Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ушанова Наталья Анатольевна

Цель занятия: Систематизировать представления детей о соли и её свойствах.

Образовательные задачи:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;

- расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 426 г. Челябинска»

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

с использованием ИКТ

в старшей группе

«Обыкновенная необыкновенная соль»

Подготовили:

Воспитатель:

Ушанова Наталья Анатольевна

Цель: Систематизировать представления детей о соли и её свойствах.

Образовательные задачи:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;

- расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека.

Развивающие задачи:

- развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задать интересующий вопрос;

- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

- развивать наблюдательность детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира4

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Словарная работа:

- обогащать словарь детей словами: «вещество», «растворять», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая»

Оборудование: соль (поваренная, морская), одноразовые стаканы, ложки, яйца, прозрачные емкости, вода, салфетки, мешочки с солью, паралоном, песком и камушками.

Предварительная работа: рассматривание картинок, связанных с применением соли; показ презентации, как и где добывают, для каких целей и где используют.

Ход занятия.

  1. Организационный момент проходит в спальне

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Улыбнемся, подмигнем

И к гостям здороваться пойдем!

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку и, отгадав её, вы узнаете тему нашего с вами занятия.

Загадка:

На столе стоит всегда,

Внешне белая она.

И на вкус невкусна:

Но в пищу каждому нужна.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались? Ну, конечно, это … соль!

Загадывают 2 ребенка.

Ну что же, молодцы, пройдемте в группу на свои места и начнем занятие.

Вдруг - в группе шум (лопаем шар).

Воспитатель: Что же случилось? Почему шум? Идем проверим!

(Дети входят в группу, а в группе их встречает ученый. Знакомятся с ученым.)

Воспитатель: Вы только посмотрите, ребята, наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые)

Разве мы сегодня не будем проводить занятие, профессор?

Воспитатель, переодетый в профессора: Сегодня я хочу провести с вами, ребята, эксперименты и научные исследования, если вы, конечно, не против. Но в моей лаборатории нельзя бегать и шуметь!!! Принимаете такие условия?

  1. Основной этап.

Профессор: Ох, ребята, совсем я стал забывать все на свете. У вас тема-то соль? Пока никто не знает про мои проблемы с памятью, напомните мне, что же это за соль такая!

Что такое соль? (минерал, вещество, полезное ископаемое)

Откуда она берется? (моря и океаны, горные месторождения)

Какая бывает соль? (поваренная, каменная, косметическая)

Для чего нужна и где встречается? (кулинария, маринование, посыпка улиц во время гололеда, для здоровья человека, животным в лесу и т.д.)

Воспитатель: Давайте немного поиграем! (показ презентации-игры «Убери лишнее»)

Ну что, ребята, мы с минуты на минуту превратимся в ученых и начнем эксперименты с солью. Но мало выглядеть как ученые, нужно еще знать правила, которые соблюдаются в лаборатории. Подойдите к столу. Перед вами карточки с картинками, на мольберт прикрепите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а на столе оставьте – что нельзя (перед детьми картинки, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, задавать вопросы. Задача детей разложить их в 2 группы. Карточки «нюхать» и «пробовать» окажутся между двумя группами нужно объяснить детям, что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).

Хорошо, теперь, профессор, мы можем приступать к экспериментам?

Профессор: Да, конечно!

Опыт № 1 (проводит один из воспитателей)

Перед вами поваренная, морская соль и соль для ванны (на столе баночки с солью).

Отдельно остановимся на поваренной соли. Внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать соль.

Какого она цвета? (белая)

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички? (на кристаллы)

Возьмите баночку с солью и поднесите ее к носу. Имеет ли соль запах?

Наберите соль ложечкой и попробуйте высыпать обратно в баночку. Какая соль? Сыпучая или несыпучая?

Перед вами стаканчик с жидкостью. Предлагаю вам попробовать маленький глоток и ответить, что за вещество у вас в стаканчиках. Что вы попробовали? (воду). Имеет ли она вкус? (нет)

Теперь проведем эксперимент – попробуем растворить соль в воде. Погружаем в ложечке небольшое количество соли в стакан с водой и размешиваем. Смотрим, растворилась соль или нет. (соль исчезла, растворилась)

Пробуем воду на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (безвкусной) Какой вывод делаем? (соль, растворившись, сделала воду соленой).

