организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ через поисково-исследовательскую деятельность
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как зона ближайшего развития . Развивающая среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_razviv._sredy.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой. Н. Н. Поддъяков. Л. С. Выготский говорил , что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. Об этом же говорит Е. Е. Кравцова в своей книге «Разбуди в ребенке волшебника» , малыши по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир.
Актуальность Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. Развивающая среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства: пространственно-временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства); социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию); деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).
Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда, помогает педагогам решить поставленные задачи. Материалы, оборудование и инвентарь для организации познавательно-исследовательской деятельности должны быть подобраны в соответствии с учетом возрастных особенностей детей. Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативности и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
При организации развивающей предметно- пространственной среды должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; Психологический комфорт. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Материалы меняются, находятся в свободном доступе. Педагог – партнер, всегда рядом. Картотека экспериментов (цель, содержание, оборудование, фиксирование результата). Центры экспериментирования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Развитие у воспитанников первичных естественнонаучных представлений наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, классификация). Формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования.
Поисково-исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации, свободу действий, и в то же время - ответственность. Поисково-исследовательская деятельность может быть организована в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. К числу основных методов работы с детьми в центрах активности относится: Поисково-исследовательская экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Формы работы по поисково-исследовательской деятельности. - НОД; - беседы познавательно-эвристического характера; - знаково-изобразительные средства; - лабораторные работы; -киносеансы; -прослушивание аудиозаписей; - дидактические и развивающие игры, упражнения; - сюжетно-ролевые игры; -эксперименты и опыты; -рассматривание картин; - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; - экскурсии и целевые прогулки; - работа в уголках природы; - экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки; -акции добрых дел; -предметные недели; - кружковая деятельность.
Последовательность детской познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось?) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось?) формулирование выводов (как получилось?). В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Структура детской познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Содержание : информация об объектах и явлениях, предметах Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать» Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Примерный алгоритм проведения поисково-исследовательской деятельности: 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики познавательной деятельности. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Формы фиксации опытов и экспериментов. Календарь погоды. Календарь природы. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении). Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов. Включение в сюжетно-ролевые игры. Картинки, фотографии, схематические зарисовки. Объемные изображения или игрушки. Отдельные буквы и слова. Натуральные объекты. Циферблаты. Записи звуков. Зарисовывание объекта. Схематическое зарисовывание. Использование условных знаков. Обведение объектов. Планы-схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки-прогнозы. Фотографирование. Запись воспитателя.
Содержание центров экспериментальной деятельности. Задачи центра : развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В Центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини – лабораторий Младший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий - Книги познавательного характера для младшего возраста. - Тематические альбомы. - Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки зимы, весны, осени»), «Ткани». - Песок, глина. - Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде. - Материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, горох. - На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий - Книги познавательного характера для среднего возраста. - Тематические альбомы. - Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани». «Бумага», «Пуговицы». - Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.) - Песок, глина; - Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде. - Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - Семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). -Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки. - На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. - Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст - Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. - Серии картин с изображением природных сообществ. - Книги познавательного характера, атласы. - Тематические альбомы. - Коллекции: мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня». - Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» . - Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. - Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.. - Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.. - Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.. - Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда. -Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. - Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра». - Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов. - Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя». - Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Спасибо за внимание! «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности».
laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности»....
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ через поисково-исследовательскую деятельность.
Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда помогает педагогу решить основные образовательные задачи....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...