Занятие по экологии в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Экологическое воспитание-это одно из важнейших направлений воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»

«Царица Погода»

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Ветер»

Цель - закрепить знания детей о природном явлении - ветер, его особенностях, значении для человека и окружающего мира.

Задачи:

- расширить кругозор детей, представление детей о таких природных явлениях как ветер и его разновидностях: ураган, буря;

- развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать; активизировать мыслительные процессы;

- воспитывать познавательный интерес и любовь к природе, умение видеть её красоту.

Форма: фронтальная

Оборудование и материал: вентилятор, кораблики, мисочки с водой, картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, палочки для изготовления вертушки, бумажные квадраты, ножницы, кнопки.

Предварительная работа: провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; на прогулках обращать внимание детей на ветреную и безветренную погоду; учить детей определять направление ветра с помощью флюгеров, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сейчас я загадаю вам загадку об одном невидимке. Все вы с ним не раз встречались. Послушайте и попробуйте ответить, о чём мы сегодня будем с вами разговаривать.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Воспитатель: правильно, ребята. Сегодня мы с вами узнаем, что такое погода и откуда берется ветер. Погода включает в себя все явления природы, которые происходят в атмосфере: от ветра и дождя до жары или холода. От чего зависит погода? Погода, зависит от Солнца: оно нагревает воздух, и тот приходит в движение. Движение воздуха – это ветер. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Появление ветра означает смену погоды: он может расчистить небо от облаков или пригнать грозовые тучи.  

Воспитатель: Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)

(Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д.)

Воспитатель: да, ребята, ветер многое умеет делать.

А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)

Воспитатель: может ли ветер навредить человеку? (Иногда сильный ветер разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).

Воспитатель: как мы назовем это явление? (Ураган, буря). 

Воспитатель: почему ветер называют Невидимкой? (Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать).

Воспитатель: какой бывает ветер? (Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый).

Воспитатель: как можно узнать, дует ли на улице ветер? (нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой вертушки. Если вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…).

Воспитатель: давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер (Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода).

Речевая игра: (разложите на пол берёзовые листья (их можно вырезать из картона), объяснить ребёнку, что в конце упражнения он должен будет поднять столько листьев, сколько останется на берёзе)

Воспитатель: а сейчас давайте немного поиграем.

«Ветер с листьями играет.              

То поднимет, то бросает.    

Кружит в вальсе листопад                          

Поздней осени наряд.                  

На ветвях берёзки белой                  

Два листочка уцелело».

Воспитатель: молодцы, присаживайтесь. Ребята, посмотрите, у меня есть картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы определили? (наклонены деревья, поднимается пыль или листья., кружится метель и т.д. обсуждения, ответы детей)

Воспитатель: Дети давайте нарисуем ветер. Как можно изобразить ветер на картинке? (качающиеся деревья, летящие листья или косой дождь). Ребята рисуют ветер так, как они сами его видят).

Воспитатель: у меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики-чикалочка,

Игра-превращалочка.

Вокруг себя повернитесь —

И в деревья превратитесь!

Дети «превращаются» в деревья.

Дети и воспитатель:

Наши ноги — это корни,

Наше туловище — ствол,

Наши руки — это ветви,

Наши пальцы — это листья!

Имитационная игра «Дерево»

Звучит музыка.

Воспитатель: подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)

Воспитатель (взмахивает палочкой):

Пусть деревья станут ребятами!

Дети снова рассаживаются на свои места.

Воспитатель: ребята, вы запомнили, что такое ветер? (это движение воздуха)

Воспитатель: как вы думаете, можно ли создать «искусственный» ветер? (да, для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, веером или подуть).

Воспитатель: а теперь давайте отправимся к нашему маленькому морю, представьте, что вода в тазу это море (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)

Воспитатель: какое сейчас море? (спокойное)

Воспитатель: почему вы так решили? (на море нет волн, вода не движется)

Воспитатель: можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны? Да, надо подуть на воду).

Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».

Воспитатель: ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.

Воспитатель: почему же наш кораблик не плывет? (потому что нет ветра)

Воспитатель: что должно произойти, чтобы кораблик поплыл? (надо, чтобы подул ветер). Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.

Воспитатель: ветер — это друг морехода, но не всегда. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм? (ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель).

Воспитатель: это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.

Физкультминутка .

С поля, с моря, с дальних гор (медленно машут руками),

Ветры к нам летят во двор (покачивание рук вверху).

Первый ветер вербу мнет (наклоны в стороны);

А второй березу гнет (покачивание вперед, назад),

Третий ветер дуб ломает (энергичные наклоны и приседания);

Тучу пыли поднимает (руки в стороны вверх),

Ты глаза не засори (протирание глаз),

Отвернись и не смотри…(присаживаются на свои места)

Воспитатель: ребят, а какой силы бывает ветер? (ответы детей)

Воспитатель: вы уже знаете, что для определения силы ветра существует нехитрый прибор - называется вертушка. Сейчас мы с вами попробуем сделать вертушку, и с помощью нее определим силу ветра вентилятора, а когда выйдем на прогулку, тоже с помощью вертушек определим силу ветра на улице.

Воспитатель: посмотрите на мою вертушку.

Какая у вас геометрическая фигура лежит на столе? (квадрат)

Воспитатель: вертушку мы будем делать на основе квадрата.

- квадрат нужно сложить по диагонали 2 раза, прижать обозначить сгибы;

- затем, по сгибу ножницами разрезаем до круга;

- согнуть один уголок до точки в середине, но не прижимать. Затем сгибаем остальные уголки, через один и так все по порядку;

- берем кнопку и прокалываем уголки по порядку и прикалываем к палочке.

Воспитатель: вот, и получилась вертушка. Сейчас мы включим вентилятор и поднесем вертушки к нему по очереди.

Воспитатель: с какой силой дует вентилятор? (сильно)

Воспитатель: как вы узнали? (вертушка крутится быстро)

Воспитатель: а если переключить вентилятор. Какой силы ветер? (слабый)

Воспитатель: как вы узнали? (вертушка крутится медленно)

Воспитатель: а сейчас? (переключаю, сильный)

Воспитатель: что же можно узнать с помощью прибора, который мы с вами сделали? (силу ветра)

Воспитатель: молодцы все очень старались и у всех получились отличные вертушки.

Рефлексия

Воспитатель: ребята, о чем мы с вами сегодня поговорили? (ответы детей)

Воспитатель: что делали? (ответы детей)

Воспитатель: что понравилось, что запомнилось? (ответы детей)

Воспитатель: что получилось, а что не получилось? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, мне бы хотелось подарить каждому из вас эти улыбающиеся капельки, солнышки и тучки, которые будут напоминать вам о нашем увлекательном занятии. И помните, совсем неважно, какая погода на улице, солнечная или пасмурная, ветреная или безветренная, главное уметь радоваться каждому природному явлению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Цель: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отли...