Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: «Права ребёнка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
в старшей группе
на тему: «Права ребёнка»
Составила и провела воспитатель:
Арефьева Ирина Юрьевна
г. Тихвин
Цель: Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
Задачи:
- Образовательные
- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях (право на имя; право на семью; право на отдых; право на образование; право на лечение).
- Закрепить знание детей о своих правах.
- Формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей.
- Активизировать словарь по теме: свидетельство о рождении, юридическая консультация, генеалогическое древо.
- Развивающие
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные
- Воспитывать интерес у детей в изучении законов по правам несовершеннолетних.
Предварительная работа: беседы на тему «Конвенция о правах ребенка», «Права ребёнка», «Право на семью». Чтение сказок: «Гуси-лебеди», «Крошечка Хаврошечка», «Лиса, петух и кот», «Золушка», «Снежная Королева», «Айболит»
Материал: конверты с картинками к правам
Ход занятия
1. Вступление
- Сегодня в нашей группе будет работать юридическая консультация.
(Заходит почтальон)
- К нам пришли письма от людей, на которые нужно ответить. Мы с Вами обсудим очень серьёзную тему: «Права ребёнка».
2. Основная часть
- Посмотрим, какой вопрос будет в первом конверте.
- Посмотрите на картинку и скажите, отличаются ли эти малыши? (Нет, они одинаковые)
- Новорожденные дети почти все время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы их не перепутали, врачи прикрепляют малышам на руку бирочку с номером.
- А вам было бы приятно, если бы вас называли цифрой? (Нет)
- Поэтому каждый человек с рождения приобретает право на имя. Имя записывается в специальный документ - свидетельство о рождении.
- Каждое имя играет большую роль в жизни людей, т.к. каждое оно имеет свое значение и определяет его характер. Сейчас я вам расскажу, что значат ваши имена.
Александр - «мужественный защитник»
Михаил - «кто как Бог»
Сергей - «высокий, высокопочтимый»
Дарья - «огонь великий»
Екатерина – «вечно чистая»
Алёна – «солнечная»
Кирилл - «повелитель»
Варя – «варварка»
- Давайте посмотрим, что во втором конверте.
- Как вы думаете, кто изображен на картинке? (На картинке изображена семья)
- Когда ребенок появляется на свет, с кем он живет? (С мамой и папой) Правильно каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье
- Посмотрите на доску, что здесь изображено? (Здесь изображено дерево)
- Правильно дерево, только называется оно генеалогическое древо. Повторите.
- Генеалогия - это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи.
- Внимательно посмотрите на своё древо и ответьте:
- У мамы и папы есть мама, кем она является для вас? (Бабушка)
- У мамы и папы есть папа, кем он является для вас? (Дедушка)
Правильно бабушка и дедушка.
- Есть ли у бабушки и дедушки ещё сыновья или дочери, кроме ваших родителей? И кем они являются для вас? (Ответы детей)
- А у бабушек и дедушек тоже были мамы и папы. Для вас они кто? (Прабабушки и прадедушки). Правильно прадедушки и прабабушки.
- На этом род не заканчивается. Ведь у прадедушек и прабабушек тоже были родители. Корни генеалогического древа надо искать в глубине истории.
- Если вы будете, друг друга любить, уважать, беречь ваше родословное древо будет всегда живым крепким и здоровым.
- Теперь я предлагаю вам побыть в роли консультантов. Первым консультантом будет Саша С. Открой конверт и скажи о каком праве рассказывает тебе эта картинка? (Право на образование)
- Правильно, о праве на образование. Как ты думаешь, Саша, каждый человек имеет право на образование? (Ответ) Спасибо за ответ.
- А теперь ответьте: Кто обучает вас здесь, в детском саду? (В детском саду нас обучает воспитатель)
- Кто вас будет учить в школе? (В школе нас будет учить учитель)
- Чему мы учимся в детском саду? А сейчас мы посмотрим, чему вы научились в детском саду.
- Перед вами на столах лежит карточка, на которой изображены листочки. Сколько листиков на первой веточке? (2) А на второй? (0) Вам нужно на второй веточке нарисовать на 1 листик больше, чем на первой. Сядьте прямо, спину держите ровно, карандаш возьмите правильно.
