Конспект открытого занятия по ФЦКМ с презентацией на тему: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширение и систематизация знаний детей о перелетных птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_foes_v_podg._gr.docx | 25.41 КБ |
prezentatsiya_pereletnye_ptitsy.pptx | 893.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ФЦКМ с презентацией
на тему: «Перелетные птицы»
воспитателя подготовительной к школе группы
Мартыновской Светланы Григорьевны.
г. Гагарин
2021 г.
Цель: расширение и систематизация знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:
- Расширить знания детей о перелётных птицах: их внешнем виде, образе жизни; учить классифицировать птиц в зависимости от типа питания, совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц;
- Учить устанавливать связь между формой клюва и особенностями питания птиц;
- Учить находить зависимость между строением лап и особенностями образа жизни птиц;
- Познакомить с порядком построения птиц при перелёте в тёплые края;
- Расширить и активизировать словарь детей (зимующие, перелётные, насекомоядные, растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой, стаей);
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним;
Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме: «Перелетные птицы»; аудиозапись «Голоса птиц», картинки с изображением перелётных, зимующих птиц, угощение для детей.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением зимующих и перелётных птиц, изготовление детьми в стиле оригами «Грача», «Воробъя», «Лебедя».
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Александра Митрофановича Измайлова «Встали птицы на крыло» (слайд 2).
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
– Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
– Мы летим не навсегда.
– Мы вернёмся, обещаем.
– До свиданья, край родной:
– Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают. (А. М. Измайлов)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Почему?
Куда же осенью птицы улетают? Почему?
Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в теплые края?
Воспитатель. Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в теплые края, чтобы весной вернуться снова в родные места?
Дети. Перелетные.
Воспитатель. Все ли птицы улетают в тёплые края?
Как называют птиц, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете? (Слайд 3)
Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах.
2. Фронтальная беседа:
Воспитатель:
Ребята, вспоминаем еще раз, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Осенью становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. А почему птицам нечего стало есть?
Дети. Потому, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растений или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель. А как называются птицы, которые едят насекомых?
Дети. Насекомоядные.
Воспитатель. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. Ласточка, скворец, трясогузка, дятел, иволга.
- Рассказ воспитателя о насекомоядной птичке – трясогузке. (Слайд 4).
Трясогузка – птица очень полезная и интересная. Назвали её так потому, что она постоянно трясет задней частью своего туловища и длинным хвостиком, то есть «гузом». Трясогузка такими движениями пугает мелких насекомых, заставляя их подниматься с земли и улетать. А трясогузке только этого и надо! Она начинает ловко гоняться за комарами, мошками в воздухе (Слайд 5). Особенно велика польза этой птички в огороде, где она
быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений разных
вредителей.
Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?
Почему?
Дети. Да. Можно.
Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы.
Воспитатель. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки (Слайд 6). Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и скворец тоже насекомоядные (Слайд 7), но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками.
Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассматривание на слайде. К таким птицам относят чижа, зяблика (Слайд 8).
Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы (Слайд 9), то есть птицы, которые умеют плавать. Их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу.
Воспитатель. Чем питаются водоплавающие птицы?
Дети. Лягушками, рыбой, растительностью.
Воспитатель. Перелетных птиц много. Назовите, каких птиц вы еще
знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Воспитатель: А как называются птицы, которые не улетают в теплые
края?
Дети. Зимующие.
4. Давайте немного отдохнём и поиграем (подвижная игра «Улетает, не улетает» под звуки аудиозаписи «Голоса птиц»).
Правила игры:
Я буду перечислять названия разных птиц. Если птица перелётная, то вы будете летать, красиво махать крыльями. Если я назову зимующую птицу – вы приседаете на корточки и начинаете клевать зёрнышки. (После игры дети рассаживаются на свои места перед монитором.)
5. Воспитатель. Молодцы! Продолжаем узнавать новое… Давайте посмотрим на клювы у разных птиц (Слайд 10). Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.
Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Как вы думаете, какую добычу удобно схватывать этим клювом? Во время охоты птицы разрывают её на мелкие кусочки. (мыши, кролики, змеи, ящерицы). Каких хищных птиц вы знаете?