Опыт № 2 «Плавающее яйцо» (проводит один из воспитателей)

Воспитатель: Разрешите, профессор, следующий опыт провести мне с нашими коллегами-учеными?

Перед детьми стаканы с водой и контейнеры с 2 яйцами. Опустите 1 яйцо в первый стакан.

Воспитатель: Что вы видите? (яйца опустились на дно)

Воспитатель: А теперь в другой стакан насыпьте соли и размешайте. Опустите другое яйцо. Что видите? (яйца всплыли)

Как вы думаете, почему яйца ведут по–разному в банках с водой? (предположения детей).

Вывод делают дети: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.

Воспитатель: Коллеги, прошу всех выйти из лаборатории и немного размяться! Профессор, вам тоже не помешает.

Физминутка проводится в спальне

Соли в речку брошу я –

(имитируют движения щепотками пальцев)

Выйдет море у меня.

(качают руками над головой, изображая волны)

Чайки в небе закричат,

(машут руками как птицы)

Черепахи зашуршат.

(скользящие движения руками)

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

(плавные движения руками)

Соли в речку брошу я –

(имитируют движения щепотками пальцев)

Выйдет море у меня.

(качают руками над головой, изображая волны)

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

(шагают на месте, разводя руки в сторону)

Опыт № 3

Воспитатель: предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) наощупь найти мешочек с солью.

Как догадались, что именно в этом мешочке соль? (она хрустит и очень мелкие частички-кристаллы)

Воспитатель: А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте (картинка – слайд)

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Воспитатель: Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон.

Что легче? (поролон).

Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело)

  • Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду.
  • Что происходит с солью? (она растворилась).
  • Теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде.
  • Проверьте, что тяжелее мешочки с солью или поролон?
  • Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть.
  • Почему? (соль в мешках растворилась).
  • Какому ослику было плыть тяжело?
  • Почему? (поролон впитал воду).
  • Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой.
  • Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).

  1. Заключительный этап. Рефлексия

Воспитатель: А ещё на соли можно рисовать, как на песке. Сейчас я приглашаю вас пройти в художественную мастерскую, где вы будете рисовать палочками картины (дети проходят за другие столы) Но перед тем, как начать рисовать, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим

(берут щепотку соли и солят)

Мы капусту жмем-жмем

(сгибание и разгибание кистей)

Профессор: При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

  • не трогать руками глаза;
  • если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Воспитатель: Итак, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

- «Появился во дворе.

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной,

у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык,

наш приятель ( снеговик). ( дети рисуют снеговика)

- « Ёжик на неё похож,

листьев вовсе не найдёшь,

как красавица стройна.

И на новый год важна ( ёлка) дети рисуют ёлку.

- С неба падают зимою

и кружатся над землёю.

Лёгкие пушинки,

белые ( снежинки) ( дети рисуют снежинки).

Как красиво у вас получается!

Рефлексия (воспитатель уходит в раздевалку лопает шарик, пока профессор подводит итоги )

Профессор:

  • Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?
  • Какие свойства у этого вещества?
  • Чем мы занимались?
  • Что было вам трудно?
  • А что было легко? Что нового узнали? Чему научились?

Шарик лопается. Дети оборачиваются. Профессор хватается за голову, вспоминая, что оставил в другой лаборатории своих учеников и, прощаясь с детьми, убегает.

Воспитатель: Замечательные опыты мы сегодня провели. Много нового узнали. Прощаемся с гостями и можем еще порисовать узоры на соли, помня правила работы с солью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект отрытой непосредственно образовательной деятельности с использование ЦОР в старшей группе по теме «По дороге к сказке»

Тема: «По дороге к сказке»Задачи:-закрепить четкое произношение раннее изученных звуков; закрепить у детей самоконтроль за собственной речью; автоматизировать поставленные звуки в устной речи, упражня...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»

Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...

Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"...

деятельности в старшей группе Конспект занятия опытно-экспериментальной «Волшебница соль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....

Конкурс: Конспект занятия в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»...