Проект «Осень – чудная пора» средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа)

Мельникова Татьяна Александровна

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_srednyaya_gruppa.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Проект

Тема: «Осень – чудная пора»

Средняя группа

Образовательная область: «Познавательное  развитие»

Подготовила  воспитатель

первой  квалификационной категории

Мельникова Татьяна Александровна

Сакмара 2023г.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………3

Проектная карта ……………………………………………...…4

Матрица проекта………………………………………………...6

Используемая литература………………………………………10

Приложение  1«Как сделать осеннюю прогулку  интересной и познавательной»

Приложение 2 «Цикл наблюдений, эксперименты…»

Пояснительная записка.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое.  

С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода, и дети это заметили. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Образовательная деятельность

1 Развитие речи

Приобщение к социокультурным ценностям

Рисование:

ФЭМП

Аппликация/Лепка

2

Наблюдения, прогулки

Подвижная игра «У медведя во бору»

Наблюдение за окраской деревьев осенью

Сравнение листьев разных деревьев

3

Рассказывание

Беседа  «Что я знаю о дарах осеннего леса»

рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень»

разучивание стихотворений об осени

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

4

Чтение художественной литературы

В. Сутеев

«Под грибом»

Ю. Тувим  «Овощи»;

А. Барто «Осенью»

Е.Фартутдинова  «Сказка о том, почему помидор стал красным».

Сказка «Мужик и медведь»

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Е.Благинина «Листья золотые падают, летят»

5

Моделирование, экспериментирование

Композиция «Тыква из листьев»

Изготовление макета «Кто живет в осеннем лесу»

Опыт «Листопад в тарелочке»

6

Игры  (настольно-печатные, сюжетно-ролевые и дидактические)

Домино «Овощи – фрукты», «Времена года»

Сюжетно ролевая игра «Магазин», сюжет «Покупка продуктов»

Дидактическая игра «Собираемся на прогулку»

Раскрашивание раскрасок

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

7

Художественно-творческая деятельность:

Рисование

«Осень» (нетрадиционное рисование отпечатком листа)

Аппликация

«Витамины  для здоровья»

Лепка

«Мухамор»

Матрица проекта

Название проекта:  «Осень – чудная пора»

Тема проекта: Расширение представлений у  детей об изменениях в природе осенью.

Вид  проекта: творческо-исследовательский.

Проблемное поле:  В среднем дошкольном возрасте дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.

Цель: Расширять представления детей об изменениях в природе осенью.

Задачи:

Образовательные:

- формировать  умение детей находить приметы осени

- расширять кругозор детей о золотой осени – основные признаки осени, сезонные изменения в природе

- формировать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивающие:

- обобщить знания детей по теме «Осень»

- развивать связную речь и обогащать словарный запас детей

- развивать художественно – творческие способности детей

- развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм

Воспитательные:

- воспитывать бережное, эмоционально – положительное отношение к природе

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

- ОД

- игры

- творческая деятельность

- моделирование

- чтение художественной литературы

- наблюдение

- экспериментирование  и опыты

- беседа

- подвижные игры

Дети:

- Беседы

- Составление рассказа

- Подвижная игра

- Сюжетно – ролевые игры

- Дидактические игры

- Отгадывание загадок

- Художественно – творческая деятельность

Воспитатели группы:

- Создать развивающую предметно-пространственную среду;

- Подобрать иллюстрации;

- Раскраски  про осень, фрукты, овощи, грибы;

- Подготовить материал для чтения, подобрать книги, загадки;

- Маски к подвижной игре

- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»

- Папка-передвижка «Осень»;

- Работа по созданию гербария

Библиотекарь:

Подбор литературы для бесед с детьми

Родители:

Привлечь родителей к изготовлению поделок вместе с детьми из природного материала

Разучивание стихотворение к утреннику

Чтение художественной литературы с ребенком дома по теме проекта.