Дети. Сокол, ястреб, сова.
Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена. Этот клюв «принадлежит» зерноядным птицам (чиж, зяблик, клёст).
Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей).
6. Рассмотрите картинки и сравните гуся с трясогузкой. Обратите внимание на их лапы. Какие различия вы видите (Слайд 11)? Чем отличаются лапы этих птиц?
Зачем гусю, утке, лебедю и даже пеликану нужны перепонки на лапках? Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. Она отталкивается ими от воды как ластами или вёслами и плывёт, такими лапами легче и быстрее грести.
Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников.
Зачем нужны мощные лапы с длинными когтями хищным птицам (Слайд 12)?
7. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают в теплые страны? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?
У разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (Слайд 13).
Цапли, аисты – шеренгой, то есть крылом к крылу (Слайд 14).
Утки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу (Слайд 15).
Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало (Слайд 16).
А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку (Слайд 17).
Попробуем описать птиц с помощью красивых слов (игра «Скажи одним словом»). Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, значит он какой? … (длинноногий).
У снегиря красная грудка, он какой?... ( красногрудый)
У цапли длинный клюв, он … (длинноклювая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
У стрижа острые крылья, он … (острокрылый).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
Молодцы, у вас замечательно получилось!
Вы отлично справились с заданием!
Продолжаем играть.
У меня на доске изображения птиц (игра «Четвёртый лишний»). Ребята, вы должны назвать лишнюю, объяснив свой ответ (например, три водоплавающие, одна – нет, три зимующие, одна - перелётная, три перелётных, одна – зимующая, три насекомоядных, одна – зерноядная). Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Воспитатель. Наше занятие заканчивается, но мы не будем грустить. Ведь с нами остаются зимующие птицы. Птицы, которые прилетят к нам из леса на зимовку: синички. Как мы можем им помочь? Что страшнее для птиц холод или голод?
Дети. Повесим кормушки и положим туда зернышки.
Итог занятия
Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?
И мне понравилась наше занятие. Я очень рада тому, что вы многое запомнили, были внимательными, ответственными. Благодарю вас за это и угощаю конфетами, на которых изображена одна из знакомых нам перелётных птиц… Это «Ласточка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели В край далёкий, где тепло Стаей длинной полетели. – Наступают холода,- Криком птицы сообщают. – Мы летим не навсегда. – Мы вернёмся, обещаем. – До свиданья, край родной: – Улетаем! Улетаем! За небесной пеленой В небе сером птицы тают. (А. М. Измайлов)
Ласточки и стрижи ловят насекомых на лету
Насекомоядные: скворец и соловей
Зерноядные (чиж, зяблик)
Птичьи клювы
Трясогузка
Водоплавающие птицы
Сравниваем лапки у птиц
Виды птичьих лап
Журавли, гуси , лебеди летят клином
Цапли, аисты летят шеренгой
Утки, гаги летят дугой
Скворцы, дрозды порядка не признают, летят как попало
Крупные хищные летят в одиночку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ппо ознакомлению с окружающим по теме:" Перелетные птицы" в стпршей группе.
Непосредственно образовательная деятельность "Коммуникация"...
Конспект интегрированного занятия для детей младшей группы на тему "Перелетные птицы"
Ознакомление детей с понятием "Перелетные птицы" и развитие умения создавать образ птицы из готовых геометрических форм...
Конспект открытого занятия ОО «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) Тема:«Зимующие птицы»
Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему ж...
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"
Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...
Занятие по ФЦКМ старшая группа на тему "Перелетные птицы"
Закрепить знания детей ,о перелетных птицах....
Конспект совместного занятия в ОНР 5 -7 лет. Тема: «Перелетные птицы».
Программное содержание: расширять и закреплять знания о перелетных птицах: внешнем виде, среде обитания, питании, повадках, перелёте.Развивать связную речь и логическое мышление, закреплять умени...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелетные птицы».
Занятие разработано чтобы обобщить и систематизировать знания детей о перелетных птицах....