Краткосрочный проект "ДЕНЬ СИНИЧКИ"2022
проект по окружающему миру (старшая группа)

Зиятдинова Венера Рахимзяновна

день синички 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinichkin_den.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад «Березка» пгт Рыбная Слобода Рыбно - Слободского муниципального района  

Республики Татарстан



Краткосрочный проект

 «Синичкин день»

для детей старшей  группы


Составила и провела:

                                                                                   воспитатель Зиятдинова В.Р.


                                               пгт Рыбная Слобода - 2022

 

Участники: дошкольники 5-6лет, воспитатель, родители

Тип проекта: познавательно-продуктивный

Актуальность проекта. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя, итоговое мероприятие - 11 ноября)

Цель: Познакомить детей с экологическим праздником - Синичкин день.

Интеграция образовательных  направлений: познавательное развитие.

Задачи:

- формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;

- развивать наблюдательность, внимание, любознательность;

- воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.

Социально – коммуникативное развитие:

Задачи:

- развивать инициативность;

-обогащать способы сотрудничества каждого ребёнка, опираясь на интеграцию разных  видов деятельности;

- учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний;

-формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;

-учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться

  впечатлениями.

Речевое развитие:

Задачи:

- продолжать расширять и пополнять у детей словарный запас;

- развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;

- учить подбирать слова, обозначающие названия в уменьшительно ласкательной форме;

- умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.

Художественно –  эстетическое развитие:

Задачи:

-упражнять в создании коллективной аппликации; учить рисовать синичку, используя нетрадиционные материалы (салфетки).

Физическое развитие:

Задачи:

- формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении

и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный:

Предварительная работа с детьми:

Чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь»

- рассматривание иллюстраций зимующих птиц;

- беседа на тему: «Зимующие птицы»;

- дидактическая игра «Собери картинку»;

- чтение произведений о зимующих птицах.

Предварительная работа с родителями:

Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Изготовить дома кормушки для птиц.

Методы и приёмы работы:

- коллективное рассматривание;

- словесные: беседа, чтение загадок, стихотворений, объяснения, указания,  словесные инструкции;

- технология моделирования;

- прослушивание аудиозаписи.

- просмотр мульфильмов

Материалы:

- иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц

- загадки о зимующих птицах;

- аудиозапись «Звуки леса»;

- изготовленные детьми с помощью родителей кормушки;

- материалы для  рисования, конструирования из бумаги.

2 этап - практический (реализация проекта):

Социально- коммуникативное развитие (приложение №1):

- Беседа «Как живут синички»

-Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?» и «Чем питаются птицы зимой?»

- Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»

- Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)»

Познавательное развитие (приложение №2):

Просмотр презентации «Виды синиц»

- Отгадывание загадок о зимующих птицах

- Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Речевое развитие (приложение №3): 

- Н.Лучинина «Синичкин день»,

- И.Сельвинский «О синицах»
- Е.Евсеева «Синица синица»,

- С.Михалков «Птичья столовая»,

- А.Яшин «Покормите птиц зимой»,

- В.Бианки «Синичкин календарь».

Художественно- эстетическое развитие (приложение №4):

- Аппликация «Синички на ветке»,

- Конструирование из картона и бумажных салфеток «Кормушка для птиц»,

- Рисование «Птичка-невеличка – синичка».

Физическое развитие (приложение №5):

- Игра- имитация движений птиц,

- Подвижные игры «Совушка», «Птицы и кошка», «Перелет птиц».

 3 этап - заключительный - представляется результат выполнения проекта:

- оформление выставки «Птичка синичка»,

- ООД «День рождения синички – 12 ноября» (приложение №6).

Приложение №7

Рекомендации родителям «Наблюдаем с детьми 5-6лет зимой за природой. Тема «Зимующие птицы»»

Приложение №3:

Н. Лучинина Синичкин день

Кто вы, птички-невелички?

