Занятие по ФЦКМ старшая группа на тему "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Стихотворение
Ребята, послушайте стихотворение.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?
М. Ходякова
А кто знает после какого времени года наступает осень?...
Правильно, после лета..
А вы знаете ,как называются осенние месяцы? Сколько их?(ответы детей)
Я вам ребятки загадаю загадку .Если, отгадаете то узнаете очем мы свами будем говорить.
Снится ночью пауку
Чудо—юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла...
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это...(птица)
Верно. Сегодня мы свами поговорим о птицах. (Фонограмма звуки птиц)
Картинки с птицами на столе.
Кто это? (птицы).
Чем они все похожи? (крылья, клюв, хвост ,голова ,перья)
А чем отличаются?(раскраской, размером, клювом ,названием, одни-зимующие ,а другие-перелетные)
Давайте вспомним ,как называются птицы ,которые улетают в теплые края?
(Перелетные)
А как называются птицы, которые остаются?(Зимующие)
А вы знаете почему так их называют ?Сейчас я вам расскажу.
В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края. Такие птицы называются перелетные..
Но есть птицы, которым холода не боятся.. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими .
Воспитатель: А сейчас я предлагая вам отгадывать загадки про перелетных птиц.
Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины( Дети: Ласточка)
Воспитатель: Правильно.
Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.
Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.
Воспитатель:
Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся ( Дети: Журавли)
Два раза в год в небе можно увидеть журавлей. Выстроившись клином, они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются к родным гнездам.
Журавли – большие птицы с широкими крыльями. Оперение у них серое, но есть и белые журавли – стерхи, которые живут в Сибири.
Воспитатель:
Это что, скажи, за птичка?
Серенькая невеличка.
Знает множество мелодий.
То свистит, то трель выводит.
Но скромна. Среди ветвей,
Незаметен ( Дети: Соловей)
Воспитатель: Опять угадали..., соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его( Дети: Скворец)…
Воспитатель: А теперь пришло время проверить знаете ли вы зимующих птиц.
Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка ( Дети: Воробей)
Воспитатель: Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.
Воспитатель:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ( Дети: Синичка.).
Воспитатель:
. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.
Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.
Воспитатель:
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка ( Дети: Дятел).
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Воспитатель:
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.( Дети: Голубь.)
Воспитатель: Молодцы! Пожалуй, это самая известная горожанам птица . Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете какие бывают птицы.
Игра »Разделили птиц на перелетных и зимующих» (два дерева: зимнее и летнее)
Каждый ребенок озвучивает название птицы, а затем прикрепляет на нужное дерево.
Физминутка « Скачет шустрая синица «
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Не забывайте, что птицы — наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять. Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия для детей старшей группы «Мартовские птицы - вестники весны»
Расширяет кругозор детей, знания о перелётных и зимующих птицах, приметах весны, воспитывает эстетическое восприятие окружающего мира....
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы "Перелетные птицы."
Занятие направлено на закрепление представлений детей о перелетных птицах и развитие внимания, мышления....
Конспект занятия по ФЦКМ старшая группа
Развивающие задачи:1. Развивать у детей познавательный интерес к миру животных, эмоциональную отзывчивость.2. Активизировать внимание, развивать память детей.Образовательные задачи:1. Расширять и уточ...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе "Перелетные птицы"
Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...
Презентация на тему "Деревья" к занятию по ФЦКМ старшая группа
Дополнительный материал (презентация) к конспекту НОД по ФЦКМ на тему "Деревья", старшая группа ЗПР....
Занятие для детей старшей группы: "Зимующие птицы"
Цель: Расширение знаний и представлений у детей старшей группы о зимующих птицах.Задачи: Формировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о спосо...
Конспект занятия для детей старшей группы «День птиц»
Цель:- Воспитывать желание беречь и охранять природу.- Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»- Расширять представления детей о птицах, их важной роли в природе и для челове...