Конспект занятия в старшей группе: «История шерстяного клубочка».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о предметном мире. Познакомить с материалами, из которых делают одежду – пряжа, нитки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей получения пряжи, шерсти, ее свойствами.
- Развивать экспериментаторские навыки, тактильное восприятие, мелкую моторику.
- Воспитывать уважение труду человека, интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sherst_1.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе: «История шерстяного клубочка».
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о предметном мире. Познакомить с материалами, из которых делают одежду – пряжа, нитки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей получения пряжи, шерсти, ее свойствами.
- Развивать экспериментаторские навыки, тактильное восприятие, мелкую моторику.
- Воспитывать уважение труду человека, интерес к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
- Браслеты на каждого ребенка: 5 –желтых, 5 – зеленых.
- Корзина с шерстяными клубками и письмом, для заинтересовывающего момента.
- Вязаные вещи из шерсти.
- Иллюстрации с изображением древних людей делающих одежду, козы, овцы, ножниц, электрической машинки для стрижки овей, человек стрижет овцу.
- Магнитная доска, магниты для прикрепления иллюстраций.
- Два флажка: зеленый и желтый.
- Корзинка с 10-ю разноцветными клубочками маленького размера для пальчиковой гимнастики.
- Корзинка с 10-ю разноцветными клубочками большого размера для физкультминутки.
- Оборудование для экспериментирования: комочки шерсти, миски с водой, ножницы.
- Шерсть, для выполнения «аппликации».
- Шаблоны овечек из картона и приклеенного на бока двухстороннего скотча.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
- Знакомство «Клубок по кругу».
- Мотивация «Путешествие с шерстяным клубочком».
- Рассматривание вещей, иллюстраций.
- Рассказ воспитателя, презентация.
- Вопросы.
- Методы исследования: эксперимент, умение видеть проблему, наблюдение, умение давать определения понятиям, выдвижение гипотезы, суждение, делать выводы из предоставленных фактов, обобщение полученных фактов.
- Практическая деятельность.
- Анализ работы детей.
- Рефлексия.
Ход занятия:
- Знакомство и (организационный момент).
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. Я много слышала о том, как вы весело живете в своем детском саду, и вот я у вас в гостях. Можно мне с вами поиграть?
Дело в том, что когда я шла к вам, под дверью нашла вот это, (корзина с клубками и письмом). В письме лежит картинка на которой нарисован грустный клубочек. Он грустит, потому что не знает как появился: откуда взялась шерсть и шерстяные нити. Вы согласны отправиться с клубочком в путешествие, и узнать историю его возникновения?
Но сначала давайте познакомимся! Вставайте в круг, будем передавать клубочек по кругу, и называть свое имя. (Начинаю с себя)
- Вот и познакомились, замечательно. Путешествие начинается! (Прокатить клубок в сторону музея).
II. Основная часть занятия.
«Музей»
- Привел нас клубочек в музей, где хранятся, красивые вещи. Какие вещи вы узнали? (Шапочка, шарф, носки, кофточка, рукавицы). Эта одежда сшита или связана? (связана) Из чего она связана? (из шерсти, шерстяной пряжи)
- Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь? (Мягкая).
- Верно, вязаная одежда мягкая!
- А у вас есть вязаные шерстяные вещи? Если есть, то, какие?
- Когда вы чаще надеваете шерстяную одежду, летом или зимой? И почему? (Потому что в ней тепло).
- Конечно, вязаная одежда теплая!
- Так почему же человек делает так много вещей из шерсти? (Потому что они удобные, мягкие, теплые).
А знаете ли вы из шерсти каких животных делают пряжу?
Загадки про животных, из шерсти которых делают шерсть.
У меня живет подружка,
Все в веселых завитушках
Щиплет травку возле речки
В шубке беленькой …
Дает нам молоко, хотя не корова,
Шерстью совею делиться готова
Она непоседа и егоза,
Как называем ее мы …..
Д/И «Что сначала, что потом» .
(Дети последовательно раскладывают картинки – стрижка овец – стирка шерсти – расчесывание – прядение нитей - окрашивание – вязание – вязаные вещи)
- Теперь дайте перейдем в следующий зал нашего музея.
«История появления шерсти»
- Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики! (Дети садятся на стульчики, расположенные полукругом) Я расскажу вам, откуда взялась шерсть.(Презентация)
- Древнего человека кормила и согревала сама природа. Человек охотился на разных животных: мясо шло в пищу, а из шкур животных делали одежду. (Обратить внимание детей на иллюстрации).
