Экспериментирование с детьми младшего возраста в летний период
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_eksperimentirovanie.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно - образовательного процесса.
Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддьяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических
представлений детей.
Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы
на основе полученных результатов.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с
окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать
выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• • природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).
• О человеке.
• О предметном мире.
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным
и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу.
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой
природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и т.д.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка - 1 квартал
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей: 3-4 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность - 15 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Перспективно тематический план экспериментальной деятельности
в младшей группе в летний период
Дата | Тема | Программное содержание | Количество занятий |
Июнь | |||
1 неделя | Вода. "Узнаем, какая вода" | Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой набор мелких цветных предметов. | 1 |
2 неделя | Вода "Вода - волшебница" | Цель опыта: Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей. | 1 |
3 неделя | Вода "Сквозь сито" | Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ. Материалы, оборудования: сито. | 1 |
4 неделя | Воздух "Что в пакете?" | Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий. Материалы, оборудования: полиэтиленовые пакеты. | 1 |
июль | |||
1 неделя | "Игра с соломинкой" | Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: трубочки для коктейля емкости с водой. | 1 |
2 неделя | «Игры с воздушными шариками и соломинкой» | Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: два воздушных шарика(один, надутый слабо, другой -надутый сильно. | 1 |
3 неделя | "Песочные струйки" | Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть. Материалы, оборудования: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки. | 1 |
4 неделя | "Чудесные фигурки" | Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. Материалы, оборудования: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости | 1 |
Август | |||
1 неделя | "Узнаем, какая глина" | Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Материалы, оборудования: кусок глины; емкости(ведерко);вода. Температура (теплота) и свет | 1 |
2 неделя | "Горячо-холодно" | Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов. Материалы, оборудования: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени. | 1 |
3 неделя | "Чудесный мешочек" | Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее). Материалы, оборудования: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы. | 1 |
4 неделя | "Что в коробке?" | Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь). Материалы, оборудования: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»
Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...
Перспективный план работы с детьми раннего возраста в летний период
План разработан в соответствии с требованиями ФГТ. В нём представлены материалы для решения задач по образовательным областям на основе интеграции, проходящим через все виды деятельности. Также ...
Перспективное планирование с детьми дошкольного возраста в летний период. (Старшая группа)
Чем больше всего любят заниматься дети? Конечно же рисовать, лепить, резать, клеить. В основе нашего перспективного планирования лежит художественно - эстетическое деятельность детей. Для закрепления ...
Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период на тематических площадках
Статья поможет правильно организовать образовательную работу в летний период....
Художественное творчество с детьми дошкольного возраста в летний период.
Художественное творчество с детьми дошкольного возраста в летний период. Рисование на камнях. Нетрадиционные техники рисования....
План воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего возраста на летний период (июнь-июль)
План воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего возраста на летний период (июнь-июль)...
Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы на летний период
Перспективный плансовместной деятельности воспитателяс детьми младшей группына летний период...