Конспект НОД по окружающему миру "Увлекательный подводный мир" в подготовительной группе
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Нижне-Бестяхский детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Сказка»
Конспект НОД по окружающему миру "Увлекательный подводный мир"
подготовительная группа
Выполнила:
Петрова Ф.Д.
Нижний-Бестях 2021
Цели:
- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.
Задачи:
- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
- развивать самостоятельность, активность.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)
- А вот наш помощник. Ребята, что это?
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
Дети: - Разноцветным.
Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).
Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(включаю запись звуков моря.)
Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.
Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Всяк попасть туда мечтает.
Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся.
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только открыть глаза.
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).
1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.
- Молодец! Очень интересно!
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин).
2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!
Воспитатель: – Молодец!
- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
- Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
Воспитатель: - Чем питается акула?
Дети: - Рыбами, морскими животными.
Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?
Дети: - Да.
3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.
Воспитатель: - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: - Нет. У человека нет жабр.
Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения
пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.
В.: - Смотрите, вот и осьминог!
4 Ребёнок: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Воспитатель: - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?
Дети: - Рыба.
Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.
Игра «Вопросы - ответы»
Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.
(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
- Чья голова? (Это рыбья голова).
- Чей хвост? (Это рыбий хвост).
- Чьи жабры? (Это рыбьи жабры).
- Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).
- Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).
- Чьи кости? (Это рыбьи кости).
- Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).
- Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).
- Чьё туловище? (Это рыбье туловище).
- Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!
5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.
В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.
6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.
Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Один - много»
Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.
- Море – моря;
- Рыба – рыбы;
- Акваланг – акваланги;
- Батискаф - батискафы;
- Лодка – лодки;
- Водолаз – водолазы;
- Кит – киты;
- Осьминог - осьминоги;
- Дельфин – дельфины;
- Медуза – медузы;
- Акула – акулы;
- Коралл – кораллы.
Итог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
Любите дети природу:
Реки, озёра, моря,
О ней проявляйте заботу -
Будут тогда чудеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельн6ости по художественно-эстетическому развитию: «Волшебная страна – подводное царство» (подготовительная группа)
Освоение техники рисования по "мокрому листу"...
Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы «Город мастеров»+презентация
Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы «Город мастеров»+презентация...
Конспект НОД по окружающему миру "Морские жители" подготовительная группа
Конспект НОД по окружающему миру "Морские жители" подготовительная группа...
«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы
Тема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин.Цель: закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, ч...
«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы
laquo;Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группыТема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин....
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"...
Конспект НОД по окружающему миру с детьми подготовительной группы. Тема: «Почему люди такие разные?»
Данное мероприятие направлено на формирование толетарного отношения к людям....