости глины. Содержание. Подготовить две банки: одну – с песком, другую – с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину. «Ветер в комнате» («Живая змейка») Цель. Формирование знаний о том, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Содержание . Подготовить бумажную змейку и свечу. Поднести змейку к свече, выяснить, почему змейка пришла в движение. «Как увидеть воздух» Цель. Опытным путём формировать знания детей о воздухе. Содержание . Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Что получается? Затем снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его чуть наклонив. Что появляется в воде? «Какая бывает вода?» Цель. Уточнение представлений о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. Содержание . Предложить детям подсказки-схемы способов обследования и алгоритмы действия.
«Вода – растворитель. Очищение воды» Цель. Выявление веществ, которые растворяются в воде; ознакомление со способом очистки воды – фильтрованием. Содержание . Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Затем пробуют отфильтровать воду с помощью марли, ваты, сетки. «Вода и лёд» Цель. Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды. Содержание . Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерите температуру воздуха. «Снег и лёд превращаются в воду» Цель. Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Содержание . Принести снег и лёд в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда. «Путешествие Капельки» Цель. Формирование знаний о круговороте воды в природе, объяснение причины выпадения осадков в виде дождя и снега. Содержание . Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло и, подержав некоторое время, дети смотрят, что произошло со стеклом.
Опыты с предметами неживой природы «Песок и глина» Цель. Формирование знаний о водопроницаемости песка и водонепроницаемости глины. Содержание. Подготовить две банки: одну – с песком, другую – с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину. «Ветер в комнате» («Живая змейка») Цель. Формирование знаний о том, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Содержание . Подготовить бумажную змейку и свечу. Поднести змейку к свече, выяснить, почему змейка пришла в движение. «Как увидеть воздух» Цель. Опытным путём формировать знания детей о воздухе. Содержание . Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Что получается? Затем снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его чуть наклонив. Что появляется в воде? «Какая бывает вода?» Цель. Уточнение представлений о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. Содержание . Предложить детям подсказки-схемы способов обследования и алгоритмы действия.
«Вода – растворитель. Очищение воды» Цель. Выявление веществ, которые растворяются в воде; ознакомление со способом очистки воды – фильтрованием. Содержание . Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Затем пробуют отфильтровать воду с помощью марли, ваты, сетки. «Вода и лёд» Цель. Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды. Содержание . Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерите температуру воздуха. «Снег и лёд превращаются в воду» Цель. Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Содержание . Принести снег и лёд в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда. «Путешествие Капельки» Цель. Формирование знаний о круговороте воды в природе, объяснение причины выпадения осадков в виде дождя и снега. Содержание . Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло и, подержав некоторое время, дети смотрят, что произошло со стеклом.
Ожидаемые результаты: На основе систематизации и обобщения материала знаний, у детей сформировались необходимые экологические знания об окружающем мире. Повысился уровень экологических представлений детей. Сформировалась активность детей в процессе познавательной деятельности.
Оценка результатов Проделанная работа достигла своей цели. У детей сформировались экологические представления в познавательном развитии, посредством ознакомления с объектами учебно-опытного участка.
Список литературы: 1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005. 2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998. 3. Бочкарёва Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1998. 4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981. 5. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005. 6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996. 7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск, 1995. 8. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:«Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-опытного участка».
МБДОУ детский сад № 11 «Родничок» Проект на тему: «Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-...
План по самообразованию "Познавательное развитие детей посредством экспериментальной проектной деятельности"
Данная работо разработана в целях развитие познавательных интересов дошкольников и самообразованиии педагога.Дети по природе своей исследователи.Познавательно-экспериментальная активность- естес...
Роль дидактической игры в познавательном развитии детей через ознакомление с трудом в природе
Содержане:1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов2. Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе...
Математическое развитие детей посредством ознакомления с природой
В своей работе я часто использую интеграцию разных образовательных областей. Развивать элементарные математические представления детей можно в процессе ознакомления с природой. Это способствует не тол...
Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».
Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...
Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"
Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...
Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...