Конспект НОД В средней группе на тему: «Живая и неживая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кутьина Юлия Владимировна

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №79

Комбинированного вида

Выборгского района

г. Санкт – Петербурга

Воспитатель: Кутьина Юлия

Владимировна

 Конспект НОД

В средней группе

на тему:

«Живая и неживая природа»

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1. Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2. Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3. Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы: игровые, практические, словесные.

Материалы: картинки с изображением живой и неживой природы, схемы развития живых организмов (человека, цыпленка, дерева); нарисованное дерево на ватмане, краски (зеленая, красная, желтая, голубая, листы бумаги, смятые в комок; стаканчики с землей, фасоль, палочки, лейки с водой; куклы, избушка Бабы-Яги, иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы попасть в сказку? (ответы детей) Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, на месте повернись и в сказке очутись!»

Ой, смотрите, какая-то девочка сидит. Она чем-то очень расстроена. Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Дети: «Гуси-лебеди»

Воспитатель: Правильно, а вон там, вдалеке, смотрите, мелькнули и гуси-лебеди. Унесли они братца Иванушку. Поэтому девочка такая грустная.

А я возле девочки письмо нашла. Интересно, что же там? Прочитаем?

Дети: Да.

Воспитатель:  «Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку. Баба-Яга»

Дети, ну, что, мы будем спасать Иванушку?

Дети: Будем.

Воспитатель:  Ребята, а где же живет Баба-Яга, где нам ее искать?

Дети: Живёт в лесу

Воспитатель:  Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа?

Дети: Лес, деревья, солнце…

Воспитатель:  Да ребята, это все, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое - многое другое, ведь природа очень многообразна.

Для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все задания Бабы-Яги. Идемте скорее.

Посмотрите, записка. Это первое задание. Оно называется «Три слова». Я буду перечислять вам слова, а вы мне назовёте кто это, или что это.

Игра «Три слова»:

1. Капуста, огурец, помидор – Овощи.

2. Банан, апельсин, яблоко – Фрукты.

3. Корова, лошадь, собака – Домашние животные.  

4. Волк, лиса, заяц  – Дикие животные.  

5. Ворона, воробей, голубь – Зимующие птицы.

6. Журавли, ласточка, кукушка – Перелетные птицы.

7. Комар, муха, бабочка – Насекомые.

8. Малина, клубника, вишня – Ягоды

Молодцы, вы все назвали правильно. Идем дальше.

Воспитатель:  Ребята, природа бывает живая и неживая. Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).

Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

На полу лежит «волшебная» коробочка.

Игра «Волшебная коробочка»

Воспитатель:  Ребята посмотрите что это?

Дети: коробочка.

Да, но она не простая, а волшебная. Там лежит что-то (воспитатель заглядывает). Да, тут картинки. Достаньте каждый из коробочке по одной картинке (дети достают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы). А вот и задание:

- “Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся по картинкам).

Воспитатель:  Молодцы справились с этим заданием. Посмотрим сможете ли вы отгадать хитрые загадки Бабы-Яги “ (после каждого ответа обсудить, к какой природе относится отгадка).

Игра «Отгадай, что это?»:

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)

2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)

3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)

4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)

6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)

7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)

8. Чего не унесешь в решете? (воду)

9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)

Воспитатель: А вот еще одно задание. «Ответьте на вопрос: Как растет все живое? Что для этого необходимо?»

Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития). Что для этого нужно?

Дети: Тепло + питание + вода + воздух + любовь).

Воспитатель: Так развивается и растет человек. А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать, что нужно, что бы рос и развивался цыпленок?

Дети: Надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом).

Воспитатель: Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку.

Дети: - Тепло + питание + вода + воздух +забота.

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

А как же растут и развиваются растения?

Дети: Растения - это. (травы, деревья, кусты, цветы).

Воспитатель: Ребята, а растения живые или неживые?

Дети:  Растения живые

Воспитатель: Почему вы говорите, что растения живые?

Дети:  Растут, питаются, дышат.

Воспитатель: Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу?

Дети:  Сажать деревья, цветы, ухаживать за растениями, не рвать их. (показ слайдов).

Воспитатель: Посмотрите на схему, как растет дерево (семя – росток – деревце - взрослое дерево).

Зачем нужны растения?

Дети:  Очищают воздух.

Воспитатель: Правильно, деревья называют легкими планеты.

Физминутка «Вместе по лесу идём».

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания—руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот—правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

Воспитатель: А вот и следующее задание от Бабы-Яги: «Я заколдовала это дерево. Попробуйте его оживить.» Давайте вместе нарисуем дерево. (На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная краска. Смятые в комок листы бумаги.)

Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.

Вот какая красивая картина у нас получилась.

Ребята есть пословицы и поговорки о растениях вот послушайте.

«Пословицы и поговорки про растения»

- Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.

- Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь.

- Растенье — земли украшенье.

- Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

- Лес и вода – брат и сестра.

- Срубили деревья — прощай птицы.

- Рощи да леса – всему краю краса.

Воспитатель: А вот и последнее задание: «Вам необходимо посадить растение. Наверное, вы не сумеете это сделать. Ха-ха-ха.» Вот вредная Баба-яга. А мы все равно справимся, правда, ребята? Проходите к столу. Перед вами стоят стаканчики с землей. Сделайте палочкой ямку и положите туда фасолинку, заройте и полейте водой.

Заберем их с собой и будем наблюдать как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по наклейке на стаканчике (дети сажают, поливают).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями и сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой снова вместе. А нам пора возвращаться  к себе в детский сад. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что вы запомнили?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Занятие составлено на основе методических рекомендаций ( Путешествие в прекрасное. О.А.Куревина, Г.Е. Селезнева (Образовательная система "Школа 2100", Образовательная программа"Детский сад 2100"))....

Конспект НОД в старшей группе на тему:"Живая и неживая природа"

Развивать познавательные способности, положительное отношение к природе, раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

laquo;Живая и неживая природа» - это тема нашего, сегодняшнего занятия. Все мы знаем слово природа. Но что это?Вот лес – это природа?А поезд, который везет нас к лесу?А река?А лодка на ре...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Живая и неживая природа».

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: Совершенствовать знания детей о живой и неживой природе.Задачи:- Вспомнить понятие: &la...

Конспект оод в старшей группе на тему живая и неживая природа

Формировать у детей интерес к живой и неживой природе....