Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Кто улетает, кто остаётся?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Кто улетает, кто остаётся?»

  

Цель: уточнение и расширение  представлений детей о птицах. 

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
  • формировать общего представления о поздней осени и перелетных птицах, причинах их миграции;
  • формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;
  • закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
  • активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы;
  • развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к животному миру;
  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Кто улетает, кто остаётся?»

 

Цель: уточнение и расширение  представлений детей о птицах. 

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе; 
  • формировать общего представления о поздней осени и перелётных птицах, причинах их миграции;
  • формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;
  • закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
  • активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

Развивающие: 

  • развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы;
  • развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

Воспитательные:  

  • воспитывать доброжелательное отношение к животному миру;
  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: лисенок, иллюстрации перелётных и зимующих птиц, клубок, солнце, кормушка, презентация.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

 Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2.Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл лесной житель.

Лисёнок: «Здравствуйте, ребята (дети отвечают приветствием) Я лисёнок. Мама меня называет почемучкой. Так меня зовут. Я родился летом в лесу. И всё лето слушал щебетание птиц, жужжание насекомых. Лес был наполнен множеством звуков. Все друг с другом разговаривали. И мне очень нравилось послушать разговоры лесных жителей. Но сейчас произошло что-то ужасное! Лес стал пустым и очень-очень тихим. И я не могу понять, почему случились такие перемены в лесу?»

Воспитатель: Лисёнок Почемучка, я тебя понимаю. Я ходила на выходных в лес на прогулку и заметила эти изменения в лесу. А вы ребята заметили, что природа поменялась? А почему так произошло? (Ответы детей)

Игра «Расскажи об осени»

Ребёнку дается клубок. Он называет признак осени и передает клубок. Если ребёнок затрудняется с ответом, то ребята ему помогают.

Осенью становится холодно на улице.

Осенью идут дожди.

Осенью животные готовятся к зиме.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.

Осенью опадают листья на деревьях.

Осенью насекомые прячутся под кору деревьев, под мох до весны.

Осенью птицы улетают в тёплые страны.

Лисёнок: А почему птицы улетают в тёплые страны? Они улетают все, все?

Воспитатель: Ну что, друзья, какие будут мнения? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте обратимся за помощью к орнитологам. Орнитологи – это люди, изучающие жизнь и повадки птиц, их место обитания. 

Ребята, а как мы называем птиц, которые улетают в тёплые страны? (Ответы детей)

Воспитатель: Перелётные птицы – это птицы, которые улетают в тёплые страны.

Воспитатель: А почему они улетают туда? (Ответы детей)

Воспитатель: Улетают в тёплые страны те птицы, которые питаются насекомыми (насекомоядные) и которые плавают в водоёмах (водоплавающие) птицы.  Потому что осенью и зимой они не смогут найти себе пропитание и умрут от голода. Птицы, которые остаются на зимовку называются зимующие. Как вы думаете, почему они могут перезимовать? (Ответы детей).

Воспитатель: Зимующие птицы могут перезимовать, потому что они питаются ягодами рябины, зёрнами, семенами, семечками, салом.

Давайте теперь посмотрим, кто улетает, а кто с нами остаётся.

Д.и. «Какая птичка»

        Дети раскладывают иллюстрации птиц на солнышко (перелётные птицы) и кормушку (зимующие птицы). Посередине оставляют птиц, которые вызвали затруднение. Потом вместе с воспитателем обсуждают, какая птичка кем является.

Физкультминутка

Мы дорожки подметаем (Имитация движений)

Листья в кучи собираем (Наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (Подскоки на месте)

Ох, устали («Обтереть пот со лба»)

Отдохнем (Присесть)

И домой скорей пойдем (Шаги на месте)

Воспитатель: Перелёт в тёплые страны длится очень долго от трёх недель до нескольких месяцев. Поэтому птицам нужно подготовиться к долгому путешествию. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, «нагуливают жирок»- потому что в полете им не всегда удаётся подкрепиться. Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. А что такое пробные полёты? (Ответы детей).

Воспитатель: Пробные полёты – это когда опытные птицы учат молодняк (молодых птиц) выстраиваться в определённом порядке и лететь на расстоянии друг от друга. Разные птицы по-разному летят.

Д.и. «Как летят перелётные птицы»

Воспитатель называет птиц и показывает изображение как они летят. Ребята выстраиваются по схеме.

Клин - журавли, аисты

Шеренга - цапли, гуси

В линию, вереница - утки, гуси, лебеди

Скученная стая - ласточки, скворцы, грачи

Орлы, ястребы, кукушки - летят поодиночке.

Воспитатель: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Лисёнок: «А где же эти самые тёплые края, куда улетают птицы?»

Ребята, а вы знаете эти тёплые края? Где они находятся? (Ответы детей)

Далее исследуем карту или глобус.

Перелётные птицы улетают в Африку, в Азию, в Европейскую часть к тёплым морям.

Д.и. «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый).и др.

У лебедя длинная шея, он …(длинношеий)

Лисёнок: «Спасибо большое ребята за такой интересный рассказ. Я теперь смогу сам маме рассказать, почему так тихо стало в лесу и почему в природе произошли такие изменения».

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель:  Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего мы с вами так подробно обсуждали перелётных птиц и изменения в природе? (Ответы детей)

Воспитатель: А зачем нам это знать? (Ответы детей)

Воспитатель:  В какие игры играли? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель:  Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что было сложным? (Ответы детей)

Воспитатель: У вас возникали трудности? (Ответы детей) 

Воспитатель: Как вы с ними справлялись? (Ответы детей)

Воспитатель: Кому и что расскажете? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...