Занятие по экологии в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание-это одно из важнейших направлений воспитания и обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»
«Царица Погода»
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Ветер»
Цель - закрепить знания детей о природном явлении - ветер, его особенностях, значении для человека и окружающего мира.
Задачи:
- расширить кругозор детей, представление детей о таких природных явлениях как ветер и его разновидностях: ураган, буря;
- развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать; активизировать мыслительные процессы;
- воспитывать познавательный интерес и любовь к природе, умение видеть её красоту.
Форма: фронтальная
Оборудование и материал: вентилятор, кораблики, мисочки с водой, картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, палочки для изготовления вертушки, бумажные квадраты, ножницы, кнопки.
Предварительная работа: провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; на прогулках обращать внимание детей на ветреную и безветренную погоду; учить детей определять направление ветра с помощью флюгеров, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сейчас я загадаю вам загадку об одном невидимке. Все вы с ним не раз встречались. Послушайте и попробуйте ответить, о чём мы сегодня будем с вами разговаривать.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: правильно, ребята. Сегодня мы с вами узнаем, что такое погода и откуда берется ветер. Погода включает в себя все явления природы, которые происходят в атмосфере: от ветра и дождя до жары или холода. От чего зависит погода? Погода, зависит от Солнца: оно нагревает воздух, и тот приходит в движение. Движение воздуха – это ветер. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Появление ветра означает смену погоды: он может расчистить небо от облаков или пригнать грозовые тучи.
Воспитатель: Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
(Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д.)
Воспитатель: да, ребята, ветер многое умеет делать.
А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)
Воспитатель: может ли ветер навредить человеку? (Иногда сильный ветер разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
Воспитатель: как мы назовем это явление? (Ураган, буря).
Воспитатель: почему ветер называют Невидимкой? (Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать).
Воспитатель: какой бывает ветер? (Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый).
Воспитатель: как можно узнать, дует ли на улице ветер? (нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой вертушки. Если вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…).
Воспитатель: давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер (Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода).
Речевая игра: (разложите на пол берёзовые листья (их можно вырезать из картона), объяснить ребёнку, что в конце упражнения он должен будет поднять столько листьев, сколько останется на берёзе)
Воспитатель: а сейчас давайте немного поиграем.
«Ветер с листьями играет.
То поднимет, то бросает.
Кружит в вальсе листопад
Поздней осени наряд.
На ветвях берёзки белой
Два листочка уцелело».
Воспитатель: молодцы, присаживайтесь. Ребята, посмотрите, у меня есть картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы определили? (наклонены деревья, поднимается пыль или листья., кружится метель и т.д. обсуждения, ответы детей)
Воспитатель: Дети давайте нарисуем ветер. Как можно изобразить ветер на картинке? (качающиеся деревья, летящие листья или косой дождь). Ребята рисуют ветер так, как они сами его видят).
Воспитатель: у меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь —
И в деревья превратитесь!
Дети «превращаются» в деревья.
Дети и воспитатель:
Наши ноги — это корни,
Наше туловище — ствол,
Наши руки — это ветви,
Наши пальцы — это листья!
Имитационная игра «Дерево»
Звучит музыка.
Воспитатель: подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
Воспитатель (взмахивает палочкой):
Пусть деревья станут ребятами!
Дети снова рассаживаются на свои места.
Воспитатель: ребята, вы запомнили, что такое ветер? (это движение воздуха)
Воспитатель: как вы думаете, можно ли создать «искусственный» ветер? (да, для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, веером или подуть).
Воспитатель: а теперь давайте отправимся к нашему маленькому морю, представьте, что вода в тазу это море (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)
Воспитатель: какое сейчас море? (спокойное)
Воспитатель: почему вы так решили? (на море нет волн, вода не движется)
Воспитатель: можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны? Да, надо подуть на воду).
Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».
Воспитатель: ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель: почему же наш кораблик не плывет? (потому что нет ветра)
Воспитатель: что должно произойти, чтобы кораблик поплыл? (надо, чтобы подул ветер). Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.
Воспитатель: ветер — это друг морехода, но не всегда. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм? (ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель).
Воспитатель: это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.
Физкультминутка .
С поля, с моря, с дальних гор (медленно машут руками),
Ветры к нам летят во двор (покачивание рук вверху).
Первый ветер вербу мнет (наклоны в стороны);
А второй березу гнет (покачивание вперед, назад),
Третий ветер дуб ломает (энергичные наклоны и приседания);
Тучу пыли поднимает (руки в стороны вверх),
Ты глаза не засори (протирание глаз),
Отвернись и не смотри…(присаживаются на свои места)
Воспитатель: ребят, а какой силы бывает ветер? (ответы детей)
Воспитатель: вы уже знаете, что для определения силы ветра существует нехитрый прибор - называется вертушка. Сейчас мы с вами попробуем сделать вертушку, и с помощью нее определим силу ветра вентилятора, а когда выйдем на прогулку, тоже с помощью вертушек определим силу ветра на улице.
Воспитатель: посмотрите на мою вертушку.
Какая у вас геометрическая фигура лежит на столе? (квадрат)
Воспитатель: вертушку мы будем делать на основе квадрата.
- квадрат нужно сложить по диагонали 2 раза, прижать обозначить сгибы;
- затем, по сгибу ножницами разрезаем до круга;
- согнуть один уголок до точки в середине, но не прижимать. Затем сгибаем остальные уголки, через один и так все по порядку;
- берем кнопку и прокалываем уголки по порядку и прикалываем к палочке.
Воспитатель: вот, и получилась вертушка. Сейчас мы включим вентилятор и поднесем вертушки к нему по очереди.
Воспитатель: с какой силой дует вентилятор? (сильно)
Воспитатель: как вы узнали? (вертушка крутится быстро)
Воспитатель: а если переключить вентилятор. Какой силы ветер? (слабый)
Воспитатель: как вы узнали? (вертушка крутится медленно)
Воспитатель: а сейчас? (переключаю, сильный)
Воспитатель: что же можно узнать с помощью прибора, который мы с вами сделали? (силу ветра)
Воспитатель: молодцы все очень старались и у всех получились отличные вертушки.
Рефлексия
Воспитатель: ребята, о чем мы с вами сегодня поговорили? (ответы детей)
Воспитатель: что делали? (ответы детей)
Воспитатель: что понравилось, что запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: что получилось, а что не получилось? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, мне бы хотелось подарить каждому из вас эти улыбающиеся капельки, солнышки и тучки, которые будут напоминать вам о нашем увлекательном занятии. И помните, совсем неважно, какая погода на улице, солнечная или пасмурная, ветреная или безветренная, главное уметь радоваться каждому природному явлению!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по экологии в старшей группе
это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.
Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).
Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...
"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).
Цель: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отли...