Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) "Как хлеб на стол пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Леоненко Инна Владимировна

Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_hleb_na_stol_prishel.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

                                    (окружающий мир)

                          Тема: «Как хлеб на стол пришел.»

Подготовительная группа

                                                                      Подготовила: воспитатель И.В. Леоненко

                                                                     МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23

Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показать результат труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Задачи:

   - систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола;

  - формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба;

- познакомить с разными свойствами муки и хлеба (цвет, запах, фактура, форма);

-расширять представления детей о профессиях в сельском хозяйстве (тракторист, комбайнер, агроном, водитель)

 - способствовать развитию познавательной активности в процессе; экспериментирования с зернами пшеницы и ржи, побуждать делать выводы, обобщения;

- развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

Материалы и оборудование: Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, зерна пшеницы и ржи, лупы, кофемолка, кукла Буратино.

Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок о хлебе, чтение сказок «Мальчик с пальчик», «Легкий хлеб», «Мужик и медведь», экскурсия на хлебокомбинат.

Ход занятия

 Воспитатель:

  Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

 Можно занятие начать.

Внезапно открывается дверь и входит Буратино, который держит кусочек хлеба.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино, как ты у нас оказался?

Буратино: Я проходил мимо вашего сада и решил зайти к вам в гости, чтобы посмотреть чем вы тут занимаетесь.

Воспитатель: Буратино проходи, конечно. Мы очень рады гостям. Правда, ребята?

(Буратино роняет хлеб).                               

Воспитатель: Буратино, что же ты делаешь? Ребята скажите, можно ли так обращаться с хлебом? (ответы детей)

Буратино: А как это нужно с ним обращаться?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Буратино все, что мы знаем о хлебе, как нужно к нему относиться и как вообще хлеб попадает к нам на стол?

 А ты, Буратино, внимательно слушай ребят.

 Воспитатель:

 - Ребята, а что вы знаете о хлебе? (ответы детей)

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Каждый день в нашем саду меняется меню, вас кормят разнообразно и вкусно. Но что всегда остается на столе неизменным? Конечно же, хлеб. Есть такая русская поговорка «Хлеб – всему голова». Как вы её понимаете?  (ответы детей) 

Хлеб – всему голова, значит, хлеб – главный продукт, без него в Древней Руси не садились за стол. К хлебу всегда относились с уважением. После еды со стола собирали все крошки и съедали их. Если хлеб нечаянно роняли, то, подняв кусок с пола, целовали его и просили прощения. Выращивание хлеба -  результат долгого и тяжелого труда.

Действительно трудится много людей, чтобы у нас с вами всегда был на столе свежий хлеб.

Ребята, как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы, пекари.

- А где его выращивают? (Ответы детей)

Воспитатель:

-Прежде чем посадить зерно, трактор вспахивает землю, чтобы земля была мягкая, пушистая. Чтобы зерну было уютно, и они не остались на поверхности.

   - А кто управляет трактором? (Ответы детей)

Воспитатель:

Трактористам приходится очень много трудиться, иногда они работают даже ночью.

Затем землю надо проверить, готова ли она к посеву, а занимается  этим – агроном.

Агроном – это тот человек, который знает, когда надо сеять зерно, когда надо убирать урожай и в какую землю надо сеять.

   - Земля готова к посеву, а потом что делают? (показ иллюстрации трактор с сеялкой)

   - Правильно, сеют. После посадки, агрономы наблюдают за всхожестью зерна.

–Чтобы зерно хорошо росло, нужно, чтобы дождик их поливал, солнышко грело, и тогда они превратятся в колосья.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

-Поспели наши колоски!

- Поле стало какое? (Ответы детей: желтое, золотое, спелое, сухое, колосистое)

Воспитатель:

Зернышки в колосьях потяжелели и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе все зерно высыплется на землю и растащат его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.

- Ребята, посмотрите у меня в руках срезанные колосья пшеницы. Вы можете подойти поближе посмотреть и потрогать их.

-Какие они? (Ответы детей: пузатые, колючие, много зернышек)

- Вы заметили, что у колосков колосья коротенькие и колючие?

-Все зернышки в колоске спрятаны, будто в кармашки, их так много, и на каждом кармашке усик, будто оберегает зернышко.

-И снова в поле вышли машины.

- Какие машины помогают в этом? (Ответы детей)

- Правильно, комбайн убирает урожай.(показ иллюстрации работа комбайна)

-Люди какой профессии работают на комбайнах? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими ножами срезают колосья. А молотилка внутри комбайна вычищает зёрна из колосьев.

- А что рядом с комбайном едет?

Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. После того как наполнится машина зерном она едет на зернохранилище, где будет оно хранится.

Воспитатель:

- Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать?

- Кто догадался, куда же везут зерно с зернохранилища?

- Правильно, на мукомольный завод, где что делают с зерном?

