Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Варавина Надежда Сергеевна

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа

Цель: подвести детей к пониманию того, что все представители царства животных приспособились жить в определенных условиях.

Задачи:

- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни, внешнем виде, повадках;

Задачи:

- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

развивать у детей умение обобщать сведения, классифицировать животных по условиям обитания;

- развивать самостоятельность, активность.

 

Ход:

 

Воспитатель: - Ребята, что это?( показываю глобус)

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Рассмотрите его.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: -Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель:  - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, Как вы думаете, есть ли жизнь в морях и океанах?

- Там живут животные и растут растения, так же как и у нас на земле. Хотите познакомиться с ними поближе?

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим морское путешествие. Вы согласны?

Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Включаю запись звуков моря.

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом. Сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот. (Выключается музыка.)

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это подводный аппарат для океанографических исследований на больших глубинах. У него

легкий и прочный корпус. Внутри находится аппаратура, пульты управления и экипаж. Движется он с помощью винтов (показываю картинку.)

- Вы готовы? Тогда по одному заходите через люк и занимайте места (воспитатель держит обруч, куда дети заходят).

 1 -2 -3 – все поплывём!

В мир подводный попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Нужно лишь смотреть во все глаза.

- Вот мы и оказались в подводном мире. А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своём этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. Сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, вот плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).

Киты -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие  киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи.

Одновременно со словами проводится опыт "Питание кита"

Дети проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием( прозрачный  контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок).

- В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок, это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остаётся в пасти. А теперь представьте, что вы киты и ловите рыбу.

Молодцы, хорошо получилось. А теперь давайте отдхнём.

Проводится физминутка "А над морем"

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ  картинки  дельфина). Да это же дельфин.

-Дельфины – это небольшие киты. Как вы думаете, чем питаются дельфины?

Ответы детей.

 Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы набрать  воздух!

- Мы опускаемся  поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт?

- Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). (Показ картинки акулы).

Проводится игра «Что у рыбы, для чего» Встаём в круг ,кидаем  друг другу мяч. Начинает воспитатель: У акулы есть глаза. Спрашивает: «Для чего?» - и кидает мяч. Ребѐнок: отвечает: «Чтобы смотреть, а ещѐ есть жабры.» и передаѐт мяч. Следующий ребѐнок говорит: «Жабры нужны, чтобы дышать.» и называет другую часть тела и т.д.

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

А как могут выглядеть другие обитатели этого "этажа"?

Ответы детей.

У меня для вас сюрприз(разрезные картинки). Давайте соберём картинки и узнаем, кто же здесь ещё обитает(морская звезда, морской конёк,  медуза, осьминог, кальмар)

Дети собирают разрезные картинки.

Про одного из обитателей этого этажа я немного расскажу. Но сначала отгадайте загадку:

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.(на экране появляется изображение осьминога)

Правильно, осьминог.

Осьминоги живут в толще воды. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.

Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю.

Вы верите, что мы можем показать, как это происходит.

А это правда, хотите посмотреть?

Поводится опыт «Реактивное движение»

Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).

Кто хочет сам попробовать? Каждый желающий повторяет опыт.

А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её?

От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.

Воспитатель:- Давайте продолжим погружение. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте?

Ответы детей. Их предположения.

Демонстрация слайдов о глубоководных рыбах.

Воспитатель:- Обратите внимание на окраску обитателей этого слоя воды. Что вы можете о ней сказать?

Дети:- Все обитатели имеют тёмную окраску.

Воспитатель: -Почему?

Предположения детей.

В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы.

-Вы знаете, как называются рыбы, живущие на большой глубине?

Ответы детей.

 Воспитатель: -Эти рыбы называются глубоководные. Повторите ребята все вместе.

Дети повторяют все вместе.

Воспитатель: -Вот мы и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей, знаем, кто на какой глубине живёт. Всплываем на поверхность.

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

- Я открываю люк, выходите

Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить, всё, что мы узнали, я предлагаю вам "заселить" морских обитателей, каждого на "свой этаж".

На мольберте изображения моря, разделённого на три этажа. Рядом на столике карточки с изображениями морских обитателей. Дети выбирают карточки и "заселяют" их на свои" этажи" моря.

Воспитатель: -Проверим, правильно ли мы разместили обитателей океана на мольберте( а обратной стороне мольберта правильный вариант заполнения )

Дети рассказывают, кого из обитателей куда заселили и почему, и проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Всё правильно сделали!

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

-А что вы дома расскажете маме про наше путешествие?

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

- Если вам всё понравилось, то возьмите улыбающийся смайлик, если нет- то грустный.

Дети выбирают смайлики, одновременно рассказывая, что им понравилось, а что нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: - Ребята, что это?( показываю глобус)

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Рассмотрите его.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель:  - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, Как вы думаете, есть ли жизнь в морях и океанах?