Ровно в полдень за окном,

Раз-зинь-зинькались синички,

Расцветили всё кругом.

Только солнышко пригрело,

Дружной стайкой собрались,

И летят за кормом смело –

Вон порхают вверх и вниз.

Приглашают всех подружек,

От неслыханных щедрот,

Отобедать у кормушек,

Что развесил им народ.

То-то будет праздник, право,

К вам в мороз, среди зимы,

Прилетят большой оравой,

Щебетуньи, свистуны.

Слышно будет за оградой:

«Зинь-зинь-зинь».

Да: «Тень-тень-тень».

Наслаждайтесь сей отрадой –

Песнь поёт Синичкин день!

И. Сельвинский О синицах

Вот вы говорите — синица,

Синицу любой назовет.

Но вам, друзья, и не снится,

Какой это пестрый народ:

Синица с хохлатой головкой

Ее «гренадеркой» зовут,

Черная с ней «московка»

У гнездышка тут как тут.

«Пухляк» — у него привычка

В дудочку во весь дух!

«Лазоревка», дивная птичка,

Нежно-небесный пух.

Вглядитесь в их милые лица:

Различны они? Вот-вот.

А вы говорите: синица.

Синицу любой назовет.

Е.Евсеева «Что снится синице?»
- Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.

- Арчвадзе Ю.Д.

«Какие бывают синички» (презентация)

«Синичкин день» (презентация)

- А.Яшин «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- В.Бианки «Синичкин календарь» (аудизапись)

Приложение №2

Игра « Угадай птицу по словесному описанию»

На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.

  • Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей).
  • На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица).
  • У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел).
  • У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь).
  • Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст).
  • Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока).
  • У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона).

Загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

в желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

а зовут её …(синичка)

Эта птица так болтлива,

воровата, суетлива,

стрекотунья, белобока,

а зовут её …(сорока).

Красногрудый, чернокрылый,

любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

он появится опять (снегирь)

Чернокрылый, красногрудый

зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

ведь это … (снегири)

На ветвях украшенных снежной бахромой,

яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки на яблоне весело снуют,

гусениц мороженых яблоки клюют (снегири)

В тёплый край не улетают,

на морозе распевают,

Эти птички-невелички

называются … (синички)

В серой шубке перовой

и в морозы он герой,

Зимовать не улетает,

под карнизом обитает. (Воробей)

Что за стол среди берез

под открытым небом?

Угощает он в мороз

птиц зерном и хлебом (Кормушка)

Пословицы о синицах

  • Не много зинька ест - пьет, а весело живет.
  • Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит.
  • Синичка – воробью сестричка.
  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.
  • Невелика синица, голосок востёр.

Приложение №7

Рекомендация для родителей

«Наблюдаем с детьми 5-6 лет зимой за природой. Тема «Зимующие птицы»»

Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь, как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.

Дети 5-6 лет должны:

Знать и называть не менее 7-10 зимующих птиц.

Уметь называть части птиц: голова, клюв, глаза, туловище, лапы, хвост, перья.

Знать, чем питаются птицы зимой.

Составлять описательный рассказ.

Отгадывать загадки.

Родителям рекомендуется:

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдать за птицами, а дома рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост). Показать на улице зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, ворону, воробья, снегиря, свиристеля. Показать на картинке клеста и кедровку. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

2. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице или в саду.

3. Обратить внимание ребёнка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица), на кормушку.

4. Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой

5. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задайте ребенку вопросы:

Каких зимующих птиц ты знаешь?

Почему они называются зимующими?

Чем птицы питаются зимой?

Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

Как можно помочь птицам?

Памятка "Как подкармливать птиц"

1. Кормушки должны быть удобными.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

И помните - кормить птиц надо регулярно!

Удачи вам!

Приложение №5.

«Перелет птиц»


Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

 Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.

