Экспериментирование с детьми младшего возраста в летний период
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Бибукова Анастасия Сергеевна

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_eksperimentirovanie.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно - образовательного процесса.

Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддьяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических

представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы

на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с

окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать

выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• • природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).

• О человеке.

• О предметном мире.

Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным

и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры и т.д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу.

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций.

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой

природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и т.д.
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации кружка - 1 квартал

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей: 3-4 лет.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность - 15 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Перспективно тематический план экспериментальной деятельности

 в младшей группе в летний период

Дата

Тема

Программное содержание

Количество занятий

Июнь

1 неделя

Вода.

"Узнаем, какая вода"

Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.

Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой

набор мелких цветных предметов.

1

2 неделя

Вода

"Вода - волшебница"

Цель опыта: Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).

Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

1

3 неделя

Вода

"Сквозь сито"

Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.

Материалы, оборудования: сито.

1

4 неделя

Воздух

"Что в пакете?"

Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Материалы, оборудования: полиэтиленовые пакеты.

1

июль

1 неделя

"Игра с соломинкой"

Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы, оборудования: трубочки для коктейля емкости с водой.

1

2 неделя

«Игры с воздушными шариками и соломинкой»

Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы, оборудования: два воздушных шарика(один, надутый слабо, другой -надутый сильно.

1

3 неделя

"Песочные струйки"

Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.

Материалы, оборудования: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

1

4 неделя

"Чудесные фигурки"

Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

Материалы, оборудования: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости

1

Август

1 неделя

"Узнаем, какая глина"

Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).

Материалы, оборудования: кусок глины; емкости(ведерко);вода.

Температура (теплота) и свет

1

2 неделя

"Горячо-холодно"

Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов. Материалы, оборудования: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.

1

3 неделя

"Чудесный мешочек"

Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).

Материалы, оборудования: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

1

4 неделя

"Что в коробке?"

Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).

Материалы, оборудования: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»

Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы с детьми раннего возраста в летний период

План разработан в соответствии с требованиями ФГТ. В нём представлены  материалы для решения задач по образовательным областям на основе интеграции, проходящим через все виды деятельности. Также ...

Перспективное планирование с детьми дошкольного возраста в летний период. (Старшая группа)

Чем больше всего любят заниматься дети? Конечно же рисовать, лепить, резать, клеить. В основе нашего перспективного планирования лежит художественно - эстетическое деятельность детей. Для закрепления ...

Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период на тематических площадках

Статья поможет правильно организовать образовательную работу в летний период....

Художественное творчество с детьми дошкольного возраста в летний период.

Художественное творчество с детьми дошкольного возраста  в летний период. Рисование на камнях. Нетрадиционные техники рисования....

План воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего возраста на летний период (июнь-июль)

План воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего возраста на летний период (июнь-июль)...

Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы на летний период

Перспективный плансовместной деятельности воспитателяс детьми младшей группына летний период...