- Там живут животные и растут растения, так же как и у нас на земле. Хотите познакомиться с ними поближе?

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим морское путешествие. Вы согласны?

Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Включаю запись звуков моря.

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом. Сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот. (Выключается музыка.)

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это подводный аппарат для океанографических исследований на больших глубинах. У него

легкий и прочный корпус. Внутри находится аппаратура, пульты управления и экипаж. Движется он с помощью винтов (показываю картинку.)

- Вы готовы? Тогда по одному заходите через люк и занимайте места (воспитатель держит обруч, куда дети заходят).

 1 -2 -3 – все поплывём!

В мир подводный попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Нужно лишь смотреть во все глаза.

- Вот мы и оказались в подводном мире. А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своём этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. Сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, вот плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).

Киты -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие  киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи.

Одновременно со словами проводится опыт "Питание кита"

Дети проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием( прозрачный  контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок).

- В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок, это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остаётся в пасти. А теперь представьте, что вы киты и ловите рыбу.

Молодцы, хорошо получилось. А теперь давайте отдхнём.

Проводится физминутка "А над морем"

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ  картинки  дельфина). Да это же дельфин.

-Дельфины – это небольшие киты. Как вы думаете, чем питаются дельфины?

Ответы детей.

 Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы набрать  воздух!

- Мы опускаемся  поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт?

- Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). (Показ картинки акулы).

Проводится игра «Что у рыбы, для чего» Встаём в круг ,кидаем  друг другу мяч. Начинает воспитатель: У акулы есть глаза. Спрашивает: «Для чего?» - и кидает мяч. Ребѐнок: отвечает: «Чтобы смотреть, а ещѐ есть жабры.» и передаѐт мяч. Следующий ребѐнок говорит: «Жабры нужны, чтобы дышать.» и называет другую часть тела и т.д.

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

А как могут выглядеть другие обитатели этого "этажа"?

Ответы детей.

У меня для вас сюрприз(разрезные картинки). Давайте соберём картинки и узнаем, кто же здесь ещё обитает(морская звезда, морской конёк,  медуза, осьминог, кальмар)

Дети собирают разрезные картинки.

Про одного из обитателей этого этажа я немного расскажу. Но сначала отгадайте загадку:

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.(на экране появляется изображение осьминога)

Правильно, осьминог.

Осьминоги живут в толще воды. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.

Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю.

Вы верите, что мы можем показать, как это происходит.

А это правда, хотите посмотреть?

Поводится опыт «Реактивное движение»

Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).

Кто хочет сам попробовать? Каждый желающий повторяет опыт.

А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её?

От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.

Воспитатель:- Давайте продолжим погружение. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте?

Ответы детей. Их предположения.

Демонстрация слайдов о глубоководных рыбах.

Воспитатель:- Обратите внимание на окраску обитателей этого слоя воды. Что вы можете о ней сказать?

Дети:- Все обитатели имеют тёмную окраску.

Воспитатель: -Почему?

Предположения детей.

В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы.

-Вы знаете, как называются рыбы, живущие на большой глубине?

Ответы детей.

 Воспитатель: -Эти рыбы называются глубоководные. Повторите ребята все вместе.

Дети повторяют все вместе.

Воспитатель: -Вот мы и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей, знаем, кто на какой глубине живёт. Всплываем на поверхность. 

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

- Я открываю люк, выходите

Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить, всё, что мы узнали, я предлагаю вам "заселить" морских обитателей, каждого на "свой этаж".

На мольберте изображения моря, разделённого на три этажа. Рядом на столике карточки с изображениями морских обитателей. Дети выбирают карточки и "заселяют" их на свои" этажи" моря.

Воспитатель: -Проверим, правильно ли мы разместили обитателей океана на мольберте( а обратной стороне мольберта правильный вариант заполнения )

Дети рассказывают, кого из обитателей куда заселили и почему, и проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Всё правильно сделали!

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

-А что вы дома расскажете маме про наше путешествие?

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

- Если вам всё понравилось, то возьмите улыбающийся смайлик, если нет- то грустный.

Дети выбирают смайлики, одновременно рассказывая, что им понравилось, а что нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: «В гости к домашним животным»

«В гости к домашним животным»      Программное содержание: Познакомить детей с понятием «домашние животные» с их внешним видом, чем питаются, какую пользу приносят человеку; раз...

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе "Кошка и котёнок"

Познакомить детей с домашним животным- кошкой и котёнком....

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе.Тема: "Мыло и вода"...

Конспект занятия по окружающему миру для второй младшей группы по теме: "Домашние животные"

познакомить с понятием домашние животные, развивать речь, внимание,память, мышление. Прилагается презентация...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект НОД по окружающему миру "Обитатели подводного царства"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...