"Юный эколог"
рабочая программа (подготовительная группа)
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направллено на формирование положинтельного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_ekologicheskih_igr.doc | 65.5 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley_rol_hudozhestvennogo_slova_0.docx | 19.11 КБ |
sortiruem_musor.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила: Гога Э.Р.
Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой.
«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут –дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет –дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«МОЁ ОБЛАКО».
Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
«НАСЕКОМЫЕ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое–бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«ДА ИЛИ НЕТ».
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
«ЦВЕТЫ».
Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
«РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».
Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.
«ОХОТНИК».
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка –стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».
Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
«УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«НАЙДИ ПАРУ».
Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три –пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
«ЛЕСНИК».
Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети –его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.
Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него –мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
«ПРИДУМАЙ САМ» (вариант 1)
Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
(вариант 2)
Ход игры. Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.
«КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок –«лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность –лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
«ПТИЦЫ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
«НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1).
Цель. Упражнять в классификации предметов.
Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».
(вариант 2)
Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что –природой.
Ход игры. «Что сделано человеком? –спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.
«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»
Цель. Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»
Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.
Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей
Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.
Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –
Поздней осенью медведь Это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
«КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»
Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.
«ХОРОШО –ПЛОХО».
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
«ДОБРЫЕ СЛОВА».
Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова –вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле. товарищу и т.д.
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА».
Цель. Учить описывать птицу и узнавать по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребёнку описать птицу или загадать загадку о ней. Другие дети должны отгадать, что это за птица.
«ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».
Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.
Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.
«ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»
Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры. Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры. Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?...уничтожить бабочек?»
«ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»
Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.
«МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»
Цель. Учить детей группировать растения по месту произрастания; описывать их внешний вид.
Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его, затем выдать покупку.
«ЧТО ЗА ЧЕМ?»
Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.
Ход игры. Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т.д. Затем воспитатель называет месяц, а дети –время года.
«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».
Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
«ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».
Цель. Закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА
ГОГА Э.Р.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Многие сведения о различных природных явлениях и представителях животного мира дети получают опосредованно. Например, из рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т. д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение педагога, вовремя использованное художественное слово - все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников.
В беседах воспитатель часто использует литературные произведения. Но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом».
Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.
Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность.
Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе.
Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Береза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.
Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, В. Бианки, Е.Чарушина.
При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:
- сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;
- связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
- произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
- оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.
Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколовa-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С.Маршака, З.Александровой, В. Серовой).
Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок в лес педагог читает строчки рассказов М. Пришвина.
Летом:
«Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес. Шел я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники».
Осенью:
«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна на другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку».
Весной:
«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике, висит большая прозрачная капля.
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи ...
Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить - мы звуками перeкликаемся, а у них - аромат».
Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях.
Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных, снежинки, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, крыши домов.
«А давайте,- предлагает воспитатель,- вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году».
Дети вспоминают: «В декабре, в декабре все деревья в серебре ... », «Первый зимний снежок белым пухом летит ... »
- «А теперь послушайте новое стихотворение»,- говорит воспитатель и читает «Первый снег» Е. Трутневой:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром.
Самый первый, самый белый!..
Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть, краткой, не касающейся деталей повествования.
Как отмечал Н. Д. Ушинский, «Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято».
Помня эту рекомендацию К. Д.Ушинского, педагог должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства. Перед педагогом стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту.
На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению бесед по литературно-художественным произведениям о природе:
- беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;
- в ходе беседы воспитатель должен помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения из произведения (Как об этом сказано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);
- беседа должна быть краткой, эмоциональной и предшествовать повторному чтению произведения.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.
Итак, чем разнообразнее по своей структуре будет беседа о природе и чем эмоциональнее будет она проведена, тем большее значение будет она иметь для развития мышления и речи детей.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии «Сортируем мусор — бережем природу». Старшая группа
Тема: Сортируем мусор – бережем природу.
Цель: расширить и углубить знания детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, раздельном сборе мусора, о необходимости сдачи батареек.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у нас коробочка! Интересно, что в ней лежит? Не открывается. А вот и конвертик. Давайте посмотрим, что в конвертике. Так, здесь написано, что замочек на коробочке откроется, если мы отгадаем загадку.
Каждый день мы собираем
Банки, склянки и картон,
А машина приезжает
Забирает все потом
И стекло, и целлофан,
Баночки от пепси-колы
И надкушенный банан
Что это такое? (мусор)
Дети: варианты ответов
Воспитатель: Коробочка открылась, а в ней мусор, хлам, отходы. Посмотрите, сколько мусора мы выбрасываем только из одной нашей группы! А давайте все возьмем по одному фантику и положим их вместе. Смотрите, какая большая куча, а если сюда положат фантики все дети нашего садика, а потом еще и родители, то мы с вами не сможем просто выйти из садика!
Раздается жалобный плачь Золушки.
Воспитатель: Здравствуй, Золушка. Что случилось? Почему ты плачешь?
Золушка: Мачеха приказала мне рассортировать мусор по контейнерам, приготовить для утилизации в детском саду
Воспитатель: А что такое обозначает слово «утилизация»?
Золушка: Это переработка мусора, на специальном заводе.
Воспитатель: Но у нас только вот этот мусор.
Золушка: Целая коробка! Только я не знаю, как его рассортировать правильно. Посмотрите сколько разных контейнеров для мусора.
Воспитатель: я знаю у кого можно узнать, давайте посмотрим мультфильм и все узнаем.
Итак, мы узнали что мусор бывает разный!
