"Возвращение к истокам — как на Руси хлеб пекли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Захарова Ольга Сергеевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Возвращение к истокам — как на Руси хлеб пекли»

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Задачи:

Обучающие:

  • Обогащать и синтезировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба;
  • Учить сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Обогащать словарь детей прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать умение поддерживать беседу;
  • Активизировать словарь детей, развивать связную монологическую речь;
  • Развивать сенсорные навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей;
  • Вызвать интерес к коллективному труду.

Интеграция областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: Групповая.

Предварительная работа:

Беседы с детьми по теме «Как выращивали хлеб на Руси»«Беседы о хлеборобах», лепка из соленого теста хлебобулочных изделий (изготовление панно), заучивание пословиц о хлебе, рассматривание колосьев пшеницы, муки, теста. Рассматривание альбомов «Злаки»«Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий, д/и «Чудесный мешочек»«Угадай по описанию»«Что лишнее?».

Материалы и оборудование:

Музей русской избы, домашняя утварь, русский народный костюм, хлебопечка, все ингредиенты для хлеба, колосья, зерна, музыкальное сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Возвращение к истокам — как на Руси хлеб пекли»

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Задачи:

Обучающие:

  • Обогащать и синтезировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба;
  • Учить сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Обогащать словарь детей прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать умение поддерживать беседу;
  • Активизировать словарь детей, развивать связную монологическую речь;
  • Развивать сенсорные навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей;
  • Вызвать интерес к коллективному труду.

Интеграция областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: Групповая.

Предварительная работа:

Беседы с детьми по теме «Как выращивали хлеб на Руси»«Беседы о хлеборобах», лепка из соленого теста хлебобулочных изделий (изготовление панно), заучивание пословиц о хлебе, рассматривание колосьев пшеницы, муки, теста. Рассматривание альбомов «Злаки»«Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий, д/и «Чудесный мешочек»«Угадай по описанию»«Что лишнее?».

Материалы и оборудование:

Музей русской избы, домашняя утварь, русский народный костюм, хлебопечка, все ингредиенты для хлеба, колосья, зерна, музыкальное сопровождение.

1. Вводная часть

Дети входят под музыку и встают в круг

Воспитатель: — Дети здравствуйте! Вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Здравствуй!»

  • Повторяй за мной

- Здравствуй солнце золотое!

- Здравствуй небо голубое!

- Здравствуй вольный ветерок!

- Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я приветствую!

Подарим, друг другу хорошее настроение и пожелаем доброго дня.

2. Сюрпризный момент

Воспитатель держит корзинку накрытую салфеткой с караваем. Ребята отгадайте загадку тогда и узнаете что спрятано в корзине.

«Есть такие слова:

«Он всему – голова»

Хрустящей корочкой одет,

Мягкий черный, белый…»

Дети: Хлеб!

Воспитатель: Какие вы молодцы! В давние времена хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе, ведь хлеб был основным продуктом питания.

Мотивирование к деятельности:

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели полететь на машине времени в далекое прошлое и посмотреть, как жили раньше люди в селе в избах, как пекли хлеб в старину и встречали гостей с «Хлебом, да солью».

Дети: Да! Очень хотим!

Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, закроем глазки и все вместе, скажем «Полетели!». Ну, вот мы с вами очутились в избе (дети рассаживаются на лавочки в мини – музее «Русская изба»).

Хозяйка: Здравствуйте, гости желанные! Заходите скорей! Я сегодня вам расскажу и покажу, как раньше хлеб пекли, а потом и вместе тесто замесим, да и пышный хлеб в печи испечем».

3. Основная часть

Хозяйка: У нас есть слова «Хлеб – всему голова». Ребята, а откуда берется хлеб?

Дети: Зерно сеют на полях, из них вырастают колоски.

