Конспект занятия по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вера Анатольевна Кофанова

Предлагаю Вам познакомиться с конспектом занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2konspekt_2.docx573.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 33»

Конспект занятия                                                   «Путешествие по экологической тропе»

Подготовил: воспитатель  

 I квалификационной категории

                                                                          Кофанова В.А.

C:\Users\Кирилл\Downloads\1700935285_binomen-ru-p-polyana-s-protoptannoi-dorozhkoi-instagram-11.jpg

Оренбург 2021 год

Цель: Закрепить знания детей о живой и неживой природе весной.

Образовательные задачи:                                                                                                      Расширять представления детей о весне как времени года, о жизни животных, птиц, насекомых и растений, о погодных условиях в весеннее время.

Развивающие задачи:                                                                                                                                       Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

Воспитательные задачи:                                                                                                   Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. Формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

Оборудование: Карта экологической тропы, конверт с письмом, фигурки диких животных (лиса, заяц, еж, белка), плоскостные изображения зимующих и перелётных птиц, поделки насекомых (пчелы, муха, божья коровка, жуки, паук), разрезные картинки (мать и мачеха, одуванчик, подснежник, мелиса), лупы, мяч, грабли, лопатки, ведро.

Занятие «Путешествие по экологической тропе» расширяет представления детей о весне как времени года, о жизни животных, птиц, насекомых и растений, о погодных условиях в весеннее время. Развивает память, внимание, логическое мышление и воображение, мелкую моторику. Пополняет запас слов и обогащает речь детей.

Этот конспект занятия могут использовать, как воспитатели логопедических, так и массовых групп детского сада, а так же учителя – логопеды.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
    (Дети приходят на участок и находят там конверт).

Воспитатель- Интересно от кого это письмо?  (открывает и читает письмо)

«Дорогие ребята, приглашаем вас в гости к нам на экологическую тропу. Мы приготовили для вас  интересные задания и игры если вы их выполните, то вас ожидает от нас сюрприз. А чтоб вы не заблудились -  используйте карту нашей экологической тропы.

Подпись: Обитатели экологической тропы»

Воспитатель – Отправимся в путешествие?

2. Основная часть.

Воспитатель – Прежде чем мы отправимся по экологической тропе. Послушайте стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Воспитатель Это стихотворение написал Афанасий Фет. О каком времени года в нем говорится?

Дети: Это весна

Воспитатель Какие еще времена года вы знаете? Сколько месяцев в году?

(Ответы детей)

Воспитатель  Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы

(Ответы детей - март, апрель, май).

Воспитатель Март — первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

(Ответы детей - Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает) 

Воспитатель Еще март называют «Утром весны», «утром года», «солнечником». Как выдумаете почему?

(Ответы детей - Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Воспитатель Апрель — средний месяц весны. В народе его называют «месяц живой воды». Почему?

(Ответы детей - Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Воспитатель Почему говорят, что «апрель почками красен»?

(Ответы детей - Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Воспитатель Май — сердце весны. Месяц май — пой да гуляй!

Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! — какой морозец…

Расскажите о погоде в мае.

(Ответы детей - Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга). 

Воспитатель – Молодцы!
А теперь, чтоб идти было веселей хочу проверить, какие вы внимательные и сообразительные. Отгадайте мои загадки.                                                                                                                              ( В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на  магнитной доске)

Висит за окошком кулёк ледяной,                                                                                                             Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька).

Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу… ( Проталинки).

Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.                                                                           И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).

В дверь, в окно стучать не будет,                                                                                                         А взойдёт и всех разбудит. ( Солнце).

Снежок растаял и с полей                                                                                                               Бежит проворливый … (Ручей).

Тает, тает белый снег,                                                                                                                          Мишка не зевай!                                                                                                                                  Ведь вода из полных рек                                                                                                                        Льётся через край.                                                                                                                          Может затопит берлогу,                                                                                                                          Деревеньку и дорогу. ( Половодье, паводок).

Солнце пригревает,                                                                                                                                         Лёд на речке треснул.                                                                                                                          Речка зашумела,                                                                                                                             Льдины подгоняет.                                                                                                                             Как это явление                                                                                                                                     Весною называют?.. ( Ледоход).

Воспитатель – Молодцы! Теперь мы можем отправляться. Но чтобы пройти по всей экологической тропе нам нужны не только знания и сообразительность, но и сила, выносливость и ловкость. Предлагаю сделать «Звериную зарядку».

  1. Физкультминутка “Звериная зарядка”.

Раз – присядка.                             Присесть.
Два – прыжок.                                Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка.                      «Ушки на макушке» – зайчики.
А лисята как проснутся,                Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться,              Потянуться.
Обязательно зевнуть,                   Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть.        Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть            Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть.            Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый,                Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы,              Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе          Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –                 Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Воспитатель – Смотрим куда указывает 1 стрелка.