Будем сортировать мусор по материалу. В синий контейнер я положу бумагу, в зеленый на котором нарисована посуда – соберу стекло, в желтый контейнер – пластиковые бутылки, в красный контейнер- металл.
Воспитатель: Ребята, вспомните, предметы из какого материала лежат в синем контейнере? В зеленом контейнере? В желтом контейнере? В красном контейнере? Молодцы!
Посмотрите а что это у нас осталось? Батарейки? А к чему отнести их? И здесь я знаю кто нам поможет! (просмотр мультфильма фиксики )
Золушка: Спасибо, дети! Чем я могу вас отблагодарить?
Воспитатель: наши дети засиделись на местах, с ними нужно сделать зарядку!
Золушка: Ребята, чтобы быть здоровым нужно сделать зарядку, вставайте вместе со мной. Танец «Хорошее настроение»
А что будет дальше с мусором?
Дети : Из старых газет и бумаги, журналов получается новая, чистая бумага.
Стеклянные банки и бутылки можно отмыть и использовать еще раз.
Из алюминевых банок можно сделать новые алюминевые банки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о том как наш детский сад и дом сделать чище, а какой самый главный враг чистоты?
Дети: Мусор.
Воспитатель: Мусор – это творение человека, ни животные, ни растения не создают мусор. Это человек загрязняет Землю. Как же мы с вами можем изменить эту ситуацию.
Дети: варианты ответов
Воспитатель: Правильно, дома и на природе наводить порядок, следить за чистотой. Давайте поиграем в игру «Это зависит от каждого из вас»
После произнесенной мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «Хорошо», положительное влияние на природу, «плохо», отрицательное влияние на природу.
-Бросай куда попало мусор
+Давай вещи вторую жизнь
-Оставляй мусор в лесу, около водоема на месте отдыха
+Экономно используй бумагу
-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда
+Оборудовать и очищать места отдыха
-Ломать растения срывать цветы
Воспитатель: Если каждый из нас будет выполнять эти правила, окружающий мир станет вокруг нас чище.
В нашем саду регулярно проводится работа по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Научить ребенка заботиться о чистоте в доме, в родном городе, в природе, формировать представления об экологии нашей планеты - это одна из важных задач воспитания ребенка, как дома, так и в детском саду.
В нашем саду МАДОУ детский сад № 4 прошло очередное занятие по экологии «Сортируем мусор — бережем природу». Один из важнейших навыков, которому стоит научить ребенка в детском саду - раздельный сбор мусора. К детям пришла Аленушка и попросила помочь разобрать мусор, чтобы не загрязнять окружающую среду. Дети с помощью воспитателя выполняли задания: отгадывали загадки, делали зарядку, разбирали «мусор» по ящикам, на которых были обозначения для какого вида мусора предназначенно. Также дети посмотрели мультфильм «Фиксики, батарейка» и поняли, что хоть батарейка и металлическая, но утилизировать ее нужно отдельно!
По итогам занятия мы установили два ящика для сбора макулатуры и батарееек.
Дети теперь не выкидывают бумагу, а с радостью складывают ее для переработки.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть одну историю, которая произошла с мальчиком из соседнего двора.
Мини сценка «Во дворе» показывают дети.
Декорации двора с песочницей. Возле лавки разбросан мусор. На лавочке сидят куклы. На сцену выходят дети.
Ведущий: В небесах высоко ярко солнце светит.
Вот во двор поиграть
Вновь выходят дети
Но на травке кругом
Мусор накидали.
Кто все это натворил?
Они еще не знали.
Маша из второй квартиры
Возмущенно закричала.
Маша: Кто свинарник тут устроил?
Руки оторвать им мало!
Ведущий: Стали дети разбираться
Кто устроил тут погром
Саша, Маша, Динар,
Азамат с котом.
Галка села на заборе.
Кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Динар просто так.
Динар: Я не знаю, что и как,
Но вчера случайно
Банку из под лимонада
Я забыл нечаянно.
Ведущий: Тут, смущаясь,
Самина сказала.
Самина: Ерунда,
Бросить фантик от конфет
Ведь правда не беда?
Ведущий: Ну а Петя…
Азамат: А мы с Людой чипсы «Лейс»
Купили, съели,
А пакетик в урну выбросить забыли.
Ведущий: Поднялся галдеж до драки
Чуть дело не дошло:
«Ты - грязнуля, ты - неряха».
Понеслось тут и пошло!
Маша: ребята, что же это с нами?
Получается, что мусорку
Устроили мы сами!
А теперь я предлагаю дать старой бумаге вторую жизнь. Создать изделие из папье - маше. Бумагу надо порвать на маленькие кусочки. Первый слой замочить бумагу в воде. Намокшей бумагой облепить основу. Второй и последующие слои приклеивать на клей, чередуя бумагу разной фактуры и цвета между собой. Каждый слой тщательно разглаживаем.Оптимальное кол- во слоев 5-7. Последний слой сделать из бумаги. Тщательно разгладить и оставить до полного высыхания. После высыхания отделить предмет от получившегося изделия.
Итог:
Воспитатель: Вам понравилось сегодня на занятии? Что же нового мы сегодня с вами узнали?
Дети: Мы узнали как правильно сортировать мусор. Мы узнали, что отходы можно повторно использовать и делать новые вещи.
Воспитатель: Правильно, ребята. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой дом, улицу, то вокруг нас будут чистые города, деревни. А природа будет снова дарить нам свои дары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Кружок по экологии "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...
Викторина по экологии "Юный Эколог"
Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...
Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"
Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога» Цель: создание условий для развития активности детей в проц...