фцкм овощи огород старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кудряшова Елена Владимировна

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_ovoshchii.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа Тема «Овощи. Огород»

Цель:

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. 

Задачи:

Обучающие:

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- усвоение глаголов с различным значением;

подбор описательных прилагательных к существительным;

- употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

- развивать мыслительную деятельность, внимание;

Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к окружающему;

вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование: картинки-символы; муляжи овощей, картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

Организационный момент:

Имитационное упражнение.

Воспитатель:

Сейчас я предлагаю вам превратиться в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление).

Отгадывание загадок.

На огороде в образцовом порядке,

Как на параде построились… (грядки).

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать…  (картошку)

Круглолица, белолица,

любит вдоволь пить водицу.

У неё листочки с хрустом, а зовут её (капуста)

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют…  (огурцы)

В десять одежек плотно одет, часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь, Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)

- Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи).

- Какие ещё овощи вы знаете? (чеснок, редис, укроп, капуста, кабачок, тыква, помидоры, морковь, репа, перец).

- Где растут овощи? (на земле, под землёй, на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице).

- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

- Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

- Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

- Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

- Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

- Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

Воспитатель: А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).

Воспитатель: 

• Солнце согревает землю, даёт растениям свет.

• Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.

• Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.

• Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

• Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

• А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Хорошее время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.

2. Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково.

Помидор – помидорчик.

Огурец – огурчик.

Морковь – морковочка.

Баклажан – баклажанчик.

Редиска – редисочка.

Свёкла – свеколочка.

Лук – лучок.

Перец – перчик.

3. Дидактическая игра “Чего не стало”.

(Воспитатель показывает детям несколько овощей на подносе, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

4. Игра «Сравни овощи»

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зелёный, а свёкла…

Морковка в земле, а помидор…

5. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»

- Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

- Давайте заготовим капусту на зиму.

​​​​​​​Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы морковку трём, трём, (потереть кулак одной руки о кулак другой)

Мы капусту солим, солим, (пальцы сложить в щепотку, солим)

Мы капусту жмём, жмём, (сжимать и разжимать кулаки)

А потом и в рот кладем. Ам! (сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)

6. Игра «Назови одним словом».

Сок из моркови – морковный

Сок из капусты - капустный

Сок из свёклы - свекольный

Салат из огурцов - огуречный

Салат из картофеля - картофельный

Суп из гороха - гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

7. Составление описательного рассказа «Свекла» по картинкам-символам

Свекла - это овощ. Она растёт в огороде на грядке. Она сладкая, круглая, бордовая, твердая. Из нее можно приготовить салат, суп, сок. Свекла полезная, потому что в ней много витаминов, она очищает организм.

8. Рефлексия

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Овощи-фрукты. Сад-огород" старшая группа

Материал по лексической теме "Овощи-фрукты. Сад-огород" для родителей, воспитателей, логопедов и дефектологов....

конспект интегрированной ООД Познавательно- речевое ФЦКМ "Дикие животные" старшая группа

интегрированной ООД Познавательно-речевое. ФЦКМТема: «Дикие животные»(старшая группа)...

Конспект логопедического занятия на основе лексической темы «Овощи. Огород» (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на основе лексической темы «Овощи. Огород»  (подготовительная группа) для детей подготовительной г...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группы На тему: «Удивительное яйцо»

Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группыНа тему:  «Удивительное яйцо»Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расш...

Планирование. Тема "Овощи. Огород" (Младшая группа)

Тема: «Овощи. Огород.»Цель:  Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах; учить различать овощи на ощупь, по вкусу; развивать зрительное восприятие, зрительную память. ...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...