Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Золотая осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Федянцева Марина Филипповна

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zolotaya_osen.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 210»

Ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия «Золотая осень»

старшая        группа

Автор:

воспитатель

Федянцева Марина Филипповна

Г. Н. Новгород, 2024 г.

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Материал:        шкатулка, мяч, иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка, письмо .

Словарная работа: Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки, работа с относительными прилагательными.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вас сегодня пригласила в путешествие, посмотрите вокруг как здесь красиво, ярко, красочно. И гости к нам пришли посмотреть на нашу красоту. Мы сегодня пришли сюда не просто так, нас пригласила, а кто пригласила… вы сейчас узнаете если отгадаете загадку.

Прошла по лугам, По лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала: «За мною нагрянет зима»

Дети: Осень.

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам сегодня пришел еще один гость. Кто же это?

Дети: Степашка.

Воспитатель: Посмотрите, Степашка принес нам письмо. Давайте прочитаем что же там написано!

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. А что такое осадки?

Дети: Дождь, снег, туман.

Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода? Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру. Воспитатель: Молодцы!

Игра «Погода осенью»

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный мяч:

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:

  • Если идет дождь? (дождливая)
  • А когда дует ветер? (ветреная)
  • А когда холодно? (холодная)
  • А если на улице пасмурно? (пасмурная
  • А если сыро? (сырая)
  • Если хмуро? (хмурая)
  • Ну, а если ясно? (ясная)

Воспитатель: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете вся осень бывает одинаковая?

Дети: Нет

Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя

Воспитатель: Давайте мы с вами подойдем к столу, посмотрим, что же на нем лежит. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Один возьмет картинку, где изображена «Ранняя осень», другой возьмет картинку, где изображена «Золотая осень, а третий ту картинку, где «Поздняя осень». А другие ребятки проверят правильно ли вы взяли картинки. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре?

Дети: В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебрянные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

В октябре дни короче, ночи длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.

В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. А теперь садитесь на стульчики. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. А сейчас дети нам расскажут приметы осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни, На дорогу упадет.

Это первая примета, Что от нас уходит лето. А второй куст малины, В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурней река – Третья верная примета:

Осень бродит близко где – то Ранним утром на поляны, Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просинь Значит наступила осень.

Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

Дети: Да

Воспитатель:


Я шкатулочку возьму, И приметы соберу.

Воспитатель: Я сейчас открою крышку, а вы мне будете называть приметы и пословицы.

Пословицы

  • Коли ясно, то и осень прекрасна.
  • Осень идет, и дождь за собой ведет.
  • Грибок в кузовок – зимой будет пирожок. Приметы
  • Осенью паутина на ясную погоду.
  • Гром в сентябре – теплая осень.
  • Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
  • Когда гусь улетает, снег выпадает.
  •  Первый сухой снег обещает хорошее лето.

Воспитатель: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

А сейчас мы с вами послушаем стихотворения. А. Пушкин «Унылая пора»

И. Бунин «Лес»

А. Толстой «Осень»

Воспитатель: А теперь давайте встанем и поиграем вместе с вами. Хотите превратится в листочки?

Дети: Да

Воспитатель: Вправо, влево повернись и в листочки превратись

Физкультминутка «Листочки» (включить Вальс)

Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели

И на землю сели.

Игровое упражнение «Украсим дерево осенними листочками» (ширма – модуль «Осень»)

Воспитатель: Ой, как много листочков. А теперь давайте встанем. Вправо, влево повернись и в ребяток превратись.

Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились. Теперь я поняла, что осень вам нравится. А какие красивые слова вы можете сказать про осень?

Игра осенние слова – ( с мячом)_

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить на прогулку? А сейчас давайте поможем кукле Кате собраться на прогулку. Покажем, как правильно одеваться, чтобы идти гулять.

(ширма – модуль «Собираемся на прогулку»)

Воспитатель: И вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу? Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали? Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели? Летели, летели, на юг улетели: Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? – спросим. Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем нашем зайчатам?.

Дети: Осень наступила. Но менять шубки серые на белые еще нельзя, а то лиса или волк вас заметят.

Воспитатель: Я рада, что вы помогли зайчикам решить их спор. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Молодцы, вы старались, я очень довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам

посылочку. Примите от нее послание. Осень угощает вас яблоками.

Самоанализ НОД

Ознакомление с окружающим миром с детьми старшей группы

на тему « Золотая осень».

Общие данные о проведении НОД:

  1. Возраст детей: старшая группа 5-6 лет.
  2. Тема: «Золотая осень».
  3. Образовательная область: познавательное развитие.
  4. В        ходе        непосредственной        образовательной        деятельности прослеживается интеграция следующих видов детской деятельности:
  • Познавательная деятельность – основная.
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Содержание НОД направлено на решение поставленных задач.

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Материал:        шкатулка, мяч, иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка, письмо .

Словарная работа: Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки, работа с относительными прилагательными.

Предварительная работа: Выполнение домашнего задания детей с родителями (получение информации об осени из рассказов, сети интернета, наблюдений во время прогулок с детьми).

Методы образовательной деятельности: Словесные методы:

-беседа с педагогом, которая способствует осмыслению, расширению представлений об осенних явлениях в природе, обогащении внутреннего мира и чувств детей, формированию нравственных качеств, познавательного интереса;

-использование художественного слова, которое помогает детям глубже понять и почувствовать поэтический образ природы;

- вопросы, стимулирующие детей к размышлению, обращению к прошлому опыту.

Наглядно-зрительный метод: демонстрация наглядных пособий.

Организационная деятельность, подготовка к непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы.

В процессе НОД были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности ( репродукции картин, пособия к играм, схемы.). Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. В процессе занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры стоя у ширмы- -модуль.

Дидактическая деятельность воспитателя

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В процессе НОД осуществлялась интеграция всех образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…)

«Познавательное развитие» (обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора).

«Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, художественное слово.), «Речевое развитие» ( развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса),

«Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности).

В процессе НОД старалась задавать вопросы на сообразительность, находчивость, смекалку, логическое мышление – все это способствовало эффективности мероприятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приемы, используемые на занятии носили игровой и обучающий характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от лица Осени), способствовали заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта.

В процессе НОД, в соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.

Во время НОД отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Применяла дифференцированный подход к детям (детям, быстро справившимся с заданиями, давала дополнительные, привлекала к участию малоактивных, робких детей, обращала внимание на неусидчивых.

Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дары осени. Золотая осень».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Дары осени. Золотая осень»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень»

закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

laquo;Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группеЦель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Золотая осень»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Золотая осень»Павлова Е.Л  Цель:Закрепление представления детей о характерных признаках осен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Золотая Осень».

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Учить детей назыв...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Осень в гости пришла, урожай принесла»

Форма проведения: групповое занятие с использованием мультимедийного оборудования. Цель: создание условий для обобщения представлений об осеннем урожае.Задачи:Образовательные:- уточнить и расшири...