Проектная деятельность в сельском детском саду. Среднесрочные проекты «Птички-невелички», «Сохраним деревья»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Демидова Елена Ильинична

Ознакомление детей с окружающим миром. Расширение представлений детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среднесрочные проекты

«ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ»

Цель: ознакомление детей с окружающим миром.

Задачи педагогической деятельности: расширять словарный запас на тему «Птицы»; формировать представления о птицах; развивать речь, внимание, память.

Вид проекта: познавательный.

Срок реализации: среднесрочный проект.

Состав участников: групповой.

Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом; он подвижен, владеет основными движениями;

ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

в соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области живой природы (знает и называет птиц и их отличительные особенности).


Образовательные
области проекта

Виды детской
деятельности

Осуществляемая
детьми деятельность

Познавательное развитие – основная образовательная область

Познавательно-исследовательская

Знают названия птиц, их отличительные особенности, особенности появления на свет и образ жизни птиц

Физическое развитие

Двигательная

Умеют повторять движения за воспитателем по тексту во время проведения физкультминутки

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

В зависимости от характера поставленного вопроса пользуются разными типами предложения при ответе (при поддержке воспитателя), правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная

Раскрашивают картинки, используют разные цвета как средство выразительности, правильно держат карандаш, стараются не выходить за контуры рисунка

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

Умеют внимательно слушать и воспринимать художественное произведение

Ход проекта

I. Беседа «Птицы».

– Рассмотрите картинки. Кто на них нарисован? (Птицы.)

– Назовите птиц. (Голубь, воробей, дятел, сова, цапля и др.)

– Как «разговаривают» сова, воробей, голубь?

– Что интересного вы знаете о дятле? (Он стучит клювом по дереву, выискивая насекомых, личинок. Таким образом он лечит дерево от вредителей. Его называют лесным доктором.)

– Чем питаются птички? (Крошками, насекомыми, ягодами, цапля ест лягушек, чайка – рыбу.)

– Где живут птицы? (В гнезде, в дупле.)

Физкультминутка

Ой, летали птички, птички-невелички.

Все летали, все летали, крыльями махали.

(Взмахи руками, как крыльями.)

На дорожку сели, зернышки поели.

Клю-клю, клю-клю, клю-клю, клю-клю,

Как я зернышки люблю!

(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по полу.)

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, вот так, вот так, чтобы были чище.

(Руками погладить предплечья, как бы обнимая себя.)

Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыгаем по веткам. (Прыжки на месте.)

А собачка прибежала и всех птичек распугала.

Кыш – полетели, на головку сели. (Взмахи руками, затем руки положить на голову.)

Сели, посидели и опять полетели,

Полетели, полетели, на животик сели. (Взмахи руками, затем руки положить на живот.)

Сели, посидели и опять полетели,

Полетели, полетели, на плечи сели. (Взмахи руками, затем руки положить на плечи.)

Сели, посидели и опять полетели,

Полетели, полетели, на колени сели. (Взмахи руками, затем руки положить на колени.)

Сели, посидели и совсем улетели.

II. Заучивание стихотворения «Маленькая птичка».

Маленькая птичка прилетела к нам.

Маленькой птичке зернышек я дам.

Маленькая птичка зернышки клюет.

Маленькая птичка песенки поет.

Н. Найденова

III. Чтение произведения И. Гуриной «Как появляется птица».

Рассматривание иллюстраций в книге. Демонстрация гнезда птички, голубиного пера. Беседа по содержанию.

IV. На прогулке.

– Ребята, сегодня у нас необычная прогулка. Мы с вами будем украшать нашу площадку фигурками из фанеры. Посмотрите, кто это? (Воспитатель демонстрирует фигурки птиц.)

– Птички!

– Вспомните, каких птичек вы уже знаете? (Сова, голубь, воробей и др.)

– А вы знаете, что есть не только дикие птички, которые живут сами по себе, но и домашние? Назовите домашних птиц. (Куры и петухи – это домашние птицы.)

– Одна из наших фигурок – это тоже петушок. Посмотрите, какой у него гребешок, перья, окрас, мощный клюв, лапы со шпорами.

Показывает детям картинку с изображением петуха.

– Чем он питается? (Зернами и червяками.)

– А как поет петушок? (Ку-ка-ре-ку!)

– Где он живет? (В курятнике.)

– Вспомните потешку про петушка.

– Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель украшает площадку фигурками, дети любуются ими.

V. Раскраска «Птицы».

Дети раскрашивают изображения птиц.

VI. Чтение детских стихов о птицах.

Воспитатель читает стихи, демонстрирует иллюстрации.

