Проект Тема: «Огород на подоконнике» Образовательная область: Познавательное развитие
проект по окружающему миру (младшая группа)

Светлана Николаевна Козлова

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_proekt_ogorod_na_podokonnike.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Проект
Тема: «Огород на подоконнике»

Образовательная область: Познавательное развитие

Подготовил: воспитатель

первой квалификационной категории

 Козлова Светлана Николаевна

 

 Сакмара, 2023 год

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………3

Проектная карта ……………………………………………...…4

Матрица проекта………………………………………………...5

Используемая литература………………………………………9

Приложение Картотека загадок и стихов

Приложение фото к проекту

Пояснительная записка

Посадили огород,

Посмотрите, что растет!

Будем мы ухаживать,

Будем поливать,

Будем за росточками,

Дружно наблюдать! 

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Образовательная деятельность

1.Развитие речи

2. Физическая культура

1.Ознакомление с миром природы.

2. Музыка

1.Рисование

2. Физическая культура

1. ФЭМП.

2. Музыка

1.Лепка

2.Физическая культура

2

Наблюдения, прогулки

Подвижная игра: «Вершки и корешки»

Наблюдения за деревьями на участке

Подвижная игра «Сеял дедушка горох»

Наблюдение за веточками тополя и березы

Экскурсия в старшую группу

3

Рассказывание

Беседа «Что такое огород и что на нём растёт».

Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике

Отгадывание загадок, слушание стихов

Беседа

«Вода и земля- овощей лучшие друзья».

Рассматривание картинок, иллюстрации «Овощи, фрукты»

4

Чтение художественной литературы

С.В. Михалкова «Овощи».

р.н.с. «Вершки и корешки»

Заучивать стихотворения: А.Прокофьев «Огород»

Загадки

Развивающий мультфильм

«Огород на подоконнике»

5

Моделирование

Создание макета «Огород на подоконнике»

Посадка семян

Мини - музей

6

Игры  (настольно-печатные, сюжетно-ролевые и дидактические)

Лото

Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

 Дидактическая игра

Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла»

Дидактическая игра

7

Художественно-творческая деятельность:

рисование

«Однажды хозяйка с базара пришла… »

аппликация

«Помидоры в банке»

лепка

«Овощи».

Матрица проекта

Название проекта: «Огород на подоконнике»                                                 Тема проекта: информационно-исследовательский                                  Проблемное поле: Недостаточное знание детей о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи проекта:

• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы

• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена

• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы

• Учить находить сходства и отличия

• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес

• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Дети познакомятся с культурными   растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.

Срок: краткосрочный

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

 

Формы работы: игровая, познавательно – исследовательская

Сценарий совместной деятельности по решению задач

- ОД

- игры

- моделирование

- чтение художественной литературы                                                                                            - наблюдение

- просмотр мультфильма

- посадка семян

Дети:

- Беседы

 - Дидактические игры

- Подвижная игра

- Отгадывание загадок

- Атрибуты для игры в магазин,

- Мультфильм

- Художественно – творческая деятельность

Воспитатели группы:

- Создать развивающую предметно-пространственную среду

- Подобрать иллюстрации, картинки

- Подготовить материал для чтения, подобрать книги, загадки, стихотворения

- Атрибуты к подвижной игре

- Папка –передвижка «Полезные свойства овощей»

Родители:

- Рисунки родителей с детьми «Овощи и фрукты»

- Коллекция семян

- Проведение акции с родителями «Подари книгу группе» («Репка», «Бобовое зернышко», «Пых», «Лесной     огород»).

Итоговое мероприятие:

 -Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Объект исследования: Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Этапы работы над проектом:      

1 этап - подготовительный.

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 этап - исследовательский.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.  

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

3 этап - заключительный.

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».

I. План-график мероприятий

Этапы реализации проекта:
      1 Этап – Подготовительный  

      2 Этап – Основной (практический)  
     3 Этап – Заключительный        

1. Подготовительный этап.

  • Выбор темы проекта
  • Постановка цели и задач проекта
  •  Определение последовательности выполнения работы
  • Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
  •  Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей
  • Закупка посадочного материала и земли
  • Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта
  •  Составление плана-схемы проведения проекта совместно с родителями

2. Основной этап.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 

1. Рассматривание семян.

2.Наблюдения за деревьями на участке

3. Чтение худ. литературы: р.н.с. «Вершки и корешки»

4.Д/И: «Узнай на ощупь»,

 5.пальчиковая гимнастика «Овощи»

Анкетирование родителей на тему овощи»

Литература по теме, энциклопедия, настольные игры, фотографии и иллюстрации по теме

 

1.Опытно-экспериментальная деятельность «Строение растений». 

2.Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла»

3.Чтение худ. литературы: р.н.с. «Репка»

4.Лото «Парные картинки»

5. Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

Рисунки родителей с детьми «Овощи и фрукты»

Дидактические игры,

 Лепбук «Огород на окне»

Картинки овощей

 

1.Беседа «Что такое огород и что на нём растёт».

