Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Кто улетает, кто остаётся?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Кто улетает, кто остаётся?»
Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- помочь детям понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
- формировать общего представления о поздней осени и перелетных птицах, причинах их миграции;
- формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;
- закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
- активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы;
- развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к животному миру;
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Кто улетает, кто остаётся?»
Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- помочь детям понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
- формировать общего представления о поздней осени и перелётных птицах, причинах их миграции;
- формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;
- закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
- активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы;
- развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к животному миру;
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: лисенок, иллюстрации перелётных и зимующих птиц, клубок, солнце, кормушка, презентация.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл лесной житель.
Лисёнок: «Здравствуйте, ребята (дети отвечают приветствием) Я лисёнок. Мама меня называет почемучкой. Так меня зовут. Я родился летом в лесу. И всё лето слушал щебетание птиц, жужжание насекомых. Лес был наполнен множеством звуков. Все друг с другом разговаривали. И мне очень нравилось послушать разговоры лесных жителей. Но сейчас произошло что-то ужасное! Лес стал пустым и очень-очень тихим. И я не могу понять, почему случились такие перемены в лесу?»
Воспитатель: Лисёнок Почемучка, я тебя понимаю. Я ходила на выходных в лес на прогулку и заметила эти изменения в лесу. А вы ребята заметили, что природа поменялась? А почему так произошло? (Ответы детей)
Игра «Расскажи об осени»
Ребёнку дается клубок. Он называет признак осени и передает клубок. Если ребёнок затрудняется с ответом, то ребята ему помогают.
Осенью становится холодно на улице.
Осенью идут дожди.
Осенью животные готовятся к зиме.
Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.
Осенью опадают листья на деревьях.
Осенью насекомые прячутся под кору деревьев, под мох до весны.
Осенью птицы улетают в тёплые страны.
Лисёнок: А почему птицы улетают в тёплые страны? Они улетают все, все?
Воспитатель: Ну что, друзья, какие будут мнения? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте обратимся за помощью к орнитологам. Орнитологи – это люди, изучающие жизнь и повадки птиц, их место обитания.
Ребята, а как мы называем птиц, которые улетают в тёплые страны? (Ответы детей)
Воспитатель: Перелётные птицы – это птицы, которые улетают в тёплые страны.
Воспитатель: А почему они улетают туда? (Ответы детей)
Воспитатель: Улетают в тёплые страны те птицы, которые питаются насекомыми (насекомоядные) и которые плавают в водоёмах (водоплавающие) птицы. Потому что осенью и зимой они не смогут найти себе пропитание и умрут от голода. Птицы, которые остаются на зимовку называются зимующие. Как вы думаете, почему они могут перезимовать? (Ответы детей).
Воспитатель: Зимующие птицы могут перезимовать, потому что они питаются ягодами рябины, зёрнами, семенами, семечками, салом.
Давайте теперь посмотрим, кто улетает, а кто с нами остаётся.
Д.и. «Какая птичка»
Дети раскладывают иллюстрации птиц на солнышко (перелётные птицы) и кормушку (зимующие птицы). Посередине оставляют птиц, которые вызвали затруднение. Потом вместе с воспитателем обсуждают, какая птичка кем является.
Физкультминутка
Мы дорожки подметаем (Имитация движений)
Листья в кучи собираем (Наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (Подскоки на месте)
Ох, устали («Обтереть пот со лба»)
Отдохнем (Присесть)
И домой скорей пойдем (Шаги на месте)
Воспитатель: Перелёт в тёплые страны длится очень долго от трёх недель до нескольких месяцев. Поэтому птицам нужно подготовиться к долгому путешествию. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, «нагуливают жирок»- потому что в полете им не всегда удаётся подкрепиться. Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. А что такое пробные полёты? (Ответы детей).
Воспитатель: Пробные полёты – это когда опытные птицы учат молодняк (молодых птиц) выстраиваться в определённом порядке и лететь на расстоянии друг от друга. Разные птицы по-разному летят.
Д.и. «Как летят перелётные птицы»
Воспитатель называет птиц и показывает изображение как они летят. Ребята выстраиваются по схеме.
Клин - журавли, аисты
Шеренга - цапли, гуси
В линию, вереница - утки, гуси, лебеди
Скученная стая - ласточки, скворцы, грачи
Орлы, ястребы, кукушки - летят поодиночке.
Воспитатель: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
Лисёнок: «А где же эти самые тёплые края, куда улетают птицы?»
Ребята, а вы знаете эти тёплые края? Где они находятся? (Ответы детей)
Далее исследуем карту или глобус.
Перелётные птицы улетают в Африку, в Азию, в Европейскую часть к тёплым морям.
Д.и. «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый).и др.
У лебедя длинная шея, он …(длинношеий)
Лисёнок: «Спасибо большое ребята за такой интересный рассказ. Я теперь смогу сам маме рассказать, почему так тихо стало в лесу и почему в природе произошли такие изменения».
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего мы с вами так подробно обсуждали перелётных птиц и изменения в природе? (Ответы детей)
Воспитатель: А зачем нам это знать? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
Воспитатель: У вас возникали трудности? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы с ними справлялись? (Ответы детей)
Воспитатель: Кому и что расскажете? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...