Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа
Цель: подвести детей к пониманию того, что все представители царства животных приспособились жить в определенных условиях.
Задачи:
- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни, внешнем виде, повадках;
Задачи:
- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
развивать у детей умение обобщать сведения, классифицировать животных по условиям обитания;
- развивать самостоятельность, активность.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, что это?( показываю глобус)
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - Рассмотрите его.
Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: -Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, Как вы думаете, есть ли жизнь в морях и океанах?
- Там живут животные и растут растения, так же как и у нас на земле. Хотите познакомиться с ними поближе?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим морское путешествие. Вы согласны?
Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).
Включаю запись звуков моря.
Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом. Сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот. (Выключается музыка.)
Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это подводный аппарат для океанографических исследований на больших глубинах. У него
легкий и прочный корпус. Внутри находится аппаратура, пульты управления и экипаж. Движется он с помощью винтов (показываю картинку.)
- Вы готовы? Тогда по одному заходите через люк и занимайте места (воспитатель держит обруч, куда дети заходят).
1 -2 -3 – все поплывём!
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Нужно лишь смотреть во все глаза.
- Вот мы и оказались в подводном мире. А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своём этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. Сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, вот плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).
Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи.
Одновременно со словами проводится опыт "Питание кита"
Дети проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием( прозрачный контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок).
- В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок, это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остаётся в пасти. А теперь представьте, что вы киты и ловите рыбу.
Молодцы, хорошо получилось. А теперь давайте отдхнём.
Проводится физминутка "А над морем"
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же дельфин.
-Дельфины – это небольшие киты. Как вы думаете, чем питаются дельфины?
Ответы детей.
Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы набрать воздух!
- Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт?
- Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). (Показ картинки акулы).
Проводится игра «Что у рыбы, для чего» Встаём в круг ,кидаем друг другу мяч. Начинает воспитатель: У акулы есть глаза. Спрашивает: «Для чего?» - и кидает мяч. Ребѐнок: отвечает: «Чтобы смотреть, а ещѐ есть жабры.» и передаѐт мяч. Следующий ребѐнок говорит: «Жабры нужны, чтобы дышать.» и называет другую часть тела и т.д.
Воспитатель: - Чем питается акула?
Дети: - Рыбами, морскими животными.
А как могут выглядеть другие обитатели этого "этажа"?
Ответы детей.
У меня для вас сюрприз(разрезные картинки). Давайте соберём картинки и узнаем, кто же здесь ещё обитает(морская звезда, морской конёк, медуза, осьминог, кальмар)
Дети собирают разрезные картинки.
Про одного из обитателей этого этажа я немного расскажу. Но сначала отгадайте загадку:
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо..?
Дети: Осьминог.(на экране появляется изображение осьминога)
Правильно, осьминог.
Осьминоги живут в толще воды. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.
Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю.
Вы верите, что мы можем показать, как это происходит.
А это правда, хотите посмотреть?
Поводится опыт «Реактивное движение»
Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).
Кто хочет сам попробовать? Каждый желающий повторяет опыт.
А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её?
От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.
Воспитатель:- Давайте продолжим погружение. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте?
Ответы детей. Их предположения.
Демонстрация слайдов о глубоководных рыбах.
Воспитатель:- Обратите внимание на окраску обитателей этого слоя воды. Что вы можете о ней сказать?
Дети:- Все обитатели имеют тёмную окраску.
Воспитатель: -Почему?
Предположения детей.
В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы.
-Вы знаете, как называются рыбы, живущие на большой глубине?
Ответы детей.
Воспитатель: -Эти рыбы называются глубоководные. Повторите ребята все вместе.
Дети повторяют все вместе.
Воспитатель: -Вот мы и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей, знаем, кто на какой глубине живёт. Всплываем на поверхность.
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
- Я открываю люк, выходите
Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить, всё, что мы узнали, я предлагаю вам "заселить" морских обитателей, каждого на "свой этаж".
На мольберте изображения моря, разделённого на три этажа. Рядом на столике карточки с изображениями морских обитателей. Дети выбирают карточки и "заселяют" их на свои" этажи" моря.
Воспитатель: -Проверим, правильно ли мы разместили обитателей океана на мольберте( а обратной стороне мольберта правильный вариант заполнения )
Дети рассказывают, кого из обитателей куда заселили и почему, и проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Всё правильно сделали!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
-А что вы дома расскажете маме про наше путешествие?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
- Если вам всё понравилось, то возьмите улыбающийся смайлик, если нет- то грустный.
Дети выбирают смайлики, одновременно рассказывая, что им понравилось, а что нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: - Ребята, что это?( показываю глобус)
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - Рассмотрите его.
Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, Как вы думаете, есть ли жизнь в морях и океанах?