Дети читают: «Ельничек»

Воспитатель – Кого мы можем встретить в лесу?

Рассказы детей:

*Медведь и ежик просыпаются после спячки, заяц и белка меняют свои шубки. Всю зиму спал не только медведь, но и еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла».

*Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.

*Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Воспитатель – Спасибо ребята за ваши рассказы. Предлагаю поиграть.

Игра с мячом «Найди ошибку»


Волк живет в дупле?

Лиса живет в берлоге?

Белка живет в норе?

Заяц живет в логове?

Еж живет в под кустом?

Медведь живет в норе?

Лось живет в логове?

Воспитатель – Молодцы, все ошибки исправили.

Воспитатель – А еще,  у диких зверей весной кто появляется?( Ответы детей) Предлагаю еще одну игру

Игра с мячом «У кого кто родится?»


У лисы - …

У медведицы -….;

У зайчихи - ….

У бельчихи -…..

У оленихи -…..

У ежихи -….

У волчицы -….;

У лосихи -…

У борсучихи -…

Воспитатель – Молодцы! Вы справились с этими заданиями. Теперь мы можем отправляться дальше. Смотрим куда указывает 2 стрелка.

Дети читают: «Птичья столовая»                                                                                                          

(На стволах, ветках картинки грач, воробей, ворона, трясогузка, ласточка, синица, снегирь, скворец, галка и т.д.)

 Воспитатель – Весной к нам из теплых краев возвращается много птиц. Они поют-заливаются. Самый лучший певец — соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики. Как эти птицы называются? ( Ответы детей). А как мы называем оставшихся с нами птиц на зиму? ( Ответы детей).  Каждый из вас должен выбрать перелетную птицу и  назвать ее.

Дидактическая игра «Найди перелётных птиц»                                                               

Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо знаете перелетных птиц. Давайте еще поиграем, немного повеселимся. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Дидактическая игра « Прилетели птицы».

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель – Отправляться дальше. Куда указывает 3 стрелка.

Дети читают: «Аллея Победы»                                                                                                          

Воспитатель – Ребята, в мае у нас есть праздник, который отмечает и гордится вся наша страна. Что это за праздник?                                                                                                                                                  ( Ответы детей: мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество).

Воспитатель – Давайте наведем порядок на «Аллее Победы»                                                 (Дети сгребают прошлогоднюю листву, окапывают березки)                            

Воспитатель – Мы хорошо потрудились. Всем спасибо. Идем дальше. Куда указывает 4 стрелка.

Дети читают: « Поляна насекомых»                                                                                                          

Воспитатель – Какие насекомые появляются в апреле?                                                                      (Ответы детей: в апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые

Воспитатель – А каких насекомых вы видите на паутине? (Ответы детей)

Воспитатель – А теперь возьмите лупы и найдите настоящих насекомых на нашей полянке. Посчитайте, сколько у них лапок, есть ли усики, какого они цвета.

(Дети ищут насекомых и рассказывают о них)

Воспитатель – А теперь поиграем с насекомыми.

«Пчела»

Прилетела к нам вчера                  Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек               На каждое название насекомого загибают пальчик
И веселый мотылек,
лКак фонарики глаза.                     Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.
Пожужжали, полетали,                Летают и жужжат.
От усталости упали.                     Приседают на корточки.

 Воспитатель – Идем дальше. Куда указывает 5 стрелка.

Дети читают: « Природная аптека»

 Воспитатель – Вместе с насекомыми весной просыпаются раннецветущие растения. Какие раннецветущие растения вы знаете?                                                              (Ответы детей: подснежники, мать-и-мачеха, медуница-лекарственная, ландыш майский, одуванчик, тюльпаны)

Воспитатель – А какие растения вы видите в нашей «Природной аптеке»? (Ответы детей:)

Воспитатель –Давайте соберем раннецветущие растения из пазлов и назовем их.  (Дети выполняют задания)

Воспитатель – Давайте посмотрим в карту куда идти дальше? А наше путешествие по экологической тропе закончилось. Ребята, где мы сегодня побывали? Вам было интересно? Какие игры и задания вам понравились? А какие были самыми легкими для вас?

Ребята, хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания и умения. Вы молодцы! Успешно прошли по всей экологической тропе. Спасибо. 

А пока мы с вами путешествовали, почтальон и передал для вас новое письмо.

«Дорогие ребята, спасибо что вы у нас побывали, многое про нас узнали. Вы просто молодцы! И мы дарим вам раскраски, где вы снова увидите обитателей экологической тропы»

(Детям вручаются раскраски)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...