- Со временем человек приручил животных и понял, что можно использовать не только шкуру, но и шерсть, которой покрыто тело животного. Как вы думаете, почему? (Шкуру можно использовать один раз, а шерсть вырастала вновь).
- Больше всего людям понравилась шерсть овец и коз.
- Какое животное изображено на этой иллюстрации? (Коза). Кто знает, какая шерсть у козы? (Длинная, пушистая).
- Какое животное изображено на этой иллюстрации? (Овца). Кто знает, какая шерсть у овцы? (Короткая, пушистая, завивается в колечки).
- Время от времени животных стригли большими железными ножницами. (иллюстрации) Но ножницами долго стричь и человек придумал электрическую машинку для стрижки животных. (иллюстрации), тогда работа пошла быстрее. (иллюстрации). Посмотрите, как много шерсти получается с одной овцы.
- Местами, эта шерсть была спутана в комья. Потому что животные гуляли под лучами палящего солнца, под сильным дождем, пробирались через густую траву, кусты.
- Шерсть необходимо было очищать от мусора, колючек, листьев, веточек. Человек перебирал ее руками, как бы расчесывая. После такой работы, шерсть становилась чистой, мягкой, пушистой.
(Рассматриваем образцы шерстяных ниток, разных животных)
А теперь ребята давайте поиграем с клубочками!
(На столе стоят две корзинки, в них лежат, вырезанные из картона вещи, на которых наклеены образца ниток, нужно подобрать по ниткам клубочек)
Корзинка пустая!!!
- Клубочек, а почему корзинки пустые? Нужно собрать?
Дети предлагают помочь собрать клубочки.
-Чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку, какая ниточка , такой клубочек и несите.
Д/И: «Подбери клубочек по ниточке».
- Ребята, понравились вам клубочки на ощупь? Кто хочет с ними поиграть? Выходите на ковер. Возьмите из корзинки любой клубочек и садитесь в круг на ковре. Повторяйте за мной.
Физкультминутка :
Клубочек – клубок,
Мы погладим твой бок,
Рукой аккуратно
Нам гладить приятно.
Покатайте клубок рукой одной,
Покатайте клубок рукой другой.
Покатайте клубок коленкой одной,
Покатайте клубок коленкой другой.
Покатайте клубок локтем одним,
Покатайте клубок локтем другим.
Мы с клубками поиграли. И клубочки устали.
Тихонько положите их в корзинку.
- Мы дальше отправляемся в путешествие. (Прокатываю клубочек в сторону «Лаборатории»).
«Экспериментальная лаборатория»
- Это лаборатория, в которой проводятся интересные эксперименты!
- Здесь мы можем провести опыты и больше узнать о свойствах шерсти. Вы хотите стать исследователями? (Да).
Напомните мне о том, как безопасно работать с ножницами, чтобы не пораниться и не поранить товарищей? (Ответы детей. Если дети не называют, проговаривает сама).
- Ножницы – это острый инструмент.
- Хранить ножницы нужно в специальном футляре или в стаканчике, лезвием вниз.
- Резать сидя, не размахивая ножницами.
- Не ронять их.
- Следить за пальцами, чтобы они не попадали под лезвие ножниц.
- Без разрешения взрослого ножницы не брать.
- Вот теперь вы можете стать исследователями. Проходите и садитесь за столы на свободные места.
III. Практическая деятельность
- Ну что, уважаемые исследователи, приступим к экспериментам!
1. «Из чего состоит шерсть?»
- Как мы можем узнать?
- Возьмите в руки шерстяной комочек, рассмотрите шерсть. Что Вы видите? (Волосики).
Вывод: Значит, из чего состоит шерсть? (Из волосиков).
- Они одинаково длины? (Разной, есть длинные, есть короткие).
- Какого цвета волосики?
Вывод: Значит, шерсть бывает какого цвета? (Разного).
2. «Какая шерсть на ощупь?»
- Что мы должны с ней сделать? (помять, потрогать).
- Помните ее. Какая на ощупь шерсть? (Мягкая).
Вывод: Какая шерсть на ощупь?
3. «Имеет ли шерсть запах?»
- Как это можно узнать? (понюхать).
- Понюхайте, что Вы можете сказать? (Шерсть пахнет). Вывод: Раз шерсть пахнет, значит, что она имеет?...(запах).
- «Шерсть можно разорвать?»
- Как это можно узнать? (потянуть ее в разные стороны).