Памятка для родителей «Делаем поделки из природного материала вместе с детьми»

Итоговое мероприятие: 

- оформление выставки  творческих работ  «Осенние мотивы»

- проведение осеннего утренника «Волшебный зонтик осени»

Вид проекта:

Состав участников:

дети средней группы, воспитатели, родители.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 2 недели (сентябрь 2023г)

№№пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото  материала по теме проекта.

18.09.23 г- 21.09.23 г.

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта.

22.09.23 г.

3

Практический

Чтение художественной литературы по теме

Разгадывание загадок

Проведение опытов

Организация выставки  творческих работ  «Осенние мотивы»

25.09.23 – 29.09.23 г.

4

Контрольный

Осенний утренник «Волшебный зонтик осени»

25.11.22 г.

Ожидаемый результат:  В результате реализации проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. В процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками осенней тематики и об окружающем мире, у детей расширился и активизировался речевой запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и иллюстрировать их. У родителей появился интерес к развитию творчества, участвовать в жизни группы.

Список литературы:

1. К. Ю. Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

2. Т. Г.Кобзева Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа Волгоград : Учитель, 2012. – 330 с.

3. Т. Г.Кобзева Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа Волгоград : Учитель, 2012. – 330 с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: «Карапуз», 2010г.- 144с.

5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа. М.: «Мозаика-Синтез», 2016 г.96с.

Интернет ресурсы:

1.https://nsportal.

2. https://www.maam.ru

3. https://ped-kopilka.ru

 

Приложение 1

Консультация для родителей

«Как сделать осеннюю прогулку  интересной и познавательной»

Уважаемые родители!

        Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью? Эта консультация поможет вам найти ответы на некоторые вопросы.

        Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.

▪  «Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария (собрать осенние листья, засушить).  

▪ «Волшебная природа». Выберите солнечный день и отправляйтесь на прогулку в парк или лесок. Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Ищите, находите красивые листья, шишечки и веточки. Устройте соревнование, кто из вас громче зашуршит листвой, кто найдет самый большой лист, кто найдет самый красный лист и т. д.          

                                                       Наблюдение.

Наблюдайте за природой, например, что делают осенью птицы. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание ребенка на деревья, на смену их наряда. Поищите шиповник, он можете еще цвести, хотя на кустах давно созрели ягоды. Дайте понюхать ребенку этот цветок, запах запомнится ребенку и оставит приятное впечатление.

Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

Приметы осени.

■  Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.

■  Много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная.

■  Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.

■  Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.

■  Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.

■  Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.                                 

Заготовка природного материала

Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести; семена ясеня, клена собирают даже зимой. Ранней весной можно засушить цветы и листья ландыша, тюльпанов, купавки, едкого лютика. В начале лета собрать тополиный пух, в разгар лета заготовить разные цветы лесов, полей, лугов и чуть позже - золотую и багряную листву осенних деревьев. Особенно богатую палитру красок дает осень.

Заготовленный природный материала можно использовать в творческих работах.

Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой: прогулки в скверы, выезды на дачу, загородные прогулки, туристические походы. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать.

Солома - гладкая, гибкая, пахучая, с ней приятно работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона.

Березовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных поделок. На Руси в народном творчестве издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.

Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно  предложить  детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?». Побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).

На осеннюю тему существует много сказок – прогулка станет отличным поводом вспомнить и инсценировать их на фоне природы!

Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!

Спасибо за внимание! 

Приложение 2

Цикл наблюдений, эксперименты…

«Ветер подул»
Цель:
- Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер.
- Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
- Активизация словаря детей: ветер.
Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены.

Ход наблюдения:
- Сравните две картинки:
Чем они отличаются?
-Почему ветви у дерева наклонены?
- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).
Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.
-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)
- Что заставляет тучи мчаться?
- Какая погода? Ветрено?
- Покажите карточку из календаря.

