Конспект занятия по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предлагаю Вам познакомиться с конспектом занятия по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2konspekt_2.docx | 573.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 33»
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»
Подготовил: воспитатель
I квалификационной категории
Кофанова В.А.
Оренбург 2021 год
Цель: Закрепить знания детей о живой и неживой природе весной.
Образовательные задачи: Расширять представления детей о весне как времени года, о жизни животных, птиц, насекомых и растений, о погодных условиях в весеннее время.
Развивающие задачи: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. Формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.
Оборудование: Карта экологической тропы, конверт с письмом, фигурки диких животных (лиса, заяц, еж, белка), плоскостные изображения зимующих и перелётных птиц, поделки насекомых (пчелы, муха, божья коровка, жуки, паук), разрезные картинки (мать и мачеха, одуванчик, подснежник, мелиса), лупы, мяч, грабли, лопатки, ведро.
Занятие «Путешествие по экологической тропе» расширяет представления детей о весне как времени года, о жизни животных, птиц, насекомых и растений, о погодных условиях в весеннее время. Развивает память, внимание, логическое мышление и воображение, мелкую моторику. Пополняет запас слов и обогащает речь детей.
Этот конспект занятия могут использовать, как воспитатели логопедических, так и массовых групп детского сада, а так же учителя – логопеды.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Дети приходят на участок и находят там конверт).
Воспитатель- Интересно от кого это письмо? (открывает и читает письмо)
«Дорогие ребята, приглашаем вас в гости к нам на экологическую тропу. Мы приготовили для вас интересные задания и игры если вы их выполните, то вас ожидает от нас сюрприз. А чтоб вы не заблудились - используйте карту нашей экологической тропы.
Подпись: Обитатели экологической тропы»
Воспитатель – Отправимся в путешествие?
2. Основная часть.
Воспитатель – Прежде чем мы отправимся по экологической тропе. Послушайте стихотворение:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Воспитатель – Это стихотворение написал Афанасий Фет. О каком времени года в нем говорится?
Дети: Это весна
Воспитатель –Какие еще времена года вы знаете? Сколько месяцев в году?
(Ответы детей)
Воспитатель – Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы
(Ответы детей - март, апрель, май).
Воспитатель –Март — первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?
(Ответы детей - Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает)
Воспитатель – Еще март называют «Утром весны», «утром года», «солнечником». Как выдумаете почему?
(Ответы детей - Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).
Воспитатель – Апрель — средний месяц весны. В народе его называют «месяц живой воды». Почему?
(Ответы детей - Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).
Воспитатель – Почему говорят, что «апрель почками красен»?
(Ответы детей - Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)
Воспитатель – Май — сердце весны. Месяц май — пой да гуляй!
Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! — какой морозец…
Расскажите о погоде в мае.
(Ответы детей - Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).
Воспитатель – Молодцы!
А теперь, чтоб идти было веселей хочу проверить, какие вы внимательные и сообразительные. Отгадайте мои загадки. ( В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на магнитной доске)
Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька).
Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.
Не наденешь валенки, на снегу… ( Проталинки).
Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет. И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).
В дверь, в окно стучать не будет, А взойдёт и всех разбудит. ( Солнце).
Снежок растаял и с полей Бежит проворливый … (Ручей).
Тает, тает белый снег, Мишка не зевай! Ведь вода из полных рек Льётся через край. Может затопит берлогу, Деревеньку и дорогу. ( Половодье, паводок).
Солнце пригревает, Лёд на речке треснул. Речка зашумела, Льдины подгоняет. Как это явление Весною называют?.. ( Ледоход).
Воспитатель – Молодцы! Теперь мы можем отправляться. Но чтобы пройти по всей экологической тропе нам нужны не только знания и сообразительность, но и сила, выносливость и ловкость. Предлагаю сделать «Звериную зарядку».
- Физкультминутка “Звериная зарядка”.
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. «Ушки на макушке» – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Воспитатель – Смотрим куда указывает 1 стрелка.
Дети читают: «Ельничек»
Воспитатель – Кого мы можем встретить в лесу?
Рассказы детей:
*Медведь и ежик просыпаются после спячки, заяц и белка меняют свои шубки. Всю зиму спал не только медведь, но и еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла».
*Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
*Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Воспитатель – Спасибо ребята за ваши рассказы. Предлагаю поиграть.
Игра с мячом «Найди ошибку»
Волк живет в дупле?
Лиса живет в берлоге?
Белка живет в норе?
Заяц живет в логове?
Еж живет в под кустом?
Медведь живет в норе?
Лось живет в логове?
Воспитатель – Молодцы, все ошибки исправили.
Воспитатель – А еще, у диких зверей весной кто появляется?( Ответы детей) Предлагаю еще одну игру
Игра с мячом «У кого кто родится?»
У лисы - …
У медведицы -….;
У зайчихи - ….
У бельчихи -…..
У оленихи -…..
У ежихи -….
У волчицы -….;
У лосихи -…
У борсучихи -…
Воспитатель – Молодцы! Вы справились с этими заданиями. Теперь мы можем отправляться дальше. Смотрим куда указывает 2 стрелка.
Дети читают: «Птичья столовая»
(На стволах, ветках картинки грач, воробей, ворона, трясогузка, ласточка, синица, снегирь, скворец, галка и т.д.)
Воспитатель – Весной к нам из теплых краев возвращается много птиц. Они поют-заливаются. Самый лучший певец — соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики. Как эти птицы называются? ( Ответы детей). А как мы называем оставшихся с нами птиц на зиму? ( Ответы детей). Каждый из вас должен выбрать перелетную птицу и назвать ее.
Дидактическая игра «Найди перелётных птиц»
Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо знаете перелетных птиц. Давайте еще поиграем, немного повеселимся. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Дидактическая игра « Прилетели птицы».
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!
Воспитатель – Отправляться дальше. Куда указывает 3 стрелка.
Дети читают: «Аллея Победы»
Воспитатель – Ребята, в мае у нас есть праздник, который отмечает и гордится вся наша страна. Что это за праздник? ( Ответы детей: мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество).
Воспитатель – Давайте наведем порядок на «Аллее Победы» (Дети сгребают прошлогоднюю листву, окапывают березки)
Воспитатель – Мы хорошо потрудились. Всем спасибо. Идем дальше. Куда указывает 4 стрелка.
Дети читают: « Поляна насекомых»
Воспитатель – Какие насекомые появляются в апреле? (Ответы детей: в апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые
Воспитатель – А каких насекомых вы видите на паутине? (Ответы детей)
Воспитатель – А теперь возьмите лупы и найдите настоящих насекомых на нашей полянке. Посчитайте, сколько у них лапок, есть ли усики, какого они цвета.
(Дети ищут насекомых и рассказывают о них)
Воспитатель – А теперь поиграем с насекомыми.
«Пчела»
Прилетела к нам вчера Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек На каждое название насекомого загибают пальчик
И веселый мотылек,
лКак фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Летают и жужжат.
От усталости упали. Приседают на корточки.
Воспитатель – Идем дальше. Куда указывает 5 стрелка.
Дети читают: « Природная аптека»
Воспитатель – Вместе с насекомыми весной просыпаются раннецветущие растения. Какие раннецветущие растения вы знаете? (Ответы детей: подснежники, мать-и-мачеха, медуница-лекарственная, ландыш майский, одуванчик, тюльпаны)
Воспитатель – А какие растения вы видите в нашей «Природной аптеке»? (Ответы детей:)
Воспитатель –Давайте соберем раннецветущие растения из пазлов и назовем их. (Дети выполняют задания)
Воспитатель – Давайте посмотрим в карту куда идти дальше? А наше путешествие по экологической тропе закончилось. Ребята, где мы сегодня побывали? Вам было интересно? Какие игры и задания вам понравились? А какие были самыми легкими для вас?
Ребята, хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания и умения. Вы молодцы! Успешно прошли по всей экологической тропе. Спасибо.
А пока мы с вами путешествовали, почтальон и передал для вас новое письмо.
«Дорогие ребята, спасибо что вы у нас побывали, многое про нас узнали. Вы просто молодцы! И мы дарим вам раскраски, где вы снова увидите обитателей экологической тропы»
(Детям вручаются раскраски)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...