- Попробуйте разорвать шерстяной комочек, взяв его за края и потянув в разные стороны. Что произошло с шерстью? (Она разорвалась).).
Вывод: Значит, что с шерстью можно сделать?...(разорвать).
5. «Можно ли шерсть разрезать?»
- С помощью какого инструмента мы проведем этот опыт? (ножниц).
- Не забывайте правила!
- Попробуйте разрезать шерсть. Расскажите, что Вы сделали и что у Вас получилось?
Вывод: Значит, что с шерстью можно сделать?...(разрезать).
6. «Намокает ли шерсть?»
- Как вы это узнаете?
Положите маленький комочек шерсти в чашку с водой. Что произошло с шерстью в воде? (Намокла). Исследователь Саша, что Вы можете сказать о своем эксперименте? (Я положил шерсть в воду, и она намокла).
Вывод: Значит шерсть, что делает?…(впитывает влагу).
7. «Как можно узнать, какая шерсть по весу?»
- Положите ее на ладонь, она легкая или тяжелая?
Давайте выйдем на ковер и попробуем на нее подуть.
- Подкиньте комочек шерсти вверх дуйте, чтобы удержать в воздухе.
Вывод: Почему шерсть долго удерживается в воздухе? (Потому что она легкая).
Итак, уважаемые исследователи, расскажите мне, что вы узнали о шерсти? Она мягкая, легкая. Предложить сложить шерсть на поднос).
Теперь вы все знаете о шерсти, и с легкостью расскажите мне какие изделия делают из шерсти.
Делятся на команды по цвету браслета.
Д/И: «Что из чего сделано».
- Ребята давайте еще поиграем с клубочком!
Пальчиковая гимнастика
Я клубком круги катаю,
Взад – перед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
А теперь последний трюк –
Он летает между рук.
«Мастерская»
Продуктивная деятельность:
Предлагаю на память о нашей сегодняшней встрече сделать маленьких овечек. (показываю образец). Хотите попробовать? Подходите к столам. Вот вам шаблоны животных. Потрогайте бок, какой он на ощупь? (Гладкий).
- Снимите со скотча защитную пленку и приложите на него нарезанную шерсть. Прижмите салфеткой, а затем лишнюю шерсть уберите.
- Посмотрите, какие чудесные пушистые овечки у нас получились, как настоящие.
Затем из заготовок по мере окончания работы поочередно выкладывают коллективное панно.
- Ребята наше путешествие подходит к концу.
- Надеюсь вам понравилось играть со мной.
IV. Подведение итога занятия
- Вы замечательно справились со всеми заданиями, надеюсь, узнали много нового, и сможете ответить на вопрос «Как появилась шерсть?» (Ее состригли с животных). С помощью чего пряли шерстяные нити (пряжу)? Что можно делать из шерстяных нитей? (Вязать шерстяные вещи).
- Что было самым интересным во время путешествия?
- С какими заданиями было трудно справиться?
- Какие новые слова вы узнали? ( пряжа, шерсть)
- Вам понравилось путешествие?
- И нам с клубочком очень понравилось, какими вы были активные, любознательными: (отметить каждого ребенка).
- Посмотрите, клубочек больше не грустит! (Показываю картинку с улыбающимся клубочком). Вы помогли ему узнать историю его возникновения. Спасибо!
Ребята, я сейчас каждому дам по 2 смайлика – «Было трудно» и «Понравилось»?
По очереди подойдите, пожалуйста, к плакату и приклейте свои смайлики под картинкой, которая обозначает то, что мы сегодня делали.
До свидания ребята, будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "История жителей города"
История возникновения города Аша, традиции, быт, современные достопримечательности родного города...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»
Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....
Конспект занятия в старшей группе "История Российского флага"
Занятие по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия второй младшей группы на тему: «Клубочки для котят»
Цели:1. Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание пожалеть и помочь.2. Поддерживать речевую активность, стремление вступать в речевое взаимодействие, развивать умение произносить звукоподражания т...
Конспект занятия в старшей группе История возникновения стекла
Цель: формирование представлений у детей о создании стекла и стеклянных предметов....
Конспект занятия в старшей группе "История жилищ"
Тема: «История жилищ человека»Образовательная область: «Познавательное развитие»Технология: Познавательно – исследовательская деятельностьФорма: путешестви...
Конспект занятия в старшей группе «История мультипликации»
Конспект занятия в старшей группе «История мультипликации»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическое развитие. За...