Хозяйка: Верно ребята, а вот те самые колоски, что вырастают на полях (рассматривание колосков). Потом собранные колоски с полей везли на мельницу там зерна из колосков выбивали. А потом растирали в ступке или на жерновах, и получалась мука. Вот так (показ растирания зерен в ступке).

Хозяйка: (Опыт) Ребята я в один мешочек насыпаю муки, в другой – зерно. Перемешаю их. А теперь пощупайте их и отгадайте, где мука? Где зерно? (Дети отгадывают).

Хозяйка: Друзья, а как вы догадались?

Ответы детей: Мука мелкая, мягкая, а зерна крупные, тяжелые.

Хозяйка: Молодцы ребята вы правильно все определили.

Хозяйка: В давние времена хозяйки пекли хлеб ежедневно. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Для проверки качества муки ее пробовали, как говорили «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если мука не горчила, то мука свежая, хорошая и тесто из нее получалось удачное, пышное.

Возьмите по щепоточке муки и попробуйте ее «на зубок». Ну как годится наша мука для выпечки хлеба? Какая мука на вкус?

Дети: Да, мука сладкая, вкусная, безвкусная, никакая.

Хозяйка: (показывает сито) – Ребята, как вы думаете что это?

Дети: Сито.

Хозяйка: Для чего оно нужно?

Дети: Что бы просеивать.

Хозяйка: Да вы правильно ответили. Перед замесом теста муку обязательно просеивали через сито, что бы хлеб получался пышным и вкусным. Замешивали тесто в деревянной кадушке, которую называли – квашня. И потом готовое тесто отправляли в печь на специальной хлебной лопате.

Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть «Делу время, а потехе час», говорят русские люди.

Физкультминутка

«В землю зернышко попало» (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек прорастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся (3 раза)

Хозяйка: Ребята, давайте, и мы с вами попробуем испечь вкусный хлебушек? Друзья, но все ингредиенты остались у нас в детском саду, давайте, скорее, займем свои места в машине времени и вернемся обратно (дети встают в круг и берутся за руки). Поехали.

Вот мы и на месте. Давайте подойдем к столу и рассмотрим все ингредиенты, которые нам с вами понадобятся для приготовления хлеба. Что вы видите на столе?

Дети: Мука, вода, соль, сахар, дрожжи, растительное масло.

Хозяйка: Все верно.

В старину как мы с вами видели, хлеб пекли в больших печах, этот процесс был достаточно трудоемким, а у нас с вами современная хлебопечь, сейчас нам нужно все ингредиенты поместить в ведерко и «чудо – хлебопечь все сделает сама», и в обед мы сможем с вами полакомиться нашим хлебушком.

4. Заключительная часть

Хозяйка: Вот и пришла наша встреча к концу. Где мы с вами сегодня побывали и что нового узнали?

Хозяйка: Правильно мы с вами окунулись в старину и увидели, как мололи муку, как пекли хлеб в печах.

Ребята что вам больше всего запомнилось? Понравилось? (ответы детей).

Хозяйка: А что для вас было сложным или не понятным? (высказывания детей).

Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в прошлое. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующему вашему настроению.

Спасибо, ребята, мне очень приятно было с вами. Все были такие молодцы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и  внедрения программ и технологий нравственно – патриотического...

"Как мы с детьми хлеб пекли"

Конспект занятия по НОД по окружающему миру и развитию речи для группы, компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего возраста....

Дидактическая игра "Возвращение к истокам"

Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не сп...

Исследовательско – творческий проект «Славянская кукла – возвращение к истокам»

Паспорт проектаНазвание проекта «Славянская кукла – возвращение к истокам»Тип проекта Исследовательско – творческий.Продолжительность проекта Средней продолжительности.Участник...

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

Непосредственно образовательная деятельность «Как на Руси хлеб пекли»

       Задачи.1) Способствовать освоению детьми представлений об историческом времени (временных отношений: как в прошлом выращивали и изготовляли хлеб и как данный процесс ...