Водные ресурсы Земли
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мартюшева Наталья Геннадьевна

Данное занятие предназначено для воспитателей старшей группы, в котором изучаются проблемы экологии и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_resursy_zemli.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: НОД «Водные ресурсы Земли» (старшая группа)

Цель:  Создание социальной ситуации развития для детей на заданную тему.

Задачи:

Обучающие:

1.Формировать представление о многообразии водоёмов.

2.Закрепить знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека.

3.Познакомить детей с тем, как человек пользуется водой в своей жизни и как нужно экономично относиться к водным ресурсам.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к воде и ее изучению.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Предварительна работа: Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!». Беседы о

водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных

обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими растениями и

животными. Народная игра «Ручеек». Чтение стихотворения К. Бальмонта «Ручеек», Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Материал и оборудование:   глобус, ноутбук, экран, проектор, презентация к ООД,  картинки с изображением обитателей рек и морей; материалы для опыта: емкость для воды, растительное масло, салфетка, ложка, перо; отрез синей ткани.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Предлагаю друг друга поприветствовать.

Давай с тобой обнимемся

И над землей поднимемся.

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним.

Воспитатель:  (Показывает  глобус) Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли). Посмотрите на него.  «Из космоса наша планета видится голубой (показывает  картинку). Почему? Какая часть планеты покрыта водой? Как изображена на глобусе вода? Тоненькие линии – это реки, небольшие пятнышки – озера, большие – моря и океаны.

Воспитатель: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде  и водоемах).  

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир воды и узнаем много интересного. Занимайте, пожалуйста, места. Наше путешествие начинается!

Слайд 1

Воспитатель: загадывает загадку:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.  (Вода)

Игра: Расскажи о воде (дети передают стакан с водой и говорят, кому она нужна)

- А для чего она нужна людям? (стирать, пить, мыться и т. д.)

- Оказывается, ребята человек на 80% состоит из воды.

- Ребята, а какую воду можно пить, какую нельзя (пресную можно, морскую нельзя).

- А представьте, что на планете вдруг не осталось ни одной капельки воды? Что тогда произойдет? Почему? (Все живое на земле погибнет, планета останется без живых существ)

- А ведь было время, когда на земле не было воды. Много миллионов лет назад наша планета была раскаленным шаром. Земля была безжизненной пустыней. Прошли миллионы лет, прежде чем земля стала остывать. Из плотных облаков полил дождь. Он лил, долгие годы и планета покрылась водой. В этой воде и зародилась жизнь. Сначала бактерии, водоросли, потом рыбы и другие животные.

- Самая маленькая частичка воды, которую мы видим - капелька. И вот так она умеет путешествовать.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Слайд 2

В нем прозрачная вода,

Напоит тебя всегда.

Из глубин земли возник,

Ручейком потек (родник)

Родник бьет из-под земли. В роднике вода очень чистая, прозрачная, ее можно пить.  

А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)

Воспитатель: Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

Слайд 3

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек)

- Верно, ребята, это ручей. Сначала он маленький, а потом на своем пути он сливается с такими же ручейками и превращается в большой ручей, к которому на водопой приходят крупные животные.

Проводится игра «Ручеек»

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку» ручейка, и проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется – чем больше участников, тем веселее проходит игра, особенно под музыку.

- Во что же превращается ручей потом?

Педагог загадывает детям еще одну загадку:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Слайд 4

- А в нашем городе есть река? Как она называется? (Абакан).

- Вы бывали на ее берегу? Какая она? (Большая, глубокая, очень красивая, быстрая) Как приятно летом посидеть на песчаном берегу, подышать свежим воздухом, послушать всплеск воды. Но рекам тоже нужна помощь. Иногда люди, отдыхая на берегу, оставляют мусор, который попадает в воду.

- Как вы думаете, что чувствуют жители реки, когда в их дом попадают не нужные предметы?  (огорчаются, удивляются, болеют и т.д.)

Игра «Почистим реку».  На куске синей ткани лежит различный мусор: пакет, батарейка, бутылка, сандаль, стаканчик и картинки с изображением речных жителей. Дети собирают мусор в пакет.

- Наша река Абакан впадает в большую реку Енисей, а потом его стремительно бегущие воды  попадают. А куда же они попадают? Попробуйте угадать.

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

Слайд 5

Воспитатель. Давайте, покажем какое море:

Физкультминутка

Море очень широко,   (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.  (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.  (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

- Ребята, чем отличается река от моря? (в реке вода пресная, а в море – соленая)

-Многие  наши  моря загрязнены, отдыхающие,  разводят костры,  а уходя, оставляют  мусор. Моют машины, в воду попадает масло, бензин. Как вы думаете это хорошо или плохо?   Сейчас мы с вами проведем опыт.

Опыт:

  В емкость с водой наливается вода из «озера», в которой есть растительное масло, обозначающее  бензин, масло. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой,  салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?

   В  наше время следует, бережно относится к воде, не загрязнять её.

Слайд 6

- Ребята, а что больше море или океан? И в море и в океане вода имеет соленый вкус и она непригодная для питья.

- Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.

- Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает?

Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

- Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)

- Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит, вода может быть твердой!

- А еще какое состояние воды вы знаете? Мы ведь с вами знаем, что вода может быть твердой, жидкой и паром.

Вывод воспитателя. Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь.

А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

Слайд 7

Давайте придумаем и выучим правила пользования водой:

1. Закрывать кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струей.

3. Набирать воды столько, сколько необходимо.

4. Содержать реки, пруды в чистоте и порядке, не засорять водоемы.

Итог занятия

Скажите ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Как нужно относиться к водным богатствам нашей планеты? Что для этого нам всем нужно делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по разделы программы "Познавательное развитие" тема: "Водные ресурсы Земли"

Очень важно у воспитанников дошкольног возраста систематизировать знания о значении воды, распространении ее в природе, причинах уменьшения чистой пресной воды, основными загрязнителями, ис...

Водные ресурсы Земли презентация

Презентация содержит иллюстративный материал к НОД по ознакомлению с природой на тему "Водные ресурсы Земли"...

"Водные ресурсы Земли"

Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе формирования представления о Земле и о водных ресурсах планеты. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру дошк...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Водные ресурсы Земли"

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Водные ресурсы земли.

Водные ресурсы земли.Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни...

Презентация "Водные ресурсы Земли"

Презентация содержит иллюстративный материал по ознакомлению с миром природы "Водные ресурсы Земли" (родник, ручей, пруд, озеро, река, море, океан)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Водные ресурсы Земли"

Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, моря и т. д....