ВОРОБЕЙ

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

А. Барто

ПЕЛИКАН

Это – птица-великан

Под названьем пеликан.

В клюве он всегда готов,

Как в мешке, носить улов!

В. Степанов

ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?

– Где обедал, воробей?

– В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

С. Маршак

ЦАПЛЯ

Рыбку цапнула в пруду.

Цап! – и нет. Имей в виду!

На носу осталась капля.

А зовут ту птицу цапля.

В. Степанов

ВОРОНА

Я ношу со вкусом бантики и бусы.

Выйду за околицу среди бела дня.

«Ах, какая модница!» – скажут про меня.

В. Степанов

VII. Аппликация из цветной бумаги «Птички-невелички».

Материал: лист ватмана с нарисованным ветвистым деревом, маленькие птички, вырезанные из цветной бумаги или из детских журналов, клей.

– Ребята, сегодня мы все вместе будем делать аппликацию «Птички-невелички». Посмотрите, на большом листе бумаги нарисовано ветвистое дерево. Мы с вами будем сажать маленьких птичек на веточки. Будьте аккуратны, птичка должна сидеть точно на веточке, иначе она улетит от нас.

Дети аккуратно наклеивают на дерево вырезанных птичек.

VIII. Итог проекта.

Демонстрация коллективной работы.

ПРОЕКТ «СОХРАНИМ ДЕРЕВЬЯ»

Цель: расширение представлений детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранения.

Задачи педагогической деятельности: дать возможность детям осознать и применять самостоятельно способы сохранения деревьев; осуществлять экспериментальную деятельность по выращиванию деревьев; учить ухаживать за деревьями.

Вид проекта: познавательный.

Срок реализации: долгосрочный.

Состав участников: групповой.

Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Образовательные области
проекта

Виды детской
деятельности

Осуществляемая
детьми деятельность

Социально-коммуникативное развитие –
основная образовательная

область

Трудовая

Помогают ухаживать за растениями, деревьями. Проявляют ответственность к заданию взрослого и тщательно выполняют его.

Самостоятельно проявляют желание к выполнению трудовых поручений при условии поощрения инициативы.

Осваивают навык коллективного труда (договариваются, заботятся о завершении задания)

Игровая

Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками.

Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.

Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим

Коммуникативная

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п.),
правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Владеют знаниями о пользе деревьев, о способах их сохранения. Знают способы ухода за деревьями. Различают некоторые виды деревьев

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная

Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года,

суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.

В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.

Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла

Ход проекта

I. Беседа «Зачем нам деревья?».

– Деревья очень нужны нашей планете! Они пища и дом для животных. Деревья помогают очищать воздух, которым мы дышим. Многие деревья вырабатывают вещества, которые используются для изготовления лекарств от многих болезней и от обычной зубной боли. В тропических лесах есть деревья, из сока которых производят резину, а уже из резины можно изготовить мячи, шины для автомобилей. Есть деревья, на которых растут вкусные плоды (орехи, апельсины, бананы, лимоны и др.). Из древесины изготавливают бумагу, картон, мебель и доски. Благодаря корням деревьев почва не смывается дождем, а остается на месте. Под лиственным деревом можно спрятаться от солнца и дождя. Но если вырубить слишком много деревьев, животным негде будет жить и воздух станет очень-очень грязным. Правительства многих стран приняли законы, защищающие деревья и призывающие сажать новые леса.

Огромное количество деревьев вырубается для производства бумаги (газеты и журналы, упаковка, чистые листы для распечатывания текстов и рисования, туалетная бумага и салфетки, марки, бумажные тарелки, бумажные украшения и стаканчики). Поэтому если мы будем экономить бумагу, то сохраним деревья!

Беседа:

– Какие полезные свойства деревьев вы запомнили?

– Что производят из деревьев?

– Что произойдет, если вырубят все деревья на планете?

– Ребята, давайте подумаем и сформулируем способы, с помощью которых именно мы с вами можем экономить на бумаге, чтобы вырубалось меньше деревьев.

Способы экономии бумаги (при затруднениях воспитатель задает наводящие вопросы):

1. (Как можно использовать бумагу, на которой уже нарисовано что-то с одной стороны?) Для рисования мы берем бумагу, использованную с одной стороны. Ее нам приносят родители с работы.

2. (Как можно использовать бумагу, которая исписана уже с двух сторон?) Бумагу, использованную с обеих сторон, мы используем для вырезания черновых образцов, трафаретов и пр.

3. (Из чего сделаны коробочки, с которыми вы играете? А как их можно использовать еще?) Использованные картонные коробочки из-под лекарств, зубной пасты, соков и пр. мы используем для создания игрушек. Эти игрушки можно превратить в кукольный театр или подарить на праздник друзьям и родственникам.