перемалывают зерно в муку. А в старину муку мололи на мельнице. (показ иллюстрации)

Приглашаю детей подойти к столу, где лежат зёрна пшеницы, кофемолка.

- Ребята, как вы думаете, с помощью кофемолки можно получить муку? (предположения детей). Сегодня мы с вами тоже попробуем получить муку у нас в группе. Засыпаем зерно в кофемолку и включаем кнопку. Зерно, с помощью ножей, которые находятся внутри кофемолки, перетирается и получается мука.

(Дети рассматривают муку, полученную с помощью кофемолки)

-Зёрна были твёрдые, а мука получилась какая? (Ответы детей)

-А вот такую муку делают на настоящей мельнице (показ муки).

- Из пшеницы получают белую пшеничную муку. И пекут — белый хлеб.

-Из ржаной муки пекут - ржаной, черный хлеб.

Воспитатель:

-  Ребята, расскажите Буратино как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

- Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, и не в коем случае не выбрасывать хлеб.

- Не берите больше хлеба, чем можете съесть

- Не крошите его за столом, не сорите хлебом

- Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом

- Бережно, съедать весь до конца

- Нельзя выкидывать

- Хлеб нельзя бросать на пол

Воспитатель: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Д: Бублики, баранки, сушки, печенье, булочки, пироги и т.д.

Воспитатель: Какие же вы молодцы!!! Сколько много знаете.

Я предлагаю поиграть в игру: Если услышите хлебобулочное изделие хлопаем в ладоши

Игра «Из чего продукты?»

    В булочной у нас баранки,

   Булки, бублики, буханки,

       Пирожки, батоны, плюшки,

  И плетенки, и ватрушки,

      Курабье, бисквит, печенье,

        Бутерброды, чай с вареньем,

    Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

          И пирог с начинкой сладкой,

 И полено, шоколадка…

       Называйте, не стесняйтесь,

   Выбирайте, угощайтесь!

  Воспитатель:

-Молодцы!  Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет память, улучшает пищеварение.                      

Давным  давно хлеб считался священным.

-А вы может мне рассказать какие-нибудь пословицы или поговорки связанные с хлебом?
   - Хлеб - всему голова
   - Без хлеба сыт не будешь
   - Не будет хлеба, не будет и обеда
   - Много снегу- много хлебу
   - Без печки холодно -6ез хлеба голодно
  
Воспитатель:

   - Когда мука готова, её на специальных машинах везут на хлебозаводы и пекарни, где пекарь выпекает нам хлебушек и различные хлебобулочные изделия.

Давайте представим, что мы пекари.

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем.                     Движения согласно тексту

Тесто жмем, жмем, жмем.

Пироги мы испечем.

Тесту тесно – мало места.                   Обхватываем ладонью кулак.

«Ох, пустите», - шепчет тесто          Указательный палец к губам.

Ладно, пустим, в печь давай!              Вытянутые раскрытые ладони,

                                                               соединенные вместе, зовущие движения.

Народился каравай!                             Раскрываем ладони, разводим руками.

Громко в дверь раздался стук,            Стучим.

Ну а я ни с места:                                  Грозим пальцем.

Мне никак не вынуть рук                    Руки вдоль туловища, пытаемся

                                                                вытянуть.

Из густого теста.                                  Обхватываем ладонью кулак

Воспитатель: После хлебозавода хлеб отправляется на прилавки магазинов.

А куда еще доставляют хлеб? (детский сад, школы, больницы, кафе)

Вот так хлеб попадает к нам на стол.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, какой длинный и трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол.

А теперь я вам предлагаю составить цепочку и Буратино тоже нам поможет.

               "Цепочка".

             Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

              В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

             Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

             Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

             Из чего мука? (Из зерна.)

             Откуда зерно? (Из колоса.)

             Откуда колос? (Вырос в поле.)

             Молодцы, отлично справились с заданием.

 Рефлексия:

Ребята, как вы думаете, Буратино научился бережно относиться к хлебу?

Буратино узнал, откуда хлеб на стол пришел, и как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас с вами всегда был на столе свежий хлеб.

Мы всегда будем помнить, что к хлебу надо относиться бережно.

   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы на тему «Как хлеб на стол пришел»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14584245","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"240","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14584...

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе Тема: «Путешествие на морское дно»

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)в подготовительной группеТема: «Путешествие на морское дно»Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания дет...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»...

КОНСПЕКТ Занятия по познавательному развитию на тему: «Земной шар на столе»

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса. Развивать логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес путем экспериментирования. Обогащать словарный запас....

Конспект по познавательному развитию на тему: "Как хлеб на стол пришел"

Цель: сформировать у детей предстваление о ценности хлебаЗадачи: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы; расширять и обогощать знания детей о хлебе, и его изготовлении; познакомить с профес...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Как хлеб на стол пришел"

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлебаЗадачи: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы; расширять и обогощать знания детей о хлебе, и его изготовлении; познакомить с профес...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Хлеб — наше богатство"

Цель: Формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовлении хлеба...