- Теперь поменяйтесь и проверьте, все ли правильно сделано. Сколько листочков нужно было нарисовать? (3)
- Следующим консультантом будет Катя Ш. Посмотрим, что за вопрос лежит в этом конверте. Что это за право? (Право на медицинское обслуживание)
- Каждый ли ребенок имеет право на лечение? Спасибо за содержательный ответ. Проходите на свое место.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Ответы детей) Какими нас делает зарядка и физкультура? Что ещё нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Гулять) А разве гуляя, мы не можем заболеть? (Можем) Что нужно делать, чтобы этого не случилось? (одеваться по погоде летом-…, зимой-…, осенью-…, весной-…) Если мы будем есть овощи и фрукты, мы тоже будем здоровыми. А почему? (В овощах и фруктах есть витамины)
- А сейчас мы с вами сделаем зарядку, чтобы тоже быть здоровыми.
Утром гномы в лес пошли.
(Шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(Наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три –
(Наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!
(Руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали,
(Наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в школу опоздали.
(Руки к щекам и покачать головой)
Побежали, заспешили
(Бег на месте)
И грибы все уронили!
(Присесть)
- Проходите на места. Следующим консультантом я предлагаю быть Мише М. Какое право в этом письме? (Право на жилище)
- Каждый ребенок имеет право на жилище? Спасибо за ответ.
- Ребята, скажите: С кем вы живете в доме? (С родителями) Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить? (Ответы детей)
- Скажите для чего нам нужно знать свой адрес? (Ответы детей) Сейчас мы проверим, как вы знаете свой домашний адрес.
Игра с мячом «Назови свой домашний адрес»
Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают. Воспитатель поощряет детей, хорошо знающих свои адреса.
- Ребята, посмотрите, нам пришло ещё одно письмо. Давайте посмотрим, что там внутри.
Это же письмо от Золушки. Послушайте:
Дразнят Золушкой меня,
Оттого что у огня
Силы не жалея,
Силы не жалея,
В кухне я тружусь, тружусь.
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Кирилл, объясни, какое право здесь нарушено? (Право на отдых)
- Скажи, все ли дети имеют это_право?
Расскажите, пожалуйста, какой бывает отдых? Как люди отдыхают?
- Подведение итогов
- О чем мы сегодня говорили (О Правах).
- Какие права вы запомнили? (Право на имя)
- Кто запомнил, как называется документ в котором записывается наше имя (Свидетельство о рождении)
- Какие права вы ещё запомнили? (Право на семью, на жилье, на отдых, на образование)
- Ребята, я думаю, что права о которых мы с вами говорили вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.
«В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям...»
Анализ деятельности
Поставленные цели в результате деятельности были выполнены.
Дети закрепляли свои знания о правах и обязанностях дошкольного возраста. На протяжении всей деятельности речь детей развивалась, через рассуждения, умение делать выводы, сопоставлять, чтение стихотворений.
Ребята познакомились с новыми словами: свидетельство о рождении, генеалогическое древо семьи, образование, Дюймовочка. Объяснили их значение.
Велась работа по закреплению знаний о своих гражданских правах (право на имя; право на семью; право на отдых; право на образование; право на лечение).
На занятии был правильно подобран демонстрационный материал.
Материал размещался рационально.
Во время совместной деятельности ребята играли, двигались, выполняли задания сидя на ковре, за столом, стоя.
Длительность занятия соответствовала Сан.ПиНам.
Во время деятельности были использованы различные методы и приёмы работы с детьми.
Во время выполнения работы я оказывала индивидуальную помощь, тем, кто нуждался.
В течение занятия наблюдалась активность детей, интерес сохранился до конца деятельности, внимание было сосредоточенным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»
Работа с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Права ребёнка».
Задачи:· обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений (Со...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по безопасности в старшей группе. ТЕМА: »Правила поведения на улице и дома»
Обобщение и закрепление правил безопасности на улице и дома....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе Тема: «Правила дорожные совсем-совсем несложные»
Материал можно использовать при проведения образовательной деятельности в старшей подгруппе по ПДД....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...