4. (Чем можно заменить бумажные полотенца и салфетки?) Вместо использования бумажных полотенец лучше брать тканевые.

5. (Если нам пришло письмо, можно ли как-то использовать конверт от него?) Открывать конверты нужно аккуратно, чтобы их можно было использовать еще раз. Например, сложить туда мелкие картинки, иллюстрации, фотографии.

6. (А как можно отправить письмо, кроме почты?) Экономнее и удобнее писать письма на компьютере.

7. (Кто из вас знает, есть ли какие-нибудь книги, кроме тех, что продаются в книжном магазине или выдаются в библиотеке? Это электронные книги.) Книжки необязательно покупать, их можно взять в библиотеке или прочитать на компьютере.

II. Продуктивная деятельность детей.

1. Рисование плакатов «Не рубите деревья!».

Дети делятся на группы по 3–5 человек. Каждая группа получает задание: нарисовать плакат «Не рубите деревья!». Рисовать можно маркерами, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами. Прежде чем приступить к работе, каждая группа обсуждает, что она будет рисовать, и рассказывает свою идею педагогу; после совместного обсуждения идеи дети приступают к рисованию.

Педагог организует для родителей выставку плакатов.

2. Выставка поделок из природных материалов (сухих веточек, желудей, коры деревьев и пр.).

В рамках работы с семьей воспитатель предлагает родителям совместно с детьми изготовить поделку из природного материала, организует выставку поделок.

Дети совместно с педагогом рассматривают и обсуждают поделки, авторы рассказывают о технологии изготовления поделки.

3. Создание папки-передвижки «Мир деревьев».

Дети рассматривают иллюстрации с изображением деревьев, подбирают и оформляют папку-передвижку «Мир деревьев».

III. Эксперимент «Вырасти дерево».

Дети приносят из дома яблоки, мандарины, апельсины, достают из них косточки и сажают в горшочки. Ждут всходов, наблюдают за ними, ухаживают.

IV. Уход за деревьями на участке (совместная деятельность педагога и детей).

1. Прогулка по участку с целью ознакомления с деревьями, растущими на участке, составления перечня необходимых работ (обрезка сухих веток на деревьях участка младшей группы, создание лунок, рыхление земли вокруг всех деревьев).

2. Полив деревьев.

3. Борьба с сорняками (в приствольном круге траву необходимо уничтожать, особенно у молодых деревьев, так как сорняки создают среду, благоприятную для развития болезней, а также привлекают разных вредных насекомых).

4. Подкормка деревьев: в мае – для ускорения роста и улучшения урожайности, в сентябре – при подготовке к зиме. В почву вносят навоз, грунт, торф.

5. Обрезка кроны весной для улучшения сокодвижения, осенью – при подготовке к зиме.

6. Развешивание кормушек на участках для птиц, которые избавляют деревья от вредных насекомых.

V. Итог проекта.

Оформление стенгазеты «Сохраним деревья». Выставка поделок из природных материалов.

E:\НЕ ТРОГАТЬ\фото 2017-2018\белая береза\

E:\НЕ ТРОГАТЬ\фото 2017-2018\белая береза\

E:\НЕ ТРОГАТЬ\фото 2017-2018\белая береза\

E:\НЕ ТРОГАТЬ\фото 2017-2018\белая береза\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое открытое занятие по проекту "Сохраним деревья"

Цель: Сформировать представление детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранять, закрепить правила поведения на природе, воспитывать защитников природы. В начале занятия вспомнили р...

Сохраним деревья.

Задачи педагогической деятельности: дать возможность детям осознать и применять самостоятельно способы сохранения деревьев; осуществлять экспериментальную деятельность по выращиванию деревьев; учить у...

Презентация проекта "Сохрани дерево - сдай макулатуру!"

Это грустно и печально.В каждом листике бумагислышен сердца стук прощальный.Сердце дерева в бумаге –поскорей очнитесь, люди!Если вы не прекратите,сгинет лес, и вас не будет!Актуальность: С кажды...

Презентация проекта "Сохрани дерево - сдай макулатуру!"

Это грустно и печально.В каждом листике бумагислышен сердца стук прощальный.Сердце дерева в бумаге –поскорей очнитесь, люди!Если вы не прекратите,сгинет лес, и вас не будет!Актуальность: С кажды...

Проект «Сохраним деревья»

Проект «Сохраним деревья»...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СОХРАНИ ДЕРЕВО»

Проект «Сохрани дерево»  направлен на воспитание экологической культуры  детей дошкольного возраста,  рассчитан на 1 месяц (краткосрочный). Он  носит комплексный характ...