"Возвращение к истокам — как на Руси хлеб пекли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Возвращение к истокам — как на Руси хлеб пекли»
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать и синтезировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба;
- Учить сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Обогащать словарь детей прилагательными.
Развивающие:
- Развивать умение поддерживать беседу;
- Активизировать словарь детей, развивать связную монологическую речь;
- Развивать сенсорные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу;
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей;
- Вызвать интерес к коллективному труду.
Интеграция областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: Групповая.
Предварительная работа:
Беседы с детьми по теме «Как выращивали хлеб на Руси», «Беседы о хлеборобах», лепка из соленого теста хлебобулочных изделий (изготовление панно), заучивание пословиц о хлебе, рассматривание колосьев пшеницы, муки, теста. Рассматривание альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий, д/и «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию», «Что лишнее?».
Материалы и оборудование:
Музей русской избы, домашняя утварь, русский народный костюм, хлебопечка, все ингредиенты для хлеба, колосья, зерна, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Возвращение к истокам — как на Руси хлеб пекли»
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать и синтезировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба;
- Учить сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Обогащать словарь детей прилагательными.
Развивающие:
- Развивать умение поддерживать беседу;
- Активизировать словарь детей, развивать связную монологическую речь;
- Развивать сенсорные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу;
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей;
- Вызвать интерес к коллективному труду.
Интеграция областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: Групповая.
Предварительная работа:
Беседы с детьми по теме «Как выращивали хлеб на Руси», «Беседы о хлеборобах», лепка из соленого теста хлебобулочных изделий (изготовление панно), заучивание пословиц о хлебе, рассматривание колосьев пшеницы, муки, теста. Рассматривание альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий, д/и «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию», «Что лишнее?».
Материалы и оборудование:
Музей русской избы, домашняя утварь, русский народный костюм, хлебопечка, все ингредиенты для хлеба, колосья, зерна, музыкальное сопровождение.
1. Вводная часть
Дети входят под музыку и встают в круг
Воспитатель: — Дети здравствуйте! Вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Здравствуй!»
- Повторяй за мной
- Здравствуй солнце золотое!
- Здравствуй небо голубое!
- Здравствуй вольный ветерок!
- Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я приветствую!
Подарим, друг другу хорошее настроение и пожелаем доброго дня.
2. Сюрпризный момент
Воспитатель держит корзинку накрытую салфеткой с караваем. Ребята отгадайте загадку тогда и узнаете что спрятано в корзине.
«Есть такие слова:
«Он всему – голова»
Хрустящей корочкой одет,
Мягкий черный, белый…»
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Какие вы молодцы! В давние времена хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе, ведь хлеб был основным продуктом питания.
Мотивирование к деятельности:
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели полететь на машине времени в далекое прошлое и посмотреть, как жили раньше люди в селе в избах, как пекли хлеб в старину и встречали гостей с «Хлебом, да солью».
Дети: Да! Очень хотим!
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, закроем глазки и все вместе, скажем «Полетели!». Ну, вот мы с вами очутились в избе (дети рассаживаются на лавочки в мини – музее «Русская изба»).
Хозяйка: Здравствуйте, гости желанные! Заходите скорей! Я сегодня вам расскажу и покажу, как раньше хлеб пекли, а потом и вместе тесто замесим, да и пышный хлеб в печи испечем».
3. Основная часть
Хозяйка: У нас есть слова «Хлеб – всему голова». Ребята, а откуда берется хлеб?
Дети: Зерно сеют на полях, из них вырастают колоски.
Хозяйка: Верно ребята, а вот те самые колоски, что вырастают на полях (рассматривание колосков). Потом собранные колоски с полей везли на мельницу там зерна из колосков выбивали. А потом растирали в ступке или на жерновах, и получалась мука. Вот так (показ растирания зерен в ступке).
Хозяйка: (Опыт) Ребята я в один мешочек насыпаю муки, в другой – зерно. Перемешаю их. А теперь пощупайте их и отгадайте, где мука? Где зерно? (Дети отгадывают).
Хозяйка: Друзья, а как вы догадались?
Ответы детей: Мука мелкая, мягкая, а зерна крупные, тяжелые.
Хозяйка: Молодцы ребята вы правильно все определили.
Хозяйка: В давние времена хозяйки пекли хлеб ежедневно. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Для проверки качества муки ее пробовали, как говорили «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если мука не горчила, то мука свежая, хорошая и тесто из нее получалось удачное, пышное.
Возьмите по щепоточке муки и попробуйте ее «на зубок». Ну как годится наша мука для выпечки хлеба? Какая мука на вкус?
Дети: Да, мука сладкая, вкусная, безвкусная, никакая.
Хозяйка: (показывает сито) – Ребята, как вы думаете что это?
Дети: Сито.
Хозяйка: Для чего оно нужно?
Дети: Что бы просеивать.
Хозяйка: Да вы правильно ответили. Перед замесом теста муку обязательно просеивали через сито, что бы хлеб получался пышным и вкусным. Замешивали тесто в деревянной кадушке, которую называли – квашня. И потом готовое тесто отправляли в печь на специальной хлебной лопате.
Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть «Делу время, а потехе час», говорят русские люди.
Физкультминутка
«В землю зернышко попало» (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек прорастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (3 раза)
Хозяйка: Ребята, давайте, и мы с вами попробуем испечь вкусный хлебушек? Друзья, но все ингредиенты остались у нас в детском саду, давайте, скорее, займем свои места в машине времени и вернемся обратно (дети встают в круг и берутся за руки). Поехали.
Вот мы и на месте. Давайте подойдем к столу и рассмотрим все ингредиенты, которые нам с вами понадобятся для приготовления хлеба. Что вы видите на столе?
Дети: Мука, вода, соль, сахар, дрожжи, растительное масло.
Хозяйка: Все верно.
В старину как мы с вами видели, хлеб пекли в больших печах, этот процесс был достаточно трудоемким, а у нас с вами современная хлебопечь, сейчас нам нужно все ингредиенты поместить в ведерко и «чудо – хлебопечь все сделает сама», и в обед мы сможем с вами полакомиться нашим хлебушком.
4. Заключительная часть
Хозяйка: Вот и пришла наша встреча к концу. Где мы с вами сегодня побывали и что нового узнали?
Хозяйка: Правильно мы с вами окунулись в старину и увидели, как мололи муку, как пекли хлеб в печах.
Ребята что вам больше всего запомнилось? Понравилось? (ответы детей).
Хозяйка: А что для вас было сложным или не понятным? (высказывания детей).
Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в прошлое. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующему вашему настроению.
Спасибо, ребята, мне очень приятно было с вами. Все были такие молодцы! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий нравственно – патриотического...
"Как мы с детьми хлеб пекли"
Конспект занятия по НОД по окружающему миру и развитию речи для группы, компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего возраста....
«Организация духовно -нравственного воспитания в рамках образовательной организации». Проект: "Возвращение к истокам"
Духовно- нравственное воспитание наиболее актуально в наше время....
Дидактическая игра "Возвращение к истокам"
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не сп...
Исследовательско – творческий проект «Славянская кукла – возвращение к истокам»
Паспорт проектаНазвание проекта «Славянская кукла – возвращение к истокам»Тип проекта Исследовательско – творческий.Продолжительность проекта Средней продолжительности.Участник...
Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».
Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ». Воспитат...
Непосредственно образовательная деятельность «Как на Руси хлеб пекли»
Задачи.1) Способствовать освоению детьми представлений об историческом времени (временных отношений: как в прошлом выращивали и изготовляли хлеб и как данный процесс ...