Проект Тема: «Огород на подоконнике» Образовательная область: Познавательное развитие
проект по окружающему миру (младшая группа)
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_proekt_ogorod_na_podokonnike.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Проект
Тема: «Огород на подоконнике»
Образовательная область: Познавательное развитие
Подготовил: воспитатель
первой квалификационной категории
Козлова Светлана Николаевна
Сакмара, 2023 год
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………3
Проектная карта ……………………………………………...…4
Матрица проекта………………………………………………...5
Используемая литература………………………………………9
Приложение Картотека загадок и стихов
Приложение фото к проекту
Пояснительная записка
Посадили огород,
Посмотрите, что растет!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками,
Дружно наблюдать!
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Проектная карта | ||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1.Развитие речи 2. Физическая культура | 1.Ознакомление с миром природы. 2. Музыка | 1.Рисование 2. Физическая культура | 1. ФЭМП. 2. Музыка | 1.Лепка 2.Физическая культура |
2 | Наблюдения, прогулки | Подвижная игра: «Вершки и корешки» | Наблюдения за деревьями на участке | Подвижная игра «Сеял дедушка горох» | Наблюдение за веточками тополя и березы | Экскурсия в старшую группу |
3 | Рассказывание | Беседа «Что такое огород и что на нём растёт». | Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике | Отгадывание загадок, слушание стихов | Беседа «Вода и земля- овощей лучшие друзья». | Рассматривание картинок, иллюстрации «Овощи, фрукты» |
4 | Чтение художественной литературы | С.В. Михалкова «Овощи». | р.н.с. «Вершки и корешки» | Заучивать стихотворения: А.Прокофьев «Огород» | Загадки | Развивающий мультфильм «Огород на подоконнике» |
5 | Моделирование | Создание макета «Огород на подоконнике» | Посадка семян | Мини - музей | ||
6 | Игры (настольно-печатные, сюжетно-ролевые и дидактические) | Лото | Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин». | Дидактическая игра | Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла» | Дидактическая игра |
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||
рисование | «Однажды хозяйка с базара пришла… » | |||||
аппликация | «Помидоры в банке» | |||||
лепка | «Овощи». |
Матрица проекта
Название проекта: «Огород на подоконнике» Тема проекта: информационно-исследовательский Проблемное поле: Недостаточное знание детей о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
Цель проекта:
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи проекта:
• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы
• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена
• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы
• Учить находить сходства и отличия
• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес
• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
Срок: краткосрочный
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Формы работы: игровая, познавательно – исследовательская
Сценарий совместной деятельности по решению задач
- ОД
- игры
- моделирование
- чтение художественной литературы - наблюдение
- просмотр мультфильма
- посадка семян
Дети:
- Беседы
- Дидактические игры
- Подвижная игра
- Отгадывание загадок
- Атрибуты для игры в магазин,
- Мультфильм
- Художественно – творческая деятельность
Воспитатели группы:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду
- Подобрать иллюстрации, картинки
- Подготовить материал для чтения, подобрать книги, загадки, стихотворения
- Атрибуты к подвижной игре
- Папка –передвижка «Полезные свойства овощей»
Родители:
- Рисунки родителей с детьми «Овощи и фрукты»
- Коллекция семян
- Проведение акции с родителями «Подари книгу группе» («Репка», «Бобовое зернышко», «Пых», «Лесной огород»).
Итоговое мероприятие:
-Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Объект исследования: Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный.
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 этап - исследовательский.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 этап - заключительный.
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».
I. План-график мероприятий
Этапы реализации проекта:
1 Этап – Подготовительный
2 Этап – Основной (практический)
3 Этап – Заключительный
1. Подготовительный этап.
- Выбор темы проекта
- Постановка цели и задач проекта
- Определение последовательности выполнения работы
- Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
- Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей
- Закупка посадочного материала и земли
- Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта
- Составление плана-схемы проведения проекта совместно с родителями
2. Основной этап.