- Там живут животные и растут растения, так же как и у нас на земле. Хотите познакомиться с ними поближе?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим морское путешествие. Вы согласны?
Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).
Включаю запись звуков моря.
Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом. Сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот. (Выключается музыка.)
Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это подводный аппарат для океанографических исследований на больших глубинах. У него
легкий и прочный корпус. Внутри находится аппаратура, пульты управления и экипаж. Движется он с помощью винтов (показываю картинку.)
- Вы готовы? Тогда по одному заходите через люк и занимайте места (воспитатель держит обруч, куда дети заходят).
1 -2 -3 – все поплывём!
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Нужно лишь смотреть во все глаза.
- Вот мы и оказались в подводном мире. А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своём этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. Сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, вот плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).
Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи.
Одновременно со словами проводится опыт "Питание кита"
Дети проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием( прозрачный контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок).
- В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок, это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остаётся в пасти. А теперь представьте, что вы киты и ловите рыбу.
Молодцы, хорошо получилось. А теперь давайте отдхнём.
Проводится физминутка "А над морем"
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же дельфин.
-Дельфины – это небольшие киты. Как вы думаете, чем питаются дельфины?
Ответы детей.
Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы набрать воздух!
- Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт?
- Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). (Показ картинки акулы).
Проводится игра «Что у рыбы, для чего» Встаём в круг ,кидаем друг другу мяч. Начинает воспитатель: У акулы есть глаза. Спрашивает: «Для чего?» - и кидает мяч. Ребѐнок: отвечает: «Чтобы смотреть, а ещѐ есть жабры.» и передаѐт мяч. Следующий ребѐнок говорит: «Жабры нужны, чтобы дышать.» и называет другую часть тела и т.д.
Воспитатель: - Чем питается акула?
Дети: - Рыбами, морскими животными.
А как могут выглядеть другие обитатели этого "этажа"?
Ответы детей.
У меня для вас сюрприз(разрезные картинки). Давайте соберём картинки и узнаем, кто же здесь ещё обитает(морская звезда, морской конёк, медуза, осьминог, кальмар)
Дети собирают разрезные картинки.
Про одного из обитателей этого этажа я немного расскажу. Но сначала отгадайте загадку:
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо..?
Дети: Осьминог.(на экране появляется изображение осьминога)
Правильно, осьминог.
Осьминоги живут в толще воды. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.
Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю.
Вы верите, что мы можем показать, как это происходит.
А это правда, хотите посмотреть?
Поводится опыт «Реактивное движение»
Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).
Кто хочет сам попробовать? Каждый желающий повторяет опыт.
А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её?
От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.
Воспитатель:- Давайте продолжим погружение. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте?
Ответы детей. Их предположения.
Демонстрация слайдов о глубоководных рыбах.
Воспитатель:- Обратите внимание на окраску обитателей этого слоя воды. Что вы можете о ней сказать?
Дети:- Все обитатели имеют тёмную окраску.
Воспитатель: -Почему?
Предположения детей.
В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы.
-Вы знаете, как называются рыбы, живущие на большой глубине?
Ответы детей.
Воспитатель: -Эти рыбы называются глубоководные. Повторите ребята все вместе.
Дети повторяют все вместе.
Воспитатель: -Вот мы и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей, знаем, кто на какой глубине живёт. Всплываем на поверхность.
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
- Я открываю люк, выходите
Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить, всё, что мы узнали, я предлагаю вам "заселить" морских обитателей, каждого на "свой этаж".
На мольберте изображения моря, разделённого на три этажа. Рядом на столике карточки с изображениями морских обитателей. Дети выбирают карточки и "заселяют" их на свои" этажи" моря.
Воспитатель: -Проверим, правильно ли мы разместили обитателей океана на мольберте( а обратной стороне мольберта правильный вариант заполнения )
Дети рассказывают, кого из обитателей куда заселили и почему, и проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Всё правильно сделали!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
-А что вы дома расскажете маме про наше путешествие?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
- Если вам всё понравилось, то возьмите улыбающийся смайлик, если нет- то грустный.
Дети выбирают смайлики, одновременно рассказывая, что им понравилось, а что нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: «В гости к домашним животным»
«В гости к домашним животным» Программное содержание: Познакомить детей с понятием «домашние животные» с их внешним видом, чем питаются, какую пользу приносят человеку; раз...
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе "Кошка и котёнок"
Познакомить детей с домашним животным- кошкой и котёнком....
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе.Тема: "Мыло и вода"...
Конспект занятия по окружающему миру для второй младшей группы по теме: "Домашние животные"
познакомить с понятием домашние животные, развивать речь, внимание,память, мышление. Прилагается презентация...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект НОД по окружающему миру "Обитатели подводного царства"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по окружающему миру "Увлекательный подводный мир" в подготовительной группе
Непосредственно образовательная деятельность...