2. Практическая деятельность: посадка, перца, петуньи, овса.

3.Заучивать стихотворения: А.Прокофьев «Огород»

 4. Настольная игра «Парные картинки»

5.Экспериментальная  

деятельность   детей: (Грядка  « Мой  лучок » : каждый ребёнок посадит луковицу)

Коллекция семян

Семена для посадки

 

1 НОД «Культурные растения и их польза»

2.Наблюдение за веточками тополя и березы

 3.Рассматривание картинок, иллюстрации «Овощи, фрукты»

4.Чтение худ. литературы:  С.В. Михалкова «Овощи».

5.Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Изготовление памятки для родителей "Как приучить детей есть овощи и фрукты".

Картинки, иллюстрации,

Памятка для родителей

 

1.Аппликация «Помидоры в банке»

2.Наблюдения «Растут ли наши растения?»

3.д/и «Четвертый лишний»

4. Практическая деятельность: посадка помидор, астры, бархатцев, салата.

5. Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут дедушка и бабушка. 

Экологическая газета 

Экологическая газета

 

1.Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

2.Опыт – наблюдение за ростом лука, семян цветов, гороха, салата.

3. Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)

4.Д/И:  «Чудесный мешочек»

5. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка».

Консультация для родителей  

«Овощи и фрукты ценные продукты»  

Атрибуты для игры в магазин,

Мультфильм,  дид.игра

 

1.Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике».

2.Чтение худ.литературы: Ю.Тувин «Овощи».

3.Д/И: «Сложи картинку»

4.Лепка «Овощи»

Изготовление странички для  «Мой любимый овощ»

Дид.игра, пластилин, картинки

 

1. Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

2.Инсценирование песни «Огородная-хороводная»

3.Д/И:  «Угадай по описанию»

4. Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Задание домой «Огородный фоторепортаж»

Ободки

 

1.Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »

2.Отгадывание загадок по теме «Овощи».

3.Д/И: «Угадай по запаху»

4.Чтение б.н.сказки  «Пых»

 проведение акции с родителями «Подари книгу группе»        («Репка»,     «Бобовое зернышко», «Пых»,       «Лесной     огород»).

Краски , загадки

 

1.Беседа «Вода и земля- овощей лучшие друзья».

2.Д/И: «Отгадай по вкусу».

3.Праздник « Овощи фрукты с нашей грядки».

4. Оформление книги мой любимый овощ»

Папка –передвижка  «Полезные свойства овощей»

Фрукты, овощи для игры

3. Итоговый этап.

-Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

Продукт проекта: Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».

II. Оценка результатов и отчетность

Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике

Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.

Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.

Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.

Делают простые опыты, объясняют результат.

Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука)

Список литературы:

  1. Кастрыкина В.Н., Попова Г.П. Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа - Изд. 2е. – Волгоград: Учитель. – 200 с.
  2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – 2е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
  3. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интенграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. -114 с., илл.
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

Приложение №1

    Лепка «Овощи».

Задачи:

Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.

Ход занятия:

Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.

Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.

             

                  Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »

Задачи:

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.

Ход занятия:

Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?

- Какие овощи вы там покупали?

- В чем вы несли овощи домой?

- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

- Какие овощи вы любите больше всего?

Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.

                               

Приложение №2

 Посадка лука, чеснока,

Задачи:

• Учить детей узнавать овощи – лук, чеснок . . .

• Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.

• Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти овощи.

• Закрепить представление о последовательности трудового процесса.

• Развивать речь детей и активизировать их словарь.

• Воспитывать желание самим выращивать овощи.

. Физминутка.

Дети сажают растения под руководством воспитателя.

. Фиксировать рост лука рисунками.

Приложение №3

Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».

Задачи:

-Закрепить знания детей об овощах.

-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.

-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.

-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.

Ход занятия:

Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.

Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.

Загадки:

1. Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец) 3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

 4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)

5. Красненьки сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)

6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)

7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)

8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачек)

Физминутка.

Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.

Рассматривание и называние овощей, растущих на огороде (лук, чеснок).

Беседа о том, что за растениями необходим уход.

Сначала наш лучок был такой (фото)

Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Во саду ли, в огороде»

Конспект  организованной образовательной деятельности с  воспитанниками  средней группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Во саду ли, в огороде»...

Проект на тему: «Огород на окне» образовательная область «Познавательное развитие" подготовительная к школе группа

Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 месяц.Участники проекта:-дети подготовительной к школе группе «Алёнушка»,-педагоги;-родите...

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Микрогрин на подоконнике»

Цель: формирование умения детей экспериментировать – выращивать микрозелень на различных видах грунта.Задачи:- создать условия для формирования у детей основ экологической культуры;- способствов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...

Экологический проект Тема: «Огород на окне» Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Экологический проектТема: «Огород на окне»Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)...