Проект "Мир экологии"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: 10.2023г.-11.2023г.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Эколого-ориентированное направление работы дошкольного учреждения можно выделить отдельно, так как оно имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы
(сентябрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
2 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
повышение уровня знаний по экологии у детей;
совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Формы работы по реализации проекта:
наблюдения и экологические прогулки;
создание презентаций, слайд шоу;
познавательное чтение;
“Уроки доброты”;
конкурсы и викторины;
продуктивная деятельность;
лаборатория (опыты и эксперименты);
выпуск экологических бюллетеней, листовок, гербов;
экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях.
План работы по реализации проекта:
АКЦИЯ «Живая планета»
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
Совместная деятельность педагога с детьми. Взаимодействие с семьёй
ООД: образовательная область — познание «Земля — живая планета»; «Экосистема — лес»;
«Как природа готовится к зиме»
Просмотр и обсуждение презентации
Чтение: Снегирев Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся», «Кто сажает лес?», Скребицкий Г. «На лесной полянке», Соколов- Микитов И. «Лесные картинки»
Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе
Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на чистом участке»
Решение проблемных ситуаций, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.
Прогулки в уголок леса на территории детского сада
Рисование экологических знаков
Игры «Пищевые цепочки в лесу», «Чего нельзя делать в лесу», «Кто где живет»
Настольно - печатные игры: «В мире природы», «Живой мир планеты», «Узнаем животный мир», «Ботаническое лото»
Рассматривание альбома «Красная книга России»
Создание план-схемы экологической тропы на территории детского сада
Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на чистом участке».
Конкурс поделок из природного материала.
Сбор природного материала для конструирования.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
АКЦИЯ «Друзья птиц»
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
ООД: образовательная область — познание «Перелетные и зимующие птицы»; художественное творчество — рисование «Птичья столовая», аппликация «Птичьи домики», лепка «Птицы на кормушке»
Экологическая тревога «Птицам нечего есть»
Просмотр и обсуждение презентации
Чтение: Трутнева Е. «Огоньки — снегири», , Исаев Н. «Зяблики», Яшин А. «Покормите птиц зимой»
Заучивание стихотворений: Барто А. «Снегирь» -отрывок)
Трудовой десант «Наполним кормушки кормом»
Изготовление стенгазеты «Как помочь зимой птицам?» Конкурс «Птичьи домики»
Составление рассказов и историй «Как моя семья помогает птицам»
Распространение памяток «Покормите птиц зимой»
АКЦИЯ: «Ёлочка – хозяйка леса»
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
Совместная деятельность педагога с детьми. Взаимодействие с семьёй
Беседа «Спасаем лес — сохраняем планету»
Экологическая тревога «Ель просит защиты»
Рисование запрещающих знаков «Не губите ели!»
Цикл наблюдений за елью и сосной на участке детского сада
Коллективная аппликация «Не дадим лесу остаться без ёлочек»
Украшение елей красными ленточками
Просмотр и обсуждение презентации
Чтение: Маршак С. «Декабрь»
Трудовой десант «Укроем елочку снегом» Выпуск и распространение листовок «Не рубите ели!»
Установка знаков на экологической тропе
АКЦИЯ: «Жизнь в капле воды»
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь
Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
Экологическая тревога «Вода в опасности!», «Кран — кап, кап, кап»
Беседа «Вода в природе»
ООД :образовательная область — познание -»Вот она какая — вода»
Просмотр и обсуждение презентации
Исследовательская деятельность : «Вода в природе», «Различные состояния воды», «Измерение высоты снежного покрова»
Изготовление макета «Подводный мир»
Зарисовка результатов опытнеческой деятельности
Чтение: Барто А. «Дождь в лесу», Сахарнов С. «Кто в море живет», Тютчев Ф. «Весенние воды»
Пластические игры: «Изобрази», «Буря на море»
Дидактическая игра «Пищевые цепочки водоема»
Настольно-печатная игра «Подводный мир»
Рассматривание репродукций Айвазовского Распространение бюллетеней «Берегите воду!»
Конкурс детского рисунка «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
Конкурс детского рисунка (совместно с родителями) «Мир в капле воды»
Литература
Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Просвещение, 2007.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2010.
Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ автор – составитель Е.Н. Панова.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
Мир природы. Животные. Серия демонстративных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Учебно – наглядное пособие/ Составитель и автор метод. Рекомендаций Н.В. Нищева.- СПб.: Детство-Пресс, 2004
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...