Конспект занятия " Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колоденко Юлия Михайловна

Каждому человеку чтобы жить осмысленно и с достоинством, надо знать себя, других людей. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_russkaya_izba.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Русская изба».

Познавательное развитие.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

-познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;

-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!  

Показ презентации.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти картинки (1слайд). Скажите, на какой из них изображена городская улица?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: А эта улица, где находится (показывает деревенскую улицу)?

Воспитатель: Чем же она отличается от городской?

Воспитатель:В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

-Как мы себя чувствуем дома?

-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (ответы детей)

Воспитатель: Да, строили дома деревянные. А из какого дерева? (высказывания детей)

Воспитатель: Из сосны, ели, лиственницы.

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ (слайд 2, 3).

Воспитатель:Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.

Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами называется «улицей»? (высказывания детей)

Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его. И ту стену избы, которая выходила на улицу, называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица.

-Дети, если эта стена избы (показывает)- её «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково- оконцами. Их украшали наличниками, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца- глаза ставнями, и весь дом погружался в сон (слайд 4).

Воспитатель: В избу входили кланяясь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель:Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить (слайд 5)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным? Нам поможет загадка (слайд 6):

«Летом спит,

Зимой горит.

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?

Воспитатель:Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица (слайд 7).

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Воспитатель:В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Маша каши наварила,                                («мешают» в кастрюле)

Маша кашей всех кормила.(«кормят»)

Положила Маша кашу               (загибают по одному пальцу на левой руке

Кошке – в чашку,                                    на каждое название посуды)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                         (разжимают пальцы)

Все до крошки раздала.(сдувают воображаемые крошки с ладони)

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…(чугунок)

Воспитатель:Это чугунок (слайд 7). Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем варили суп, кашу, второе.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? (ответы детей) Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт… (ухват).

Воспитатель:Возле русской печи всегда стоял ухват (слайд 7), которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Следующая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).  Слайд 7.

Воспитатель:За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя (слайд 8). А это что?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая…. (ложка)

Воспитатель:В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Динамическая пауза: дети под народную музыку играют на ложках.

Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен- полки, где разложены вещи хозяев избы.  С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках (слайд 9).

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?... (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки (слайд 10). А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель:Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушниковслайд 8,9), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы (слайд 8,9).

Воспитатель: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель (слайд 11). Отсюда и название песен – колыбельные.

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили.

Давайте встанем в круг и поиграем в  русскую народную игру«Бабка Ёжка».

По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка - Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит: — У меня нога болит.

Пошла она на улицу — Раздавила курицу.

Пошла на базар — Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Ими закрывают окна (ставни).

9) Украшает пол в избе (коврик, половица).

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская изба"

Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...

Конспект занятия "Русская изба"

Познакомить с бытом и утварью русской избы...

Конспект занятия "Русская изба"

Занятие "Знакомство с русской избой" было проведено на занятии  по плану ссамообразования по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Конспект занятия " Русская изба"

Конспект занятия " Русская изба"...

конспект занятия "Русская изба"

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства  с бытом русской избы....

Конспект занятия "Русская изба"

Путешествие по истории Русского народа...

Конспект занятия "Русская изба"

Цель: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.Задачи:Формировать представления  об устройстве русской избы;Познакомить с многообразием предметов дом...