«Совушка»

Цель: развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места

 Описание игры: на площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо совушки». Выбирается «совушка», а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» – «совушка» гуляет, «насекомые» спят. И «совушка» смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится «совушка» отводит к себе в гнездо. Продолжительность 5-7 минут

Подвижная игра «Птички и кошка».

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры:

В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Конспект (Приложение №2)

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: познавательное развитие.

Раздел: художественно-эстетическое развитие (аппликация).

Тема: «Поможем синичке».

Возрастная группа: старшая группа.

Время проведения занятия: ноябрь

Форма занятия: групповая

Цель: продолжать знакомить детей с культурой русского народа, расширять знания детей о праздниках и их традициях.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и к птицам.

Образовательные: сформировать представление детей о внешнем виде синицы; учить преобразовывать готовую форму, разрезая её на две части; совершенствовать навыки аккуратного вырезания и наклеивания

Развивающие: развивать у детей творческие способности, развивать мелкую моторику, связную речь, развивать наблюдательность, внимание, мышление и память.

Материалы: геометрические фигуры: прямоугольники, квадрат из цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки, подставки, клеенки, салфетки, образец работы.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок.

Приоритетные образовательные области: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методические приемы: показ иллюстраций, загадки, художественное слово, использование аудиозаписей, физминутка.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в гости.

(На берёзовой веточке сидит птичка, показ иллюстраций с изображением синицы).

- Какая красивая птичка к нам прилетела, а вы знаете, как она называется?

- Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее ….

Дети: синичка.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, давайте все вместе вспомним, как выглядит синичка? Чем питается? Где зимует? (ответы детей).

Посмотрите, какой красивый наряд у птички она нарядилась в желтую рубашку с черным галстуком, в зеленый плащик, а голову украсила черной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.

В теплый край не улетают

На морозе распевают

Эти птички – невелички

Раскрасавицы синички.

- Давайте послушаем голосок синички.

(запись голоса синички).

Воспитатель: Ребята синичка зовёт вас поиграть.

 Физкультминутка.

Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Воспитатель: Хорошо играли ребята, молодцы, но наша синичка, почему, то загрустила, сейчас узнаем что случилось?

- Ребята ей скучно одной, у нее совсем нет друзей, вы поможете сделать ей друзей? (ответы детей).

- Синичке мы сейчас поможем

И смастерить друзей мы сможем.

- Перед тем как вы приступите к работе, давайте внимательно рассмотрим синичку. На что похожа голова, туловище, хвостик, клюв, лапки и глазки.

У вас на столах лежат заготовки для деталей наших птиц. Сначала из желтого прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы. Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова. С обратной стороны синего прямоугольника нарисуем крыло и разрежем, хвост тоже сделаем из прямоугольника. Из обрезков мы вырежем клюв, лапы, и глаз. Когда мы приготовим все детали, мы их будем приклеивать на картон, но сначала надо разложить все детали на картоне: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло. Лишний клей аккуратно убираем салфеткой.

Воспитатель помогает детям, у которых возникают трудности с выполнением задания.

- Молодцы, посмотрите, как много получилось красивых синичек, подружек для нашей птички.

Синичке друзей мы смастерили с вами,

И весело им будет летать над лесами.

- Ребята, давайте организуем выставку для родителей. Пусть они увидят ваши замечательные работы.

-Молодцы! Скажите, где мы наблюдали с вами за синичками. Давайте вспомним, как они выглядят и ведут себя в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный познавательно-творческий проект « Сине-голубая Гжель»

Краткосрочный проект совместный с родителями...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ для детей младшего дошкольного возраста (с 2х – до 3х лет) «СИНИЧКА – МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА

Первый этап.Актуальность проекта.Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. ...

Акция "Зажги синим" 2022

#ЛюдиКакЛюди...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...

Краткосрочный проект «День Рождения у птички Синички» для детей разновозрастной группы

краткосрочный проект "День рождения у птички Синички" для детей разновозрастной группы (3-7 лет). Участники: дошкольники 3-7лет, воспитатель, родителиТип проекта: информационно-познават...