Ветер подул
Хлопнул ветер дверью сильный
Ветер громкий, ветер сильный,
Он с деревьев листья рвет,
Пыль несет он в огород.
Деревце в окно стучится
Может всякое случиться.
С. Егоров
-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?
Какой осенний ветер?

Наступила осень – листья пожелтели»
Цель:
- Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.
- Развитие внимания.
- Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Оборудование:

Ход наблюдения:
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова.
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?...
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.
Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.
Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
(осенние листья)
В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.
Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

«От воды туман»
Цель:
- Знакомство детей с осенним явлением: туман.
- Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.
- Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.

Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом:
- Это туман.
- Какой он?
- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.

Потемнели ветви,
Из воды туман
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
В. Степанов

- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.
Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.
Рассказ ворона о тумане:
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный.
Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно.
Если туман прижмется к земле – жди солнца.
Ворон: Сегодня будет ясно.
(Дети наблюдают за растворением тумана).
Осень
Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам.
Ни дорожек, ни поляны –
Ничего не видно нам.
Понапрасну, где-то с крыши
Кукарекает петух:
Осень будто и не слышит
И туман как-будто глух!
Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян
И не дует осень в дудки,
И туман, как есть туман!
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом –
Осень к речке, старым ветлам
Подбирается бочком.
И туман снимает белый –
Полотно за полотном:
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном!
Е. Городецкий

Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.

«Дождь и снег»
Цель:
- Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления (в октябре снег и дождь, хмурое небо).
- Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
- Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно.
- Обогащение словаря: октябрь.
Оборудование: модель конструктор (кружочки маленьких размеров из картона холодных тонов, часть кружков с прорисовкой снежинок).

Ход наблюдения:
- Что у нас над головой?
- Какое сегодня небо: ясное или пасмурное?
- Видно ли на небе солнце?
- Дует ли ветер?
- Холодная или теплая погода?
- Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках?
- Расскажите про пасмурную осеннюю погоду. (Дети слушают рассказ 1-2 детей).
Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу.
- На что похожи тучи?
Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами.
-У-у-у – воет ветер, гудит пароход.
- А вы, что представляете?
- Что несут тучи?
- Какой дождь осенью: крупный или мелкий, моросящий?
- Дождь теплый или холодный?
Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь.
Дети наблюдают за дождем со снегом, выкладывают модель дождя со снегом: сначала вверху стола выкладывается туча из маленьких кружков. На сигнал «дождь», дети передвигают отдельные капельки – кружки вниз; на слова «снег» - передвигают кружочки со снежинкой; на слова «дождь и снег» - выбирают 2 вида карточек.
Дождик
Дождик, дождик моросит осенний. Кружочки - капельки
Сеет дождик через сито дым серый.

Дождь художник: он рисует лужи, Выкладывают лужи из
И на трубах он играет не хуже дождинок

Вот и серый снег пошел, лег густо. Кружочки - снег
До чего же хорошо и грустно. Сугробы
Р.Сэф

В народе есть примета – если снег упал днем – он растает.

«Где же солнышко?»
Цель:
- Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).
- Развитие внимания, речи.
- Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения:
К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
А. Плещеев

- Какая погода осенью: холодная или теплая?
- Когда бывает тепло?
- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?
- Протяните ладони: тепло ли вам?
Солнце не блестит, не яркое.
Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.
- Узнаем, теплое ли солнце?
На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.
ОКТЯБРЬ – грязник.
Почему его так называют?
Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым количеством лучей).

Мельникова Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».Краткое содержание проекта:  - накопление информ...

Проект «Осень - щедрая пора». Средняя группа

Задачи проекта:- расширить представления об изменениях в природе осенью;- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживойприроды;- закрепить понятия: «Овощи», «Фру...

Проект «Осень — чудная пора» (средняя группа)

Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным б...

Проект "Осень - чудная пора" в средней группе.

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, ...

Проект "Осень - чудная пора" в средней группе

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из опре...