Конспект занятия " Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Каждому человеку чтобы жить осмысленно и с достоинством, надо знать себя, других людей. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_russkaya_izba.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Русская изба».
Познавательное развитие.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
-познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!
Показ презентации.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эти картинки (1слайд). Скажите, на какой из них изображена городская улица?
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Воспитатель: А эта улица, где находится (показывает деревенскую улицу)?
Воспитатель: Чем же она отличается от городской?
Воспитатель:В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)
-Как мы себя чувствуем дома?
-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (ответы детей)
Воспитатель: Да, строили дома деревянные. А из какого дерева? (высказывания детей)
Воспитатель: Из сосны, ели, лиственницы.
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ (слайд 2, 3).
Воспитатель:Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?
Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.
Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами называется «улицей»? (высказывания детей)
Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его. И ту стену избы, которая выходила на улицу, называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица.
-Дети, если эта стена избы (показывает)- её «лицо», как могли люди называть окна?
Ответы детей: Глазами.
Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково- оконцами. Их украшали наличниками, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца- глаза ставнями, и весь дом погружался в сон (слайд 4).
Воспитатель: В избу входили кланяясь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель:Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить (слайд 5)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным? Нам поможет загадка (слайд 6):
«Летом спит,
Зимой горит.
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?
Воспитатель:Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица (слайд 7).
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Воспитатель:В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила, («мешают» в кастрюле)
Маша кашей всех кормила.(«кормят»)
Положила Маша кашу (загибают по одному пальцу на левой руке
Кошке – в чашку, на каждое название посуды)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (разжимают пальцы)
Все до крошки раздала.(сдувают воображаемые крошки с ладони)
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…(чугунок)
Воспитатель:Это чугунок (слайд 7). Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем варили суп, кашу, второе.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? (ответы детей) Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт… (ухват).
Воспитатель:Возле русской печи всегда стоял ухват (слайд 7), которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Следующая загадка:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар). Слайд 7.
Воспитатель:За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя (слайд 8). А это что?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая…. (ложка)
Воспитатель:В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Динамическая пауза: дети под народную музыку играют на ложках.
Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен- полки, где разложены вещи хозяев избы. С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках (слайд 9).
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?... (прялка)
Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки (слайд 10). А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Воспитатель:Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушниковслайд 8,9), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы (слайд 8,9).
Воспитатель: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель (слайд 11). Отсюда и название песен – колыбельные.
Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили.
Давайте встанем в круг и поиграем в русскую народную игру«Бабка Ёжка».
По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит: — У меня нога болит.
Пошла она на улицу — Раздавила курицу.
Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) На чем сидели? (лавка, скамейка)
6) Из чего пили чай? (Самовар)
7) Ими едят и на них играют (Ложки)
8) Ими закрывают окна (ставни).
9) Украшает пол в избе (коврик, половица).
10) С ее помощью пряли нитки (прялка)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Русская изба"
Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...
Конспект занятия "Русская изба"
Познакомить с бытом и утварью русской избы...
Конспект занятия "Русская изба"
Занятие "Знакомство с русской избой" было проведено на занятии по плану ссамообразования по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Конспект занятия " Русская изба"
Конспект занятия " Русская изба"...
конспект занятия "Русская изба"
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с бытом русской избы....
Конспект занятия "Русская изба"
Путешествие по истории Русского народа...
Конспект занятия "Русская изба"
Цель: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.Задачи:Формировать представления об устройстве русской избы;Познакомить с многообразием предметов дом...