Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

 Ознакомление с окружающим «Зимующие птицы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Центр образования «Каразей» детский сад «Земляничка»

Конспект НОД по познавательному развитию с применением ИКТ» 

 Ознакомление с окружающим «Зимующие птицы»

старшая группа

http://stat16.privet.ru/lr/0b34d5765181b53c32fbf796f9244af3

Выполнила: Глазунова Людмила Анатольевна

воспитатель первой квалификационной  категории

Пояснительная записка

     Конспект разработан в рамках проекта «Помощь птицам зимой» с использованием ИКТ.  Проект был групповой с привлечением родителей.  В ходе реализации проекта родители совместно с детьми изготовили кормушки для птиц. Была проведена экологическая акция «Птичья столовая». Целью акции было вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную помощь птицам (изготовление кормушек и кормление птиц в зимнее время). Данный конспект занятия был построен с опорой на полученные знания воспитанников в ходе реализации проекта.

Примечания: 

      Применение разнообразных приёмов и методов, используемых в занятии, способствуют формированию у детей познавательных действий, первичного представления об объектах окружающего мира.  Развивают эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формируют позитивные установки к различным видам труда, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

       Использование организационного момента позволяет настроить детей на познавательный интерес.   Ход занятия решает задачи воспитательного характера: навыки   взаимодействия,

самостоятельность, умение понимать задачу. Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.        Для получения более высоких результатов деятельности детей, в занятие включены разнообразные материалы: наглядные пособия, раздаточный материал, ИКТ, позволяющие удерживать интерес детей на протяжении всего

мероприятия.  Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивается через физкультминутку в середине занятия, смену поз и видов деятельности.      

Интернет – ресурсы:

www.prodlenka.org

http://nsportal.ru

http://www.maam.ru

http://doshkolnik.ru

Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи:

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира;

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

- формировать позитивные установки к различным видам труда;

Методы:

  - Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, объяснение, проблемная мотивация, поощрение);

  - наглядный (демонстрация презентации, варианты корма для птиц);

  - игровой (игра «Кто лишний», сюрпризный момент -  конверт из зимнего леса);        

  - практический (приготовить для птиц угощение и покормить).

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка. Чтение произведений, загадывание загадок.  Рассматривание изображений птиц, беседы. Проведение подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, записи «Голоса птиц», презентация «Зимующие птицы», конверт с загадками, кормушка, корм для птиц.

Ход занятия:

(Дети входят в группу)

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (
Ответы детей) 

(Воспитатель показывает на экране зимний пейзаж, включает на слайде запись вьюги) 

Воспитатель: Наступила зима. На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые птицы улетели в тёплые края. Как называют таких птиц? (Ответы детей) 

Воспитатель: Правильно, эти птицы улетают, ищут, где теплее.  Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают зимой, они остаются с нами. Кто знает, как называют таких птиц? (Ответы детей) 

Правильно таких птиц называют – зимующие.

Дидактическая игра: «Кто лишний?»  

Воспитатель: Я сегодня утром получила конверт из зимнего леса. В нём были фотографии птиц. (Воспитатель показывает картинки с изображением птиц, предварительно расположенных на мольберте)

-  Посмотрите, ребята, каких   птиц, невозможно   встретить в зимнем лесу?  
(
Ответы детей) 

- Правильно, голубь не лесная птица, живет рядом с людьми, ласточка – перелётная птица, вернётся с юга только весной.

Воспитатель: Ребята! А тут в конверте еще что-то лежит.

- Написано,  узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
            Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

             Словно кошки не боится – собирает крошки,

             А потом на ветку – прыг

             И чирикнет: «Чик-чирик!»  (Ответы детей) 

(Воспитатель показывает на экране отгадку)

      - Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает на слайде аудио запись звуков воробья)    

 Грудка ярче, чем заря, у кого… (Ответы детей) 

- Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев (Ответы детей).  Вы правы, головка чёрная, грудка красная, крылья серые. (Воспитатель показывает на экране отгадку)

Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму   тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться                    

семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря).

-  Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная.

 Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош этот день!» (Ответы детей)   

(Воспитатель показывает на экране отгадку)

 

- Эту птицу мы с вами каждый день видим на улице. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Синицы  подвижные и ловкие птички. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы).

  Воспитатель: Молодцы! Вы угадали всех птиц.

(Воспитатель предлагает детям превратиться в птичек)

Физкультминутка: «Хочу быть птичкой»

Мы по улице гуляли

Воробьев, ворон считали:

Раз, два, три, четыре, пять

 – будем мы считать опять.

Рот открыли, смотрим в небо,

Вправо, влево.

Птичками захотели стать

И крылышками помахать.

Крылья вверх, крылья вниз

Только слышен ветра свист.

Мы подпрыгнули, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.       (Дети, выполняют движения в соответствии с текстом, садятся на стульчики)

Воспитатель: Зимой птицам мало корма, поэтому они летят ближе к людям.

- Надо ли людям заботиться о птицах, почему и как? (Ответы детей).

-  Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму.  Давайте вспомним, чем питаются птицы?    (Ответы детей). 

(Воспитатель показывает на экране картинки продуктов, а дети выбирают те из них, чем питаются птицы)

- Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.

(Воспитатель предлагает пройти к столу, где находится кормушка и варианты корма для птиц: конфеты, печенье, семечки, крупа, хлеб, овощи, фрукты).

- Из всего предложенного выберите только то, чем питаются птицы и объясните свой выбор.  (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице.

- А теперь, я предлагаю поиграть с пальчиками.

Покормите птиц зимой! (Изображают, как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз (Изображают, как сыплют крошки)

К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

Нам встречать весну.

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Рефлексия: (Дети садятся на ковер в круг).
 Воспитатель:  Что вас заинтересовало на занятии больше всего? (ответы детей).
 Что вас удивило? (ответы детей).
Воспитатель: Мы  сегодня  с вами вспомнили, как ухаживать за птицами  и  чем кормить. Мне очень понравилось, что вам было   интересно. А сейчас я вам предлагаю пойти на улицу и установить кормушки для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...