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
| 1. Рассматривание семян. 2.Наблюдения за деревьями на участке 3. Чтение худ. литературы: р.н.с. «Вершки и корешки» 4.Д/И: «Узнай на ощупь», 5.пальчиковая гимнастика «Овощи» | Анкетирование родителей на тему овощи» | Литература по теме, энциклопедия, настольные игры, фотографии и иллюстрации по теме |
| 1.Опытно-экспериментальная деятельность «Строение растений». 2.Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла» 3.Чтение худ. литературы: р.н.с. «Репка» 4.Лото «Парные картинки» 5. Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. | Рисунки родителей с детьми «Овощи и фрукты» | Дидактические игры, Лепбук «Огород на окне» Картинки овощей |
| 1.Беседа «Что такое огород и что на нём растёт». 2. Практическая деятельность: посадка, перца, петуньи, овса. 3.Заучивать стихотворения: А.Прокофьев «Огород» 4. Настольная игра «Парные картинки» 5.Экспериментальная деятельность детей: (Грядка « Мой лучок » : каждый ребёнок посадит луковицу) | Коллекция семян | Семена для посадки |
| 1 НОД «Культурные растения и их польза» 2.Наблюдение за веточками тополя и березы 3.Рассматривание картинок, иллюстрации «Овощи, фрукты» 4.Чтение худ. литературы: С.В. Михалкова «Овощи». 5.Пальчиковая гимнастика «Апельсин» | Изготовление памятки для родителей "Как приучить детей есть овощи и фрукты". | Картинки, иллюстрации, Памятка для родителей |
| 1.Аппликация «Помидоры в банке» 2.Наблюдения «Растут ли наши растения?» 3.д/и «Четвертый лишний» 4. Практическая деятельность: посадка помидор, астры, бархатцев, салата. 5. Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут дедушка и бабушка. | Экологическая газета | Экологическая газета |
| 1.Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин». 2.Опыт – наблюдение за ростом лука, семян цветов, гороха, салата. 3. Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант) 4.Д/И: «Чудесный мешочек» 5. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». | Консультация для родителей «Овощи и фрукты ценные продукты» | Атрибуты для игры в магазин, Мультфильм, дид.игра |
| 1.Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике». 2.Чтение худ.литературы: Ю.Тувин «Овощи». 3.Д/И: «Сложи картинку» 4.Лепка «Овощи» | Изготовление странички для «Мой любимый овощ» | Дид.игра, пластилин, картинки |
| 1. Полив, уход и наблюдения за овощными культурами. 2.Инсценирование песни «Огородная-хороводная» 3.Д/И: «Угадай по описанию» 4. Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Задание домой «Огородный фоторепортаж» | Ободки |
| 1.Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… » 2.Отгадывание загадок по теме «Овощи». 3.Д/И: «Угадай по запаху» 4.Чтение б.н.сказки «Пых» | проведение акции с родителями «Подари книгу группе» («Репка», «Бобовое зернышко», «Пых», «Лесной огород»). | Краски , загадки |
| 1.Беседа «Вода и земля- овощей лучшие друзья». 2.Д/И: «Отгадай по вкусу». 3.Праздник « Овощи фрукты с нашей грядки». 4. Оформление книги мой любимый овощ» | Папка –передвижка «Полезные свойства овощей» | Фрукты, овощи для игры |
3. Итоговый этап.
-Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.
Продукт проекта: Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
II. Оценка результатов и отчетность
Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике
Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.
Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.
Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.
Делают простые опыты, объясняют результат.
Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука)
Список литературы:
- Кастрыкина В.Н., Попова Г.П. Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа - Изд. 2е. – Волгоград: Учитель. – 200 с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – 2е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
- Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интенграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. -114 с., илл.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
Приложение №1
Лепка «Овощи».
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.
Ход занятия:
Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »
Задачи:
Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.
Ход занятия:
Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?
- Какие овощи вы там покупали?
- В чем вы несли овощи домой?
- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
- Какие овощи вы любите больше всего?
Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.
Приложение №2
Посадка лука, чеснока,
Задачи:
• Учить детей узнавать овощи – лук, чеснок . . .
• Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.
• Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти овощи.
• Закрепить представление о последовательности трудового процесса.
• Развивать речь детей и активизировать их словарь.
• Воспитывать желание самим выращивать овощи.
. Физминутка.
Дети сажают растения под руководством воспитателя.
. Фиксировать рост лука рисунками.
Приложение №3
Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход занятия:
Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.
Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец) 3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5. Красненьки сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)
6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачек)
Физминутка.
Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.
Рассматривание и называние овощей, растущих на огороде (лук, чеснок).
Беседа о том, что за растениями необходим уход.
Сначала наш лучок был такой (фото)
Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Во саду ли, в огороде»
Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Во саду ли, в огороде»...
Проект на тему: «Огород на окне» образовательная область «Познавательное развитие" подготовительная к школе группа
Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 месяц.Участники проекта:-дети подготовительной к школе группе «Алёнушка»,-педагоги;-родите...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Микрогрин на подоконнике»
Цель: формирование умения детей экспериментировать – выращивать микрозелень на различных видах грунта.Задачи:- создать условия для формирования у детей основ экологической культуры;- способствов...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...
Экологический проект Тема: «Огород на окне» Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Экологический проектТема: «